Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Конспект урока литературы в 8 классе "Образ главного героя в поэме М.Ю.Лермонтова "Мцыри"

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Тема: Образ главного героя в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»

Цель: раскрыть образ главного героя поэмы «Мцыри»

Задачи:

1.Образовательные: учить работать с текстом лирического произведения, проводить идейно-тематический анализ поэмы Лермонтова, показывать художественные открытия поэта, дать представление о романтическом герое.

2. Развивающие: развивать навыки характеристики героя произведения, навыки аналитической работы с текстом, навыки выразительного чтения лиро-эпического произведения, эмоциональное восприятие лирического произведения.

3.Воспитательные: воспитывать самостоятельность мышления, работоспособность, целеустремленность, стремление понять истинный смысл и красоту жизни; прививать любовь к поэзии как к особому виду искусства, интерес к творчеству М.Ю. Лермонтова.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Ход урока.

Слово учителя.

- Ребята, на прошлом уроке мы начали изучение произведения М.Ю. Лермонтова «Мцыри», говорили о теме и композиции поэмы. Сегодня мы продолжим работу над произведением. Поэма появилась на Кавказе, и действие происходит на Кавказе.

Вопрос: Почему Лермонтов выбрал Кавказ и как его жизнь связана с ним?

Сообщение ученика:

Жизнь Лермонтова была тесно связана с Кавказом. Первые встречи Лермонтова с Кавказом состоялись в детские годы. По совету врачей, Е. А. Арсеньева, бабушка поэта, привозила внука для лечения на Кавказские Минеральные Воды.

Далее, в 1837 году Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта», посвященное гибели А. С. Пушкина. По приказу царя Михаил Юрьевич был сослан на Кавказ.

Лермонтов  любил Кавказ – страну гор и её величественную природу. Кавказ для поэта – это символ вольной самобытной природы и  вольнолюбивых людей.

На Кавказе поэтом было написано много произведений. Во время кавказской ссылки творчество Лермонтова только расцветает: кроме литературы он занимается еще живописью.

Презентация (картины-пейзажи поэта)

Учитель: Кавказ стал для поэта символом жизненных сил, красоты первозданной природы, свободы и воли.

2. Мотивация.

- На столе у вас разрезанное высказывание, соберите его.

Что такое свобода, знают лишь те, кто готов умереть за неё.

- Объясните смысл данного высказывания, принадлежащего французской писательнице 19 века Жермене де Сталь (есть люди, для которых свобода – дороже жизни)

- Одним из таких героев является грузинский юноша, которого готовят в монахи, - Мцыри.

3. Организация совместного целеполагания.

- Как вы думаете, какой может быть тема сегодняшнего урока? («Образ главного героя поэмы»)

- Запишите тему урока в своих тетрадях.

-Эпиграфом уроку служит высказывание русского критика В.Г. Белинского:

… что за огненная душа, что за могучий дух,

что за исполинская натура у этого Мцыри!

В.Г. Белинский

- Что значит «исполинская натура»? (необычайно широкая, свободная)

- А каково значение слова «свобода» по словарю В. Даля? (проверка дом. задания)

(свобода – своя воля, простор, возможность действовать по-своему; отсутствие стеснения, неволи, рабства, подчинения чужой воле)

- А что значит «свободолюбивый»? (ценящий и любящий свободу)

- Давайте узнаем, выслушав историю Мцыри, каким образом он попал в монастырь (рассказ ученика «История Мцыри»)

(Путешествуя по Военно-Грузинской дороге, поэт посетил город Мцхета, древнюю столицу Грузии. Там он встретил одинокого монаха, рассказавшего ему свою историю. Горец ребенком был взят в плен русскими войсками. Заболевшего, его оставили в монастыре, из которого мальчик пытался убежать, не желая жить в заточении. После тяжелой болезни он смирился со своей судьбой, проведя жизнь в святой обители.)

- Сегодня на уроке мы попробуем дать характеристику образу Мцыри. На ваших партах лежат конверты с именами литературных критиков. Откроем их лишь в конце урока и сравним наши мнения с мнением известных критиков о Мцыри. Посмотрим, совпадут ли они.

4. Стадия осмысления.

1. Итак, во вступлении М.Ю. Лермонтов нам рассказывает, что

Немного лет тому назад, Там, где, сливаяся, шумят,Обнявшись, будто две сестры,Струи Арагвы и Куры,Был монастырь.

- Случайно ли действие поэмы происходит в монастыре? ( Перенося действие в монастырь, Лермонтов хотел подчеркнуть силу характера своего героя, его волю и непокорность.)

- Каким предстаёт перед нами Мцыри в начале поэмы, когда он попадает в монастырь? (Пуглив и дик, и слаб, и гибок, безмолвен, одинок, но, в то же время он уже обладал могучим духом)

- Даёт ли Лермонтов подробное описание монастырской жизни Мцыри? (Нет)

- Тем не менее мы понимаем, что значит для Мцыри жизнь в монастыре.

2. Составление ассоциативной цепочки.

- С чем ассоциируется для Мцыри монастырь?

Монастырь - неволя - тюрьма - одиночество - рабство - тоска - узник - сумрак - духота - послушание - служение богу - отказ от всего мирского - плен

- Что означало остаться в монастыре? (навсегда отказаться от Родины и свободы, быть обречённым на вечное рабство, послушание и одиночество)

3. Беседа по вопросам.

- Какова была цель побега? Найдите в тексте

Гл.6,9,10,11

(А) Давным-давно задумал я // Взглянуть на дальние поля,// Узнать, прекрасна ли земля,// Узнать, для воли иль для тюрьмы// На этот свет родимся мы. Б) «…Я цель одну - // Пройти в родимую страну - // Имел в душе. В) Я мало жил, и жил в плену. // Таких две жизни за одну, // Но только полную тревог,// Я променял бы, если б мог;

Учитель: Мцыри долго прожил в монастыре, но эти годы не стёрли в его памяти образ родной страны.

Итак, Мцыри совершает побег, таким образом бросив вызов судьбе.

- Сколько времени провел Мцыри вне стен монастыря? (3 дня)

- Какие эпизоды трёхдневных скитаний Мцыри вы считаете самыми важными?

* общение с природой (глава 6),

* встреча с грузинкой (глава 13),

* бой с барсом (глава 17).

- Что ощутил Мцыри, впервые общаясь с природой? (восхищение, радость, счастье)

- Почему? (Увиденное Мцыри резко противопоставлено мрачному монастырскому существованию.Пейзажпривлекателен для героя, так как тот впервые на воле. "Пышные поля", "холмы", деревья, "груды темных скал", поток реки, "горные хребты", "сквозь туман, в снегах ... седой, незыблемый Кавказ . Все это увлекает героя, он погружается в воспоминания, раскрывая свою страстную душу. Даже буря вызывает у героя неописуемый восторг. (Слайд 8)

О, я как брат

Обняться с бурей был бы рад!

Глазами тучи я следил,

Рукою молнию ловил...

Физзарядка

Но юноша столкнулся не только с красотой окружающего мира, природа была не всегда благосклонна, она была и безжалостна к нему.

Не случайно в поэме есть два образа природы. Есть сад(Слайд 9)

А есть тёмный лес.(Слайд 10)

Лес с терновником, в котором заблудился Мцыри. Он перестал видеть горы, которые являлись для него ориентиром, и заблудился в этом темном лесу.

Общение с природой – это не только слияние с ней, это и единоборство, борьба. Дни, проведенные на воле, наполнены опасностями, трудностями: это и переход по горам и ущельям сквозь вечный лес и терновый кустарник, и преодоление голода, физической слабости, страха перед неизвестным, и бой с барсом.

Мы видим, что природа не всегда выступает союзником Мцыри. Но в любом образе, будь она светлой или мрачной, природа становится олицетворением свободы.

Следующим важным эпизодом вы назвали встречу с грузинкой. (Слайд 11)

Давайте зачитаем

- Какие чувства вызвала эта встреча у главного героя? (Он жаждет любви, счастья, но в то же время, он понимает, что все его мечты недостижимы. Монашеский долг – отказ от любви. Поэтому его чувства овеяны печалью, тоской)

- И самый важный, кульминационный эпизод поэмы - бой с барсом. (Слайд 12) Найдите описание этого боя.

- Как вы считаете, почему именно бой является кульминацией в поэме? (Этот бой - момент наивысшего подъёма сил и духа героя. Мцыри не только одерживает победу, но и сливается с природой в единой гармоничное целое. Он искренне восхищается им и упивается красотой битвы. Для него это противостояние на равных.)

- Именно здесь Мцыри понимает, в чём истинное его предназначение. В чем оно заключается? (Победив барса, Мцыри победил свою судьбу: он вырвался из монастыря, пусть всего лишь на три дня, но он сумел ощутить свободу)

- Все переживания, которые Мцыри испытал на свободе, он назвал одним словом - жизнь.

- Что значит для Мцыри жить? (Ответы: находиться в постоянном поиске, тревоге, бороться, побеждать, испытывать "блаженство вольности святой")

4. Составление "Кластера" (работа в группах)

- Каким вернулся Мцыри в монастырь после трёх дней свободы?

мятежный одинокий свободолюбивый

борющийся Мцыри Счастливый

целеустремлённый страстный побеждающий (Слайд 14)

- Почему гибнет Мцыри? (Условия, в которых вырос герой, отобрали у него общение с людьми, жизнь. Он словно узник в своей темнице. Это становится причиной его смерти. Мцыри познал свободу, борьбу, природу. Его предсмертное желание – быть похороненным за пределами монастыря, чтобы видеть родной Кавказ. Жить больше в темнице юноша не смог бы.)

- Ребята, не смотря на гибель Мцыри, мы не воспринимаем поэму как произведение мрачное, исполненное отчаяния, безнадёжности, потому что смерть Мцыри нельзя назвать примирением с судьбой и поражением. Такое поражение в то же время и есть победа: жизнь обрекла Мцыри на рабство, смирение, одиночество, а он сумел узнать свободу, испытать счастье борьбы и радость слияния с миром. Поэтому гибель его при всей трагичности вызывает у читателя гордость за Мцыри и ненависть к условиям, лишающим его счастья. Мцыри физически остался в плену, но в душе обрёл свободу.

Работа в парах. Работа с карточками «Художественные средства и их роль в создании образа героя.  Сравнить описание природы и чувства Мцыри в 11 и 22 главах

   - Какие художественные средства использует поэт, рисуя своего героя? Приведите примеры.

Гиперболы:       О, я, как брат,

                           Обняться с бурей был бы рад !

                            Глазами тучи я следил,

                           Рукою молнии ловил…

Метафоры:        Я эту страсть во тьме ночной

                             Вскормил слезами и тоской,

                            Я грыз сырую грудь земли…

Сравнения:          Я сам, как зверь, был чужд людей,

                              Полз и прятался, как змей.

Развёрнутые сравнения Мцыри с конём и тепличным цветком.

Эпитеты:              Но юность вольная сильна

                                И смерть казалась не страшна.

- Какую роль играют данные средства художественной выразительности в поэме? (показывают страстность, силу характера Мцыри, который жаждет жизни, свободы, мечтает слиться с Родиной)

А теперь вскроем конверты. (Читают учащиеся)

Анненский И.Ф. Мцыри всю свою жизнь лелеял одну мечту: вырваться из этих «душных келий и молитв в чудный мир тревог и битв». Лермонтов пользуется здесь всем богатством своих красок и пленительно рисует грешную землю. Перед нами совсем иное, новое, просветленное отношение к ней. Поэту открылись в ней какие-то иные ценности, иной смысл, и он всецело держит сторону Мцыри даже тогда, когда тот чувствует себя братом барса и, подобно ему, жаждет крови.

Белинский В.Г.…Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственною мощью.

Максимов Д.Е. Мцыри – высокий мятежный герой, ищущий пути из своего заточения на родину, в мир цельного бытия, свободы, борьбы и любви.

Коровин В.И. Мятежный и страдающий романтический герой прославляет действительность, открывающую перед ним высокую цель и предоставляющую перед ним необозримые возможности для героической деятельности.

- Близка ли ваша характеристика главного героя поэмы к мнению критиков?

5. Стадия рефлексии.

- Какие чувства вызвал у вас Мцыри? (восхищение, гордость)

- Какова позиция автора поэмы в отношении вопроса «Зачем живет человек на земле?».(Человек живет для свободы, воли, а не для тюрьмы.)

- Кто должен выбирать, по какому пути идти человеку по жизни?(Человек должен сам выбирать свой путь.)

- Доволен ли ты тем, как прошёл урок?

- Какое задание тебе понравилось больше всего?

V. Выставление оценок. Подведение итогов урока.

Что такое свобода,

знают лишь те,

кто готов умереть за неё.

История Мцыри

Путешествуя по Военно-Грузинской дороге, поэт посетил город Мцхета, древнюю столицу Грузии. Там он встретил одинокого монаха, рассказавшего ему свою историю. Горец ребенком был взят в плен русскими войсками. Заболевшего, его оставили в монастыре, из которого мальчик пытался убежать, не желая жить в заточении. После тяжелой болезни он смирился со своей судьбой, проведя жизнь в святой обители.

Эпиграф взят из библейской легенды об израильском царе Сауле и его сыне Ионафане, «юноше негодном и непокорном», как в гневе назвал его отец. Однажды Саул поклялся, что тот из его воинов, кто вкусит хлеб до вечера, пока царь не отомстит врагам, будет проклят и убит. Ионафан, нарушив клятву, самовольно напал на врагов, разгромил их и, усталый после битвы, в лесу обмакнул палку в «сот медовый» и поел меда. Отец разгневался и решил умертвить сына. Ионафан ответил отцу: «Я отведал концом палки, которая в руке моей, немного меду, и вот я должен умереть». Но народ воспротивился решению царя, считая Ионафана освободителем Израиля, и спас приговоренного к смерти.

Мцыри

Мцыри

  О, я, как брат,

                           Обняться с бурей был бы рад!

                             Глазами тучи я следил,

                           Рукою молнии ловил…

    Я эту страсть во тьме ночной

                             Вскормил слезами и тоской,

                            Я грыз сырую грудь земли…

          Я сам, как зверь, был чужд людей,

                             Полз и прятался, как змей.

Мцыри с конём и тепличным цветком.

               Но юность вольная сильна

                                 И смерть казалась не страшна.

Анненский И.Ф.

Мцыри всю свою жизнь лелеял одну мечту: вырваться из этих «душных келий и молитв в чудный мир тревог и битв». Лермонтов пользуется здесь всем богатством своих красок и пленительно рисует грешную землю. Перед нами совсем иное, новое, просветленное отношение к ней. Поэту открылись в ней какие-то иные ценности, иной смысл, и он всецело держит сторону Мцыри даже тогда, когда тот чувствует себя братом барса и, подобно ему, жаждет крови.

Белинский В.Г.

Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственною мощью.

Максимов Д.Е.

Мцыри – высокий мятежный герой, ищущий пути из своего заточения на родину, в мир цельного бытия, свободы, борьбы и любви.

Коровин В.И.

Мятежный и страдающий романтический герой прославляет действительность, открывающую перед ним высокую цель и предоставляющую перед ним необозримые возможности для героической деятельности.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 24.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области