Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Белокурихинская средняя общеобразовательная школа №2»
«Рассмотрено» Школьное МО Протокол № ______________ от «____»_____________2019г. Руководитель ШМО ____________/Т.В.Шипунова/ | «Согласовано» «_____»______________2019г. Зам. директора по УВР МБОУ «БСОШ № 2 ____________/Н.Н.Гейжан/ | «Утверждаю» Приказ №___________ от «____»___________2019г. Директор МБОУ «БСОШ № 2 _____________/О.В.Рыбалко/ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физике (профильный уровень)
для 10 класса
ССоставлено на основании Программ общеобразовательных учреждений: Физика. Астрономия. 7-11 класс
Составитель:
Галынская ЕленаВасильевна,
учитель физики
г. Белокуриха
2019 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
Основной образовательной программы МБОУ «БСОШ №2»;
Примерной программы соответствующего уровня образования по учебному предмету;
Авторской программы Г.Я. Мякишева (Программы общеобразовательных учреждений: Физика.Астрономия: 7-11/ Сост .Ю.И. Дик, В.А Коровин) –М; «Просвещение», 2007;
Положения о рабочей программе школы
Учебного плана МБОУ «БСОШ №2» на учебный год:
Годового календарного графика работы на учебный год;
СанПиН, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от «29» декабря 2010г. №189
Согласно федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на реализацию программы необходимо 345 часов за 2 года обучения (175 часов – в 10 классе, 170 часов – в 11 классе) из расчёта 5 часов в неделю ежегодно.
.
Цели изучения предмета «Физика»
Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о методах научного познания природы; современной физической картине мира: свойствах вещества и поля, пространственно-временных закономерностях, динамических и статистических законах природы, элементарных частицах и фундаментальных взаимодействиях, строении и эволюции Вселенной; знакомство с основами фундаментальных физических теорий: классической механики, молекулярно-кинетической теории, термодинамики, классической электродинамики, специальной теории относительности, квантовой теории;
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости;
применение знаний по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, принципов работы технических устройств, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки достоверности новой информации физического содержания, использования современных информационных технологий для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний, выполнения экспериментальных исследований, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ;
воспитание духа сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента, обоснованности высказываемой позиции, готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, уважения к творцам науки и техники, обеспечивающим ведущую роль физики в создании современного мира техники;
использование приобретенных знаний и умений для решения практических, жизненных задач, рационального природопользования и защиты окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества.
IV. Место учебного предмета «Физика» в федеральном базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 345 часов для обязательного изучения физики на профильном уровне ступени среднего (полного) общего образования. В том числе в 10 классе по 175 учебных часов и в 11 классе по 170 учебных часов из расчета 5 учебных часа в неделю.
V. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
175 ч/5 ч в неделю)
1. Введение. Основные особенностифизического метода исследования (1 ч/3 ч)
Физика как наука и основа естествознания. Экспериментальный характер физики. Физические величины и их измерение. Связи между физическими величинами. Научный метод познания окружающего мира: эксперимент — гипотеза — модель — (выводы-следствия с учетом границ модели) — критериальный эксперимент. Физическая теория. Приближенный характер физических законов. Моделирование явлений и объектов природы. Роль математики в физике. Научное мировоззрение. Понятие о физической картине мира.
2. Механика (22 ч/57 ч)
Классическая механика как фундаментальная физическая теория. Границы ее применимости. Кинематика. Механическое движение. Материальная точка. Относительность механического движения. Система отсчета. Координаты. Пространство и время в классической механике. Радиус-вектор. Вектор перемещения. Скорость. Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Свободное падение тел. Движение тела по окружности. Угловая скорость. Центростремительное ускорение. Кинематика твердого тела. Поступательное движение. Вращательное движение твердого тела. Угловая и линейная скорости вращения. Динамика. Основное утверждение механики. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Сила. Связь между силой и ускорением. Второй закон Ньютона. Масса. Принцип суперпозиции сил. Третий закон Ньютона. Принцип относительности Галилея. Силы в природе. Сила тяготения. Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость. Сила тяжести и вес. Невесомость. Сила упругости. Закон Гука. Силы трения. Законы сохранения в механике. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Статика. Момент силы. Условия равновесия твердого тела. Фронтальные лабораторные работы 1. Движение тела по окружности под действием сил упругости и тяжести. 2. Изучение закона сохранения механической энергии.
3. Молекулярная физика. Термодинамика (21 ч/51 ч)
Основы молекулярной физики. Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Размеры и масса молекул. Количество вещества. Моль. Постоянная Авогадро. Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Тепловое движение молекул. Модель идеального газа. Границы применимости модели. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газа. Температура. Энергия теплового движения молекул. Тепловое равновесие. Определение температуры. Абсолютная температура. Температура — мера средней кинетической энергии молекул. Измерение скоростей движения молекул газа. Уравнение состояния идеального газа. Уравнение Менделеева — Клапейрона. Газовые законы. Термодинамика. Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты. Теплоемкость. Первый закон термодинамики. Изопроцессы. Изотермы Ван-дер-Ваальса. Адиабатный процесс. Второй закон термодинамики: статистическое истолкование необратимости процессов в природе. Порядок и хаос. Тепловые двигатели: двигатель внутреннего сгорания, дизель. Холодильник: устройство и принцип действия. КПД двигателей. Проблемы энергетики и охраны окружающей среды. Взаимное превращение жидкостей и газов. Твердые тела. Модель строения жидкостей. Испарение и кипение. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кристаллические и аморфные тела. Модели строения твердых тел. Плавление и отвердевание. Уравнение теплового баланса. Фронтальные лабораторные работы 3. Опытная проверка закона Гей-Люссака. 4. Опытная проверка закона Бойля — Мариотта. 5. Измерение модуля упругости резины.
4. Электродинамика (32 ч/74 ч)
Электростатика. Электрический заряд и элементарные частицы. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Потенциальность электростатического поля. Потенциал и разность потенциалов. Электроемкость. Конденсаторы. Энергия электрического поля конденсатора. Постоянный электрический ток. Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. Электрический ток в различных средах. Электрический ток в металлах. Зависимость сопротивления от температуры. Сверхпроводимость. Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников, р—п-переход. Полупроводниковый диод. Транзистор. Электрический ток в жидкостях. Электрический ток в вакууме. Электрический ток в газах. Плазма.
Поурочно-тематическое планирование 10 класс
.
№ | Тема урока | Количество часов |
Введение. Особенности физического метода исследования | 3ч | |
1\1 | Физикаи познание мира | 1 |
2\2 | Физические величины | 1 |
3\3 | Физическая теория. Физическая картина мира | 1 |
Механика | 57ч | |
4\1 | Введение. Что такое механика | 1 |
КИНЕМАТИКА | 20ч | |
5\2 | Основные понятия кинематики | 1 |
6\3 | Решение задач по теме «Элементы векторной алгебры. Путь и перемещение» | 1 |
7\4 | Скорость. Равномерное прямолинейное движение (РПД) | 1 |
8\5 | Относительность механического движения. Принцип относительности в механике | 1 |
9\6 | Решение задач на относительность механического движения | 1 |
10\7 | Аналитическое описание равноускоренного прямолинейного движения(РУПД) | 1 |
11\8 12\9 | Решение задач по теме «Характеристики РПД и РУПД» | 2 |
13\10 | Свободное падение тел — частный случай РУПД | 1 |
14\11 | Решение задач на свободное падение тел | 1 |
15\12 | Равномерное движение точки по окружности (РДО) | 1 |
16\13 | Элементы кинематики твердого тела | 1 |
17\14 | Обобщающе-повторительное занятие по теме «Кинематика» (I часть) | 1 |
18\15 | Обобщающе-повторительное занятие по теме «Кинематика» (II часть) | 1 |
19,20\ 16,17 | Зачет по теме «Кинематика» | 2 |
21-23\ 18-20 | Урок коррекции по теме «Кинематика», резерв | 3 |
Динамика и силы в природе | 20ч | |
24,25\ 1,2 | Масса и сила. Законы Ньютона, их экспериментальное подтверждение | 2 |
26\3 | Решение задач на законы Ньютона (I часть) | 1 |
27\4 | Решение задач на законы Ньютона (II часть) | 1 |
28\5 | Силы в механике. Гравитационные силы | 1 |
29\6 | Сила тяжести и вес | 1 |
30\7 | Решение задач по теме «Гравитационные силы. Вес тела» | 1 |
31\8 | Использование законов динамики для объяснения движения небесных тел и развития космических исследований | 1 |
32\9 | Силы упругости — силы электромагнитной природы | 1 |
33\10 | Решение задач по теме «Движение тел под действием сил упругости и тяжести» | 1 |
34\11 | Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести (лабораторная работа 1) | 1 |
35\12 | Силы трения | 1 |
36,37\ 13,14 | Решение комплексных задач по динамике | 2 |
38\15 | Повторительно-обобщающее занятие по теме «Динамика и силы в природе» | 1 |
39,40 \16,17 | Зачет по теме «Динамика. Силы в природе» | 2 |
41-43\18-20 | Коррекция, резерв учителя | 3 |
Законы сохранения в механике. Статика | 17ч | |
44\1 | Закон сохранения импульса (ЗСИ) | 1 |
45\2 | Реактивное движение | 1 |
46,47\3,4 | Решение задач на ЗСИ | 2 |
48\5 | Работа силы (механическая работа) | 1 |
49\6 | Теоремы об изменении кинетической и потенциальной энергии | 1 |
50\7 | Закон сохранения энергии в механике | 1 |
51\8 | Решение задач на теоремы о кинетической и потенциальной энергиях и закон сохранения полной механической энергии | 1 |
52\9 | Экспериментальное изучение закона сохранения механической энергии (лабораторная работа 2) | 1 |
53\10 | Обобщение и систематизация знаний по законам сохранения в механике | 1 |
54,55 \11,12 | Зачет по теме «Законы сохранения в механике», коррекция | 2 |
56\13 | Элементы статики | 1 |
57\14 | Решение экспериментальных задач на равновесие твердых тел | 1 |
58-60 \15-17 | Контроль и коррекция знаний по теме «Механика», резерв | 3 |
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА И ТЕРМОДИНАМИКА | 51 | |
Основы МКТ | 20 | |
61\1 | МКТ — фундаментальная физическая теория | 1 |
62\2 | Основные положения молекулярно-кинетической теории (МКТ) и их опытное обоснование | 1 |
63\3 | Характеристики молекул и их систем | 1 |
64\4 | Решение задач на характеристики молекул и их систем | 1 |
65\5 | Статистические закономерности | 1 |
66\6 | Идеальный газ. Основное уравнение МКТ идеального газа | 1 |
67\7 | Опыты Штерна по определению скоростей молекул газа | 1 |
68-69\8,9 | Решение задач на основное уравнение МКТ идеального газа | 2 |
70\10 | Температура | 1 |
71\11 | Уравнение состояния идеального газа (уравнение Менделеева — Клапейрона) | 1 |
72\12 | Газовые законы | 1 |
73,74 \13,14 | Решение задач на уравнение Менделеева — Клапейрона и газовые законы | 2 |
75\15 | Опытная проверка закона Гей-Люссака (лабораторная работа 3) | 1 |
76\16 | Опытная проверка закона Бойля — Мариотта (лабораторная работа 4) | 1 |
77\17 | Повторительно-обобщающее занятие по теме «Основы МКТ идеального газа» | 1 |
78-80\ 18-20 | Зачет по теме «Основы МКТ идеального газа», коррекция | 3 |
Взаимные превращения жидкостей и газов. Твердые тела | 10 | |
81\1 | Реальный газ. Воздух. Пар | 1 |
82\2 | Свойства вещества с точки зрения молекулярно-кинетических представлений | 1 |
83/3 | Жидкое состояние вещества. Свойства поверхности жидкости | 1 |
84\4 | Решение задач на свойства жидкости | 1 |
85\5 | Твердое состояние вещества | 1 |
86\6 | Решение задач на механические свойства твердых тел | 1 |
87\7 | Экспериментальное определение модуля упругости резины (лабораторная работа 5) | 1 |
88\8 | Обобщающее повторение по теме «Жидкие и твердые тела» | 1 |
89,90 \9,10 | Зачет по теме «Жидкие и твердые тела», коррекция | 2 |
Термодинамика | 21 | |
91/1 | Термодинамика как фундаментальная физическая теория | 1 |
92\2 | Термодинамическая система и ее параметры | 1 |
93\3 | Работа в термодинамике | 1 |
94\4 | Решение задач на расчет работы термодинамической системы | 1 |
95\5 | Теплопередача. Количествотеплоты | 1 |
96,97 \6,7 | Решение задач на уравнение теплового баланса | 1 |
98\8 | Первый закон (начало) термодинамики | 1 |
99\9 | Адиабатный процесс. Его значение в технике | 1 |
100\10 | Решение задач по теме «Первый закон термодинамики» | 1 |
101\11 | Необратимость процессов в природе. Второй закон термодинамики | 1 |
102\12 | Тепловые двигатели и охрана окружающей среды | 1 |
103\13 | Принцип действия холодильной установки | 1 |
104,105 \14,15 | Решение задач на характеристики тепловых двигателей | 2 |
106\16 | Тепловые двигатели и их роль в жизни человека (конференция) | 1 |
107\17 | Повторительно-обобщающее занятие по теме «Термодинамика» | 1 |
108\18 | Зачет по теме «Термодинамика» | 1 |
109,111 \19-21 | Зачет по теме«Молекулярная физика. Термодинамика», коррекция, резерв | 3 |
ЭЛЕКТРОДИНАМИКА | 50 | |
Электростатика | 14 | |
112/1 | Введение в электродинамику. Электростатика. Электродинамика как фундаментальная физическая теория | 1 |
113\2 | Закон Кулона | 1 |
114\3 | Решение задач на закон Кулона | |
115\4 | Электрическое поле.Напряженность. Идея близкодействия | 1 |
116\5 | Решение задач на расчет напряженности электрического поля и принцип суперпозиции | 1 |
117\6 | Проводники и диэлектрики в электрическом поле | 1 |
118\7 | Энергетические характеристики электростатического поля | 1 |
119,120 \8,9 | Решение задач на расчет энергетических характеристик электростатического поля | 2 |
121\10 | Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора | 1 |
122\11 | Обобщающе-повторительное занятие по теме «Электростатика» | |
123,124\ 12-14 | Зачет по теме «Электростатика», коррекция | 3 |
Постоянный электрический ток | 19 | |
126\1 | Электрический ток.Условия его существования | 1 |
127\2 | Стационарное электрическое поле | 1 |
128\3 | Закон Ома для участка цепи | 1 |
129\4 | Схемы электрических цепей. Решение задач на закон Ома для участка цепи | 1 |
130\5 | Типы соединений проводников | 1 |
131,132 \6,7 | Решение задач на расчет электрических цепей | 2 |
133/8 | Изучение последовательного и параллельного соединений проводников (лабораторная работа 6) | 1 |
134/9 | Работа и мощность постоянного тока | 1 |
135\10 | Решение задач на расчет работы и мощности тока | 1 |
136\11 | Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи | 1 |
137\12 | Решение задач на закон Ома для полной цепи (I часть) | 1 |
138\13 | Решение задач на закон Ома для полной цепи (II часть) | 1 |
139\14 | Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока (лабораторная работа 7) | 1 |
140\15 | Решение экспериментальных комбинированных задач по теме «Постоянный электрический ток» | 1 |
141-144 \16-19 | Зачет по теме «Постоянный электрический ток», коррекция, резерв | 4 |
Электрический ток в различных средах | 17 | |
145\1 | Вводное занятие по теме «Электрический ток в различных средах» | 1 |
146\1 | Электрический ток в металлах | 1 |
147\3 | Зависимость сопротивления металлического проводника от температуры. Сверхпроводимость | 1 |
148\4 | Закономерности протекания электрического тока в полупроводниках | 1 |
149\5 | Полупроводниковые приборы | 1 |
150\6 | Закономерности протекания тока в вакууме | 1 |
151\7 | Электроннолучевая трубка (ЭЛТ) | 1 |
152\8 | Решение задач на движение электронов в электроннолучевой трубке | 1 |
153\9 | Закономерности протекания тока в проводящих жидкостях | 1 |
154\10 | Решение задач на закон электролиза | 1 |
155\11 | Определение заряда электрона (лабораторная работа 8) | 1 |
156\12 | Закономерности протекания электрического тока в газах. Плазма | 1 |
157\13 | Обобщающе-повторительное занятие по теме «Электрический ток в различных средах» | 1 |
158-161 \14-17 | Зачет по теме«Электрический ток в различных средах», коррекция, резерв | 4 |
Повторение, резерв | 9ч |
Библиография
1. Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе: пособие для учителей / В. А. Буров, Б. С. Зворыкин, А. П. Кузьмин и др.; под ред. А. А. Покровского. — 3-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1979. — 287 с. 2. Кабардин О. Ф. Экспериментальные задания по физике. 9—11 кл.: учеб. пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / О. Ф. Кабардин, В. А. Орлов. — М.: Вербум-М, 2001. — 208 с. 3. Шахмаев Н. М. Физический эксперимент в средней школе: колебания и волны. Квантовая физика / Н. М. Шахмаев, Н. И. Павлов, В. И. Тыщук. — М.: Просвещение, 1991. — 223 с. 4. Шахмаев Н. М. Физический эксперимент в средней школе: механика. Молекулярная физика. Электродинамика / Н. М. Шахмаев, В. Ф. Шилов. — М.: Просвещение, 1989. — 255 с. 5. Сауров Ю. А. Молекулярная физика. Электродинамика / Ю. А. Сауров, Г. А. Бутырский. — М.: Просвещение, 1989. — 255 с. 6. Мякишев Г. Я. Физика: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский. — 14-е изд. — М.: Просвещение, 2005. — 366 с. 7. Мякишев Г. Я. Физика: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев. — 14-е изд. — М.: Просвещение, 2005. — 382 с. 8. Сауров Ю. А. Физика в 10 классе: модели уроков: кн. для учителя / Ю. А. Сауров. — М.: Просвещение, 2005. — 256 с. 9. Сауров Ю. А. Физика в 11 классе: модели уроков: кн. для учителя / Ю. А. Сауров. — М.: Просвещение, 2005. — 271 с. 10. Левитан Е. П. Астрономия: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / Е. П. Левитан. — 10-е изд. — М.: Просвещение, 2005. — 224 с. 11. Порфирьев В. В. Астрономия: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / В. В. Порфирьев. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 2003. — 174 с.