Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Использование вариативной предметно-развивающей среды в психическом и физическом развитии дошкольников

Вся деятельность ребенка с раннего детства подчинена одной ведущей потребности – познанию окружающего мира и себя в нем. Обеспечить гармоничное развитие дошкольников поможет правильно организованная предметная среда.При проектировании предметной среды очень важно учитывать особенности дошкольников возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, их личные характеристики, половой состав группы. Обстановка во всех возрастных группах в первую очередь должна быть комфортной и безопасной для ребенка, пособия должны соответствовать требованиям гигиены, правилам охраны жизни и здоровья детей. Кроме того, в группах раннего возраста необходимо учитывать, что дети еще не умеют взаимодействовать со сверстниками, предпочитая игры рядом, но не вместе. Поэтому их место деятельности должно обеспечивать одновременное присутствие двух-трех дошкольников, а также возможность совместной деятельности взрослого и ребенка.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Использование вариативной предметно-развивающей среды

в психическом и физическом развитии дошкольников

Вся деятельность ребенка с раннего детства подчинена одной ведущей потребности – познанию окружающего мира и себя в нем. Обеспечить гармоничное развитие дошкольников поможет правильно организованная предметная среда.

Среда в широком смысле – это условия, которое государство создает для развития детей, а также культура, традиции и обычаи народа. При более детальном рассмотрении – это непосредственное предметное окружение ребенка.

Известно, что дошкольное учреждение – это место, где дети получают первый практический опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Взрослым, окружающим ребенка, важно создать такую предметно-развивающую среду, которая способствовала бы физическому и психическому развитию дошкольников.

При проектировании предметной среды очень важно учитывать особенности дошкольников: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, их личные характеристики, половой состав группы.

Обстановка во всех возрастных группах в первую очередь должна быть комфортной и безопасной для ребенка, пособия должны соответствовать требованиям гигиены, правилам охраны жизни и здоровья детей. Кроме того, в группах раннего возраста необходимо учитывать, что дети еще не умеют взаимодействовать со сверстниками, предпочитая игры рядом, но не вместе. Поэтому их место деятельности должно обеспечивать одновременное присутствие двух-трех дошкольников, а также возможность совместной деятельности взрослого и ребенка.

Благоприятное предметно-пространственное окружение является одним из главных условий полноценного физического развития дошкольников, а также реализует их потребность в движении.

Разнообразные пособия вызывают у детей интерес к движениям, дают возможность наиболее полно самовыразиться каждому ребенку, создают фон для игры. Они широко используются детьми во всех видах двигательной деятельности, как в организованной взрослым, так и в самостоятельной.

При создании предметно-развивающей среды возможно использование нестандартного оборудования (пособий), в т.ч. изготовленного руками воспитателей.

Проблема нехватки материальных средств на приобретение спортивного оборудования и инвентаря подталкивает педагогов к творческому поиску и созданию пособий своими руками. Например, таких:

скакалки (для развития координации движений, чувства ритма,

прыгучести, ловкости, быстроты, укрепления мышц рук и ног, формирования правильной осанки, развития выносливости, творческого воображения);

спинной массажер (для укрепления и развития мышц спины, плечевого пояса, ног; формирования правильной осанки);

варежковый массажер (для укрепления и развития мышц спины, плечевого пояса, ног);

массажные коврики (для профилактики плоскостопия, развития и укрепления мышц стопы ног, формирования правильной осанки);

корригирующие дорожки (для профилактики плоскостопия, развития и укрепления мышц стопы, формирования правильной осанки, развития координации движений, равновесия).

Важным также является соблюдение основных принципов построения предметно-развивающей среды развития движений детей в ДОУ:

принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей и склонностей детей, т.к. каждому ребенку свойственно индивидуальное физическое и психическое развитие;

принципа функционального и эмоционального комфорта детей в среде (наличие переносных ширм, домика, матов, подушек позволяет каждому ребенку найти место, удобное для занятий и игр, комфортное с точки зрения его эмоционального состояния);

принципа системности (периодическое обогащение содержания предметной среды развития движений с ориентацией на пройденный программный материал и индивидуальные возможности детей, на обеспечение зоны ближайшего развития);

принципа учета требований современного дизайна и универсальности предметной среды развития движений (рациональная и целесообразная расстановка мебели, физкультурно-спортивного оборудования, инвентаря в целях создания большего пространства для самостоятельной двигательной деятельности детей).

Пособия и оборудование должны находиться в свободном доступе: на открытых полках, в передвижных контейнерах, которые легко переставляются детьми. Все элементы среды легко трансформируются при сохранении общей смысловой целостности.

Вариативность физкультурно-игровой среды заключается в апробации разных приемов повышения эффективности использования физкультурного оборудования:

создание эффекта новизны за счет смены переносного оборудования и новых пособий;

размещение на стационарном и переносном оборудовании дополнительных видов пособий (досок, лент, мишеней для метания и т.д.);

объединение разных пособий в комплексы (полоса препятствий, игровые массажные дорожки, домики и т.д.);

перестановка пособий и различное их пространственное расположение, рациональная смена и чередование;

создание разных игровых зон для игр с мячом, ракеткой и воланом, со скакалкой, с обручем и мелкими геометрическими формами.

Созданная физкультурно-игровая среда способствует не только

развитию физических качеств у дошкольников, но и предполагает полноценное комфортное психическое развитие.

Литература:

1.Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1. Январь – 2010 г.

2. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 6. Июнь – 2011 г.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 23.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области