Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Использование межпредметных связей при подготовке к ЕГЭ по математике

• Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания • Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности выбирать успешные стратегии в различных ситуациях

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

«Использование межпредметных связей при подготовке к ЕГЭ по математике»

Сафарова Лариса Николаевна, учитель математики МБОУ СШ №31 г.Сургут, ln

Вступительная часть: обоснование актуальности проблемы.

Реализация межпредметных связей в учебном процессе создает условия для целостного восприятия единой научной картины мира. Использование межпредметных связей при подготовке к единому государственному экзамену (далее – ЕГЭ) обусловлено несколькими аспектами: во-первых, повышением научного уровня содержания образования, во-вторых, увеличением объема информации, подлежащей усвоению учащимися, в-третьих, возросшими требованиями к уровню предметных компетенций выпускников средней школы. Согласно ФГОС среднего (полного) общего образования метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

Межпредметные связи развивают у школьников логическое и критическое мышление, творческие способности. Использование таких связей в учебном процессе уменьшает дублирования при изучении нового материала, формирует навыки и умения у учащихся применять в практике свои знания.

Теоретические основания данной темы.

Характерной особенностью КИМов по предмету: «Математика» является наличие задач прикладного характера, в которых прослеживается межпредметная связь с рядом дисциплин: физикой, химией, биологией, экономикой. Следует отметить, что данные задания не являются типовыми ни для математики; ни для физики, химии, биологии, поскольку для решения данных задач необходим как математический аппарат (интерпретация графиков, работа с диаграммами, понимание прикладного значения производной, вероятности), так и понятийный аппарат дисциплин естественнонаучного и социально-экономического профиля. Предлагая учащемуся задачу прикладного характера, учитель должен представлять, какую цель преследует данная задача и какие именно знания или понятия других дисциплин необходимо использовать для решения подобных задач. Следует стремиться выдерживать общий дидактический принцип, основанный на идее посильности каждой задачи в общей цепи упражнений, постепенном нарастании трудности, взаимосвязи нового и пройденного материала. С помощью таблицы можно увидеть связь предметов:

Название предмета

Учебная тема

Математическое содержание

Физика

Движение, взаимодействие тел. Электричество

Прямая и обратная пропорциональная зависимость

Равноускоренное движение

Линейная функция, производная функции

Механика

Векторы, метод координат, производная, функция. График функции

Кинематика

Векторы, действия над векторами

Оптика

Симметрия

Химия

Масса, объем и количество вещества,

Решение уравнений, решение задач на проценты

Задачи с массовой долей выхода продукта реакции

Расчеты массовой доли примесей по данной массе смеси

Растворы

Определение формулы вещества по массовым долям элементов

География

Глобальные проблемы человечества

Решение уравнений, задач на проценты. Задачи на соответствие, диаграммы.

География производственной сферы

Население

Данная таблица поможет учителю определить, на какие навыки и умения по другим предметам он может опираться при изучении тех или иных тем своего предмета. Не случайно в заданиях ЕГЭ по математике много задач с прикладным содержанием, как при сдаче профильного уровня, так и базового. В вариантах базового уровня это задачи 4, 9, 11, 14, профильного 2,8,10.

Практикоориентированный материал

Подготовка к ЕГЭ осуществляется на уроках, элективных курсах и консультациях.

Задачи на установление соответствия величин, на определение зависимости использую, как устный счет в начале урока, ориентирую учащихся на то, что в этом задании необходимы знания географии, биологии и физики:

Пример1. Установите соответствие между величинами и их возможными значениями: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ВЕЛИЧИНЫ

ВОЗМОЖНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ

А) расстояние от Земли до Луны

Б) объём воды в Чёрном море

В) площадь территории России

Г) масса Земли

1) 5,9726 · 1024 кг

2) 17 млн кв. км

3) 385 000 км

4) 555 000 км3

Пример2. В ходе химической реакции количество исходного вещества (реагента), которое еще не вступило в реакцию, со временем постепенно уменьшается. На рисунке эта зависимость представлена графиком. На оси абсцисс откладывается время в минутах, прошедшее с момента начала реакции, на оси ординат – масса оставшегося реагента, который еще не вступил в реакцию (в граммах). Определите по графику, сколько граммов реагента вступило в реакцию за три минуты?

Не секрет, что большие трудности у учащихся вызывают текстовые задачи. Как правило, с текстовыми задачами справляются 35 - 40% учащихся. Для решения текстовых задач используем следующий алгоритм:

Прочитать текст задачи;

Определить все неизвестные величины;

Сопоставить каждой неизвестной величине свою математическую переменную (неизвестную);

Связать все неизвестные величины с данными задачи (т.е. составить уравнение);

Решить полученное уравнение;

Записать ответ задачи.

В первую очередь необходимо перевести задачу на математический язык. Текстовые задачи делятся на: задачи на движение, на сплавы и смеси, на совместную работу, на проценты. Чтобы рассмотреть как можно больше видов задач, класс делиться на группы. Первая группа решает задачу на движение, вторая на совместную работу, третья на смеси и сплавы, четвертая на проценты. Для удобства каждая группа должна заполнить предложенную таблицу, решить задачу и предложить решение задачи остальным ученикам. Приведу примеры:

Задача на движение. (1 группа)

Основная формула S=v∙t

Два велосипедиста одновременно отправились в 240-километровый пробег. Первый ехал со скоростью, на 1 км/ч большей, чем скорость второго, и прибыл к финишу на 1 час раньше второго. Найти скорость велосипедиста, пришедшего к финишу первым. Ответ дайте в км/ч.

Заполнить таблицу:

S

v1

v2

t1

t2

t1 – t2

240 км

x

x - 1

1

(вторую строчку группа заполняет самостоятельно)

Составить уравнение и решить его.

Записать ответ.

Задача на совместную работу. (2 группа)

Основная формула: A=F∙s (физика) A=n∙t, где n-количество деталей в час, t-время.

На изготовление 475 деталей первый рабочий тратит на 6 часов меньше, чем второй рабочий на изготовление 550 таких же деталей. Известно, что первый рабочий за час делает на 3 детали больше, чем второй. Сколько деталей в час делает первый рабочий?

Заполнить таблицу:

A1

n1

A2

n2

t1

t2

t2 – t1

475

x

550

x-3

6

(вторую строчку группа заполняет самостоятельно)

Составить уравнение и решить его.

Записать ответ.

Задача на смеси и сплавы. (3 группа)

Основная формула:

Смешали 4 литра 15–процентного водного раствора некоторого вещества с 6 литрами 25–процентного водного раствора этого же вещества. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора?

Заполнить таблицу:

V1

V2

Vв-ва

Vр-ра

0,15∙4

0,25∙6

0,15∙4+0,25∙6

4+6

(вторую строчку группа заполняет самостоятельно)

Составить выражение и решить его.

Записать ответ.

После рассмотрения всех задач ученикам предлагается выполнить самостоятельную работу.

Заключение.

При рассмотрении интегрированных задачи по математике и физике, математике и химии, математики и географии и т.д, можно раскрыть все особенности их решения с позиции различных предметов, и дать цельное представление. Цель интегрированного подхода к решению задач – воспитание личности с нестандартным мышлением. Интегрированный подход способствуют развитию речи, абстрактному и логическому мышлению, произвольному вниманию, побуждают к активности и самостоятельности. Чтобы выполнить задание, которое подбирает учитель, ученик должен знать программный материал, уметь делать выводы на основе сравнений, выявлять закономерность, уметь воображать. Каждый ученик работает в меру своих сил, поднимаясь, на свою, только ему посильную ступеньку.

Литература

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования".

Открытый банк задач ЕГЭ по математике 2012 [Электронный ресурс]. -live.mephist.ru/show/mathege2010/solve/B13/solved/

Обучающая система Д. Гущина «Решу ЕГЭ» 2018

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области