Исправляем межзубный сигматизм.
Некоторые дети неправильно произносят свистящие звуки [С], [З] и [Ц], когда язык находится в межзубном положении и кончик его постоянно виден. В такой позиции звуки [С], [З], [Ц] не имеют характерного для них свистящего оттенка и звучат глуше. Такое произношение легко закрепляется и может остаться на всю жизнь. Родители чаще всего спокойно относятся к этому недостатку, считая его особенностью детской речи.
Сами дети не замечают, что их язык постоянно выходит за линию зубов и удивляются, когда узнают об этом. Исправляя межзубное произношение свистящих звуков прежде всего необходимо медленно, несколько раз подряд показать движения языка, когда он прячется за нижние зубы и кончиком крепко прижимается к ним. А потом предложить ребенку сделать также. Сказать: "Спрячем язык за нижние зубы и сильно подуем на них". Между зубами остается узкая щель, изо рта выходит холодный ветерок. Слышится четкий звук [С]. Полученный правильный звук должен быть повторен несколько раз изолированно и столько же в сочетании со звуком [А]… (СА). Не следует требовать слияния звуков [С] и [А], [С] и [О] сразу, нужно лишь приучить ребенка к последовательному переходу от одного звука к другому.
Полученную правильную артикуляцию надо повторять ежедневно, пока ребенок не усвоит ее.
Осваивание детьми новой артикуляции требует разного количества времени: от 1,2 дней до недели и больше, в зависимости от сложности данного звука, ловкости движений языка ребенка, его сообразительности.
Исправление звука [З] проводится после того, как звук [С] закреплен. Внимание ребенка нужно привлечь к тому, что звук [С] можно произнести с голосом (при этом прикладываем руку к области гортани). Слышен звук [З].
Произнесение звука [Ц] не приходится тщательно подготавливать, нужно лишь объяснить ребенку, что он должен быстро и слитно произносить звуки [ТС] и показать, как это делается.
При закреплении звуков необходимо широко использовать потешки, чистоговорки, стихи, загадки.
Например:
1) Са- са- са - в лесу живет лиса.
Со- со- со- у машины колесо.
2) Носит Сеня в сени сено,
Спать на сене будет Сеня.
3) Ползун ползет, иголки везет.
4) Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка.
5) Любовалась цыплятами курица:
Что ни цыпленок, то умница.