Использование вариативной предметно-развивающей среды
в психическом и физическом развитии дошкольников
Вся деятельность ребенка с раннего детства подчинена одной ведущей потребности – познанию окружающего мира и себя в нем. Обеспечить гармоничное развитие дошкольников поможет правильно организованная предметная среда.
Среда в широком смысле – это условия, которое государство создает для развития детей, а также культура, традиции и обычаи народа. При более детальном рассмотрении – это непосредственное предметное окружение ребенка.
Известно, что дошкольное учреждение – это место, где дети получают первый практический опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Взрослым, окружающим ребенка, важно создать такую предметно-развивающую среду, которая способствовала бы физическому и психическому развитию дошкольников.
При проектировании предметной среды очень важно учитывать особенности дошкольников: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, их личные характеристики, половой состав группы.
Обстановка во всех возрастных группах в первую очередь должна быть комфортной и безопасной для ребенка, пособия должны соответствовать требованиям гигиены, правилам охраны жизни и здоровья детей. Кроме того, в группах раннего возраста необходимо учитывать, что дети еще не умеют взаимодействовать со сверстниками, предпочитая игры рядом, но не вместе. Поэтому их место деятельности должно обеспечивать одновременное присутствие двух-трех дошкольников, а также возможность совместной деятельности взрослого и ребенка.
Благоприятное предметно-пространственное окружение является одним из главных условий полноценного физического развития дошкольников, а также реализует их потребность в движении.
Разнообразные пособия вызывают у детей интерес к движениям, дают возможность наиболее полно самовыразиться каждому ребенку, создают фон для игры. Они широко используются детьми во всех видах двигательной деятельности, как в организованной взрослым, так и в самостоятельной.
При создании предметно-развивающей среды возможно использование нестандартного оборудования (пособий), в т.ч. изготовленного руками воспитателей.
Проблема нехватки материальных средств на приобретение спортивного оборудования и инвентаря подталкивает педагогов к творческому поиску и созданию пособий своими руками. Например, таких:
скакалки (для развития координации движений, чувства ритма,
прыгучести, ловкости, быстроты, укрепления мышц рук и ног, формирования правильной осанки, развития выносливости, творческого воображения);
спинной массажер (для укрепления и развития мышц спины, плечевого пояса, ног; формирования правильной осанки);
варежковый массажер (для укрепления и развития мышц спины, плечевого пояса, ног);
массажные коврики (для профилактики плоскостопия, развития и укрепления мышц стопы ног, формирования правильной осанки);
корригирующие дорожки (для профилактики плоскостопия, развития и укрепления мышц стопы, формирования правильной осанки, развития координации движений, равновесия).
Важным также является соблюдение основных принципов построения предметно-развивающей среды развития движений детей в ДОУ:
принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей и склонностей детей, т.к. каждому ребенку свойственно индивидуальное физическое и психическое развитие;
принципа функционального и эмоционального комфорта детей в среде (наличие переносных ширм, домика, матов, подушек позволяет каждому ребенку найти место, удобное для занятий и игр, комфортное с точки зрения его эмоционального состояния);
принципа системности (периодическое обогащение содержания предметной среды развития движений с ориентацией на пройденный программный материал и индивидуальные возможности детей, на обеспечение зоны ближайшего развития);
принципа учета требований современного дизайна и универсальности предметной среды развития движений (рациональная и целесообразная расстановка мебели, физкультурно-спортивного оборудования, инвентаря в целях создания большего пространства для самостоятельной двигательной деятельности детей).
Пособия и оборудование должны находиться в свободном доступе: на открытых полках, в передвижных контейнерах, которые легко переставляются детьми. Все элементы среды легко трансформируются при сохранении общей смысловой целостности.
Вариативность физкультурно-игровой среды заключается в апробации разных приемов повышения эффективности использования физкультурного оборудования:
создание эффекта новизны за счет смены переносного оборудования и новых пособий;
размещение на стационарном и переносном оборудовании дополнительных видов пособий (досок, лент, мишеней для метания и т.д.);
объединение разных пособий в комплексы (полоса препятствий, игровые массажные дорожки, домики и т.д.);
перестановка пособий и различное их пространственное расположение, рациональная смена и чередование;
создание разных игровых зон для игр с мячом, ракеткой и воланом, со скакалкой, с обручем и мелкими геометрическими формами.
Созданная физкультурно-игровая среда способствует не только
развитию физических качеств у дошкольников, но и предполагает полноценное комфортное психическое развитие.
Литература:
1.Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1. Январь – 2010 г.
2. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 6. Июнь – 2011 г.