Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Путешествие по сказкам Корнея Чуковского

Знакомство детей с творчеством писателя Корнея Чуковского

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 146 общеразвивающего вида города Магнитогорска

Проект

«Путешествие по сказкам К.И. Чуковского»

2-ая младшая группа «Бабочки»

Авторы: воспитатель Помаскина Е.Ф.

Познавательно–творческий проект младшей группы «Бабочки»

«Путешествие по сказкам К.И. Чуковского»

Подготовила воспитатель: Помаскина Елена Франгилевна.

Участники проекта:

Воспитатель

Дети (от 3-х до 4-х лет)

Родители

Продожительность: 2 месяца

Цель: Знакомство детей с творчеством К.И.Чуковского.

Задачи:

Познакомить детей со сказками Чуковского: «Доктор Айболит», «Федорино горе», «Мойдодыр», «Телефон», «Чудо-дерево», «Тараканище», «Муха-цокотуха», «Котауси и мауси»

Формировать у детей эмоционально-образное восприятие произведений через художественное описание образов;

Посредством произведений К.И.Чуковского способствовать воспитанию у детей добрых чувств, интереса и любви к животным, сочувствия к попавшим в беду.

Учить договариваться, делиться, помогать, оказывать поддержку в работе, проявлять интерес к выполненному заданию;

Расширять представления родителей о детской литературе;

Приобщить родителей к семейному чтению литературных произведений.

Ожидаемый результат:

Создание в группе необходимых условий по ознакомлению детей с творчеством К.И.Чуковского:

Создание библиотеки произведений К.И.Чуковского;

Оформление альбома рисунков по произведениям К.И.Чуковского.

Приобретение и углубление знаний детей о жизни и творчестве К.И.Чуковского.

Участие детей в инсценировке.

Продукты проекта: создание настольного театра по сказкам «Тараканище», «Айболит», «Федорино горе». Создание макета «Чудо-дерево». Создание лэпбука «Сказки К.И. Чуковского»

Итоговое мероприятие:

НОД по речевому развитию «Путешествие в страну Чукондию»

Проблема:

• почему дети предпочитают книгам мультфильмы?

• можно ли повысить интерес детей к чтению через произведения К. И. Чуковского?

Актуальность: художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Произведения К. И. Чуковского имеют огромное воспитательное, познавательное и эстетическое развитие, т. к. они расширяют кругозор ребенка, воздействуют на личность малыша, развивают умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. Реализация данного педагогического проекта обеспечит психологическое формирование читателя в дошкольнике, а увлекательное общение с творчеством К. И. Чуковского будет способствовать развитию интереса к книге, что будет являться неотъемлемой частью системы образования дошкольников на этапе становления современной личности.

Этапы проекта:

I этап: формирование проблемы, цели, задач проекта.

II этап: практическая реализация проекта.

III этап: подведение итогов, оформление материалов по проекту, создание презентации.

Этапы реализации: 1 этап – подготовительный.

1. Обозначение актуальности и темы будущего проекта.

Информирование родителей.

2. Акция «Подари книгу детскому саду» произведения К. И. Чуковского.

3. Организация предметно-развивающей среды

4.Подбор литературы, игр, иллюстраций, создание настольного те театра по сказкам Чуковского

5. Оформление книжного уголка обогащение книжного уголка

6. Оформление родительского уголка: размещение статей, консультаций, рекомендаций по теме проекта.

этап – основной.

Рассматривание книг, иллюстраций по произведениям К.И.Чуковского.

Чтение сказок К.И.Чуковского: «Телефон»,

«Муха-цокотуха», «Путаница»,

«Краденое солнце», «Мойдодыр», «Тараканище»,

«Доктор Айболит», «Федорино горе».

Вечер загадок «Угадай и отвечай».

Художественное творчество по произведениям К. И. Чуковского (рисование, аппликация, лепка).

Рисование по сказке К.И .Чуковского «Краденое солнце». Тема «Поможем зверям».

Лепка по сказке «Краденое солнце». Тема «Солнышко лучистое».

Аппликация по сказке «Федорино горе». Тема «Посуда для бабушки Федоры».

Подвижные игры: «Воробей и звери» («Тараканище»), «Каравай» («Муха-цокотуха»), «По ровненькой дорожке» («Федорино горе»). Обыгрывание настольного театра по сказкам К.И. Чуковского

«Как у наших у ворот Чудо-дерево растет».

Прослушивание аудиозаписей в исполнении автора

К. И. Чуковского

«Муха-муха цокотуха позолоченное брюхо…»

Уголок чистюли «Надо, надо умываться по утрам и вечерам…»

«Горе, горе крокодил солнце в небе проглотил»

«Жили-были мауси и котауси…»

Игры «Расскажи, что видишь на картинке», «Доскажи словечко», «Угадай, к какой сказке иллюстрация», «Узнай героя сказки по описанию», «Перепутанные книжки».

Заучивание наизусть отрывков из сказок Чуковского

Беседа по сказкам.

этап – заключительный.

Оформление лэпбука «Сказки К.И.Чуковского».

НОД по образовательной области «Речевое развитие» «Путешествие в страну Чукондию»

Заключение.

Знают сказки К. И. Чуковского.

Ориентируются по иллюстрациям сказок К.И.Чуковского

Берут на себя роль в соответствии с персонажем

Приложение:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №146 общего вида.

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Путешествие в страну Чукондию»

для детей 3-4 лет.

Конспект НОД по развитию речи через художественную литературу «Путешествие по сказкам К.И. Чуковского» в младшей группе «Бабочки» 

Цель: Познакомить детей с детским писателем К.Чуковским и его произведениями «Айболит», «Муха-Цокотуха», «Чудо- дерево», «Путаница», «Тараканище», «Краденое солнце».

Задачи: 

Обучающие: Учить определять название сказки по коротенькому отрывку из нее. Закрепить знания и представления о диких и домашних животных; о насекомых и их характерных признаках. Уточнить название и назначение обуви и одежды, ухода за ней. Формировать  умения вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.   

Развивающие: Активизировать глагольный и предметный словарь по теме. Развивать умения читать наизусть небольшие отрывки из авторских сказок. Развивать зрительное внимание, память. 

Воспитательные: Воспитывать коммуникативные качества, самостоятельность. Доставить радость детям. Формировать интерес к книгам.     

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физкультурно-оздоровительное.  

Активизация словаря: ковёр-самолёт, пароход, паровоз, самовар, насекомые, писатель  К.И. Чуковский. 

Материалы к занятию: 

Картинки с изображением диких и домашних животных, насекомых, обуви, одежды, модель домика и дерева, «Чудесный мешочек». Иллюстрации к сказкам К. И. Чуковского «Доктор Айболит», «Муха – Цокотуха», «Чудо – дерево». 

Предварительная работа: Чтение сказок К. И. Чуковского, рассматривание иллюстраций, знакомство с дикими и домашними животными, насекомыми, обувью, одеждой.  

Ход НОД. 

В: Дети, мы сегодня с утра уже все проснулись, все друг другу улыбнулись и подарили хорошее настроение. Давайте мы с вами сейчас встанем в круг, возьмёмся за руки и подарим своё хорошее настроение друг другу. Улыбнитесь и скажем ласковое слово. Молодцы!  А теперь тихо садитесь на стульчики и все внимательно слушайте только меня. 

Психогимнастика (установка на занятие). 

Наши глаза внимательно смотрят. 

Наши уши внимательно слушают. 

Наши ноги нам не мешают. 

Наши руки нам помогают. 

Дети, я хочу вас сегодня пригласить в путешествие по сказкам К.И. Чуковского. В страну Чукондию.

- Ребята, вы любите путешествовать?  

- А как вы думаете на чем можно путешествовать?

(на автобусе, на пароходе).  

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по сказкам Корнея Ивановича Чуковского на поезде. Хотите? Занимайте места.  

Вот поезд наш едет, колёса стучат,  

А в поезде нашем ребята сидят.  

Чу-чу-чу, чу-чу-чу – гудит паровоз,  

Он в сказки Чуковского деток повёз.  

Первая станция.  

- Внимательно посмотрите на картинку и скажите, в какую сказку мы приехали? (Доктор Айболит)  

Добрый доктор Айболит! 

Он под деревом сидит.  

Приходи к нему лечиться 

И корова, и волчица, 

И жучок, и червячок,  

И медведица!  

Всех излечит, исцелит 

Добрый доктор Айболит! 

- Кого лечит Айболит? (Животных). 

- Какие бывают животные (Дикие и домашние).  

- Где живут дикие животные? (В лесу).  

- Где живут домашние животные? (Рядом с человеком).  

У каждого ребёнка картинка с изображением дикого или домашнего животного.  

- Все животные перепутались между собой, и, Доктор Айболит,  просит вас всех диких животных поставить рядом с деревом, а домашних - рядом с домиком. 

Дети выполняют задание, объясняя своё действие: «Я поставил волка рядом с деревом, потому что он дикое животное и т. д.» 

- Молодцы, ребята, Доктор Айболит благодарит вас за помощь. А нам пора отправляться дальше.  

Вторая станция.    Колёсики, колёсики 

Стучат, стучат, стучат.  

И в следующую сказку 

Везут они ребят.  

- Посмотрите на картинку, в какую сказку мы приехали? («Муха – Цокотуха»)  

Муха, Муха-Цокотуха,  

Позолоченное брюхо! 

Муха по полю пошла,  

Муха денежку нашла. 

Пошла Муха на базар 

И купила самовар: 

«Приходите тараканы, 

Я вас чаем угощу!» 

Выставляю на доске картинки с изображением насекомых.  

- Кто приходил к мухе на день рождение? 

 (показываю на картинку, дети называют насекомое). 

- Скажите, как одним словом можно назвать гостей Мухи? (Насекомые) 

- Скажите, чем похожи насекомые? (у них есть крылья, усики, шесть лапок).  

- Молодцы, ребята, а теперь давайте отдохнём на лужайке.  

Физкультминутка «Насекомые над лугом» 

Жу-жу-жу – жужжит пчела,     Дети расставляют руки в стороны,  

Я лечу из далека.                       ритмично помахивают руками.  

Зу-зу-зу – комар пищит,         Указательные пальцы выставляют вперёд,  

Укусить скорей спешит.       остальные поджимают, делают  ритмичные  

                                                 выбросы рук попеременно вперёд.  

Уф-уф-уф, как паровоз,            Ритмично притопывают ногами.  

Шмель пыхтит, - пыльцу повёз.  

Жук гудит: гу-жу, гу-жу.                  Делают ритмичные хлопки.  

Я любого разбужу.  

- Хорошо отдохнули? Нам пора отправляться дальше.  

Третья станция.  

Вагончики, вагончики 

Качаются, бегут,  

К последней остановке 

Ребят они везут.  

- Назовите станцию, к которой приехал наш поезд («Чудо-дерево»)  

Как  у наших у ворот 

Чудо-дерево растёт.  

Чудо, чудо, чудо, чудо 

Расчудесное!  

Не листочки на нём,  

Не цветочки на нём,  

Что ж растёт на нём 

Словно яблоки? (обувь и одежда).  

- Назовите обувь, которая растёт на чудо - дереве (сапоги, туфли, сандалии, ботинки, босоножки, кроссовки).  

- Скажите, как нужно ухаживать за обувью? (мыть, чистить, сушить, беречь). 

- Назовите одежду, которая растёт на чудо-дереве? (гамаши, чулки, башмачки). 

-  Наша одежда и обувь перемешалась, нужно её разделить. Одежду мы повесим в шкаф, а обувь поставим на полочку (Игра «Чудесный мешочек»). 

- Молодцы, ребята, и с последним заданием тоже справились. Нам пора возвращаться в детский сад.  

Вагончики, вагончики 

Бегут, бегут, бегут.  

Из сказок дедушки Корнея 

Ребят домой они везут.  

Итог:  

- Понравилось вам путешествие?  

- В каких сказках мы побывали? 

- Кто написал все эти сказки?   

- Какие сказки К. И. Чуковского вы еще знаете? («Тараканище»; «Краденое солнце»; «Мойдодыр», «Федорино горе» и т.д.). 

- Дети, вы молодцы, знаете так много сказок К.И. Чуковского, ведь его книга находится у нас в группе. Как нужно обращаться с книгой? (Брать чистыми руками, не рвать, не бросать, беречь).

Конспект НОД по рисованию во второй младшей группе «Поможем зверям»

Цель: Продолжать формировать умение рисовать округлые замкнутые линии.

Задачи:

Учить рисовать солнышко в середине листа, продолжать учить правильно держать кисть, не сжимать слишком сильно, легко водить по бумаге, обмакивать ворс кисти в краску. Приучать работать аккуратно, чисто.

Развивать зрительно-двигательную координацию, ограничивать движение руки.

Воспитывать желание рисовать и эстетические чувства.

Предварительная работа: наблюдение за солнцем на прогулке, рисование округлых форм (мячик, клубок ниток для бабушек, снежные комочки). Рассматривание иллюстраций. Чтение потешек о солнышке, стихов о солнышке. Чтение сказки К. И. Чуковского «Краденое солнце».

Материал: листа бумаги, гуашь, кисточка, непроливайка. Образец солнышка.

Ход НОД.

Воспитатель: Солнце по небу гуляло,

И за тучу забежало.

Глянул заинька в окно,

Стало заиньке темно.

А сороки - Белобоки,

Поскакали по полям,

Закричали журавлям:

«Горе! Горе! Крокодил

Солнце в небе проглотил!»

Наступила темнота.

Не ходи за ворота:

Кто на улицу попал -

Заблудился и пропал.

Из какой это сказки?

Дети: Краденое солнце.

Воспитатель: Правильно, это отрывок из сказки К. И. Чуковского «Краденое солнце».

Давайте, поможем бедным зверюшкам. Без солнышко очень плохо.

Плачет серый воробей:

«Выйди, солнышко, скорей!

Нам без солнышка обидно -

В поле зёрнышка не видно!»

Плачут зайки,

На лужайке:

Сбились, бедные, с пути,

Им до дому не дойти.

Воспитатель: Поможем им?

Дети: Да.

Воспитатель: Давайте с вами поиграем в игру «Солнышко и дождик».

Воспитатель: Какое солнышко?

Дети: круглое, жёлтое

Воспитатель: Правильно, солнышко круглое, жёлтое. Но иногда оно бывает и красное. Послушайте потешку:

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошечко!

Солнышко, нарядись,

Красное, покажись!

Воспитатель: Посмотрите, как я буду рисовать солнышко. Макаю кисточку в жёлтую краску и побежала кисточка по кругу. Вот какое солнышко круглое получилось. Сначала мы нарисуем солнышко в воздухе. Какой рукой мы рисуем?

Дети: правой рукой.

Воспитатель: Молодцы, подняли правую руку с кисточкой и нарисуем в воздухе круглое солнышко. Смотрим глазами за рукой. Теперь нарисуем сухой кистью на бумаге, без краски.

А сейчас мы открываем жёлтую гуашь, набираем краску на кисть. И начинаем рисовать. Какой гуашью рисовать будем?

Дети: Жёлтой гуашью.

Воспитатель: Правильно, молодцы. Во время работы с детьми напомнить, как правильно держать кисть.

Воспитатель: Посмотрите, как много весёлых и ярких солнышек мы нарисовали. В группе стало ещё светлее.

Побежало по кустам,

По берёзовым листам.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Стали пташки щебетать,

За букашками летать.

Стали зайки,

На лужайке,

Кувыркаться и скакать.

Рады зайчики и белочки,

Рады мальчики и девочки.

Воспитатель: Вот какие молодцы, постарались от души. И теперь солнышко опять будет ярче в небе сиять.

«Солнышко» (Г. Бойко)

Тучка прячется за лес, смотрит солнышко с небес. И такое чистое,

Доброе, лучистое. Если бы мы его достали, Мы бы его расцеловали.

Конспект НОД по аппликации.

Тема: «Посуда для бабушки Федоры»

Цель: развивать навык приклеивания, распределяя на листе.

Задачи:

Учить детей располагать узор по краю круга. Составлять узор в определённой последовательности. Закреплять умение намазывать клеем свою форму.

Развивать чувства ритма.

Воспитывать в работе самостоятельность и аккуратность при выполнении работы.

Предварительная работа: Знакомство со сказкой К. И. Чуковского "Федорино горе".

Материалы и оборудование:

посуда: тарелки - мелкие и глубокие, блюдца, чашка, пара кастрюль разной величины, половник, ложка, вилка. Кукла бабушки Федоры для педагога.

Листы белой бумаги – форма кружки по 1шт. каждому ребенку; вырезанные из цветной бумаги кружочки 5 красных и 1 синий - для каждого ребенка; клей, кисти, салфетки, клеёнки.

Ход НОД:

1 часть. Организационный момент.

Воспитатель: Доброе утро, ребята!

Давайте поприветствуем друг друга:

Здравствуй, правая рука,

Здравствуй, левая рука,

Здравствуй, друг,

Здравствуй, друг,

Здравствуй, наш весёлый круг!

Воспитатель: Молодцы! Садитесь на стульчики.

Ребята, я сегодня пришла в детский сад и нашла конверт. Давайте узнаем, что в нём лежит.

А здесь загадка, сейчас я её прочитаю:

Убежали от грязнули

Чашки, ложки и кастрюли

Ищет их она, зовёт

И в дороге слёзы льёт.

Кто это, ребята?

Ответы детей.

Воспитатель: правильно, это Федора.

Сюрпризный момент: дети закрывают глазки, педагог появляется с куклой Федорой.

Бабушка Федора «входит» в групповую комнату и приветствует детей. Начинает горько вздыхать и всхлипывать: - Ох, ох! Беда! Горе-то какое! - Дети, милые, от меня посуда убежала. Вы её не видали?

"Ох, не буду я посуду обижать.

Буду, буду я посуду и любить и уважать"

- А что это у вас на столе? (Дети с "Федорой" подходят к столу с посудой).

"Федора" просит ребят по очереди называть посуду и показывать (один называет, другой находит).

Педагог предлагает детям угадать предметы по описанию, называет характерные признаки предметов и их функциональность.

- Круглая, мелкая, из нее вторые блюда мы едим. (Тарелка мелкая) Дети находят предмет и показывают его.

- Суп и кашу ей мешают, на тарелки нам кладут. (Половник - поварешка).

Игра продолжается до тех пор, пока все предметы - посуды не будут названы.

2 часть. Основная - аппликация.

Воспитатель "Федора": - Молодцы ребята, хорошо вы о своей посуде рассказали и какие вы заботливые. – а где же мои кружечки? Я хотела пригласить гостей, а у меня нет кружек, чтобы угостить их чаем.

- Пойдемте, поищем мои кружечки (организация подвижной игры "По ровненькой дорожке")

"По ровненькой дорожке

Дорожке шагают наши ножки.

(дети шагают за "Федорой" по группе друг за другом)

Бабушке Федоре посуду мы искали,

Через лужи перешли и посуду мы нашли!"

(дети прыгают с продвижением вперед, останавливаются возле накрытых столов для аппликации). Дети рассаживаются за столы.

Федора: - А вот и мои "кружечки", но где же узоры на них? Поможете украсить тарелочки.

Дети: поможем.

Воспитатель: давайте синий кружок положим в середине, а красные по кругу и у нас получится цветочек.

Дети приклеивают круги. Воспитатель подходит к детям и помогает красиво разместить круги на "тарелочках", уточняет правила приклеивания.

После окончания работы дети показывают свои аппликации "бабушке Федоре" и друг другу. Педагог: - Вот какие красивые кружечки, аккуратные вы для Федоры сделали. Спасибо вам огромное от бабушки Федоры.

3 часть. Итог

- Почему я к вам сегодня в гости приходила? Что искала?

- О каких предметах мы сегодня с вами говорили?

- Что мы делали на аппликации?

-Прежде, чем я вернусь в свою сказку, хочу с вами поиграть.

Пальчиковая игра "Маша каши наварила"

Маша каши наварила.

Маша кашей всех кормила.

Положила Маша каши

Кошке в чашку

Жучке в плошку

А коту в большую ложку

В миску курочкам, цыплятам

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла

Все до крошки раздала.

-Теперь мне в сказку пора, до свиданья детвора!

Загадки по сказкам К.И. Чуковского

1. Мяу – говорил утенок,

Му-у – говорил котенок,

Заинька был паинька.

Перепутали всё звери,

Потому что так хотели

Или просто маленькие.

2. Все вокруг грязнючее,

Все вокруг валяется,

Не чистится, не моется

И не убирается.

Не знаете, кто это?

Не женщина – умора

Ленивая-ленивая

Зовут ее….(«Федорино горе»)

3. Неумытых он ругает,

Полоскаться заставляет,

Трубочиста чисто-чисто,

Чисто-чисто умывает («Мойдодыр»)

4. По полю пошла,

Денежку нашла.

Чаю наварила

Гостей пригласила,

В паутину угодила.

5. Кто букашек и козявок

Сладким чаем напоил

И в паутину угодил.

6. Что за насекомое

Всех лесных зверюшек перепугал

Кроме храброго воробушка («Тараканище»)

7. Старушка-грязнуля в избушке жила

Не мыла кастрюли, полы не мела.

С посудой когда-то была она в ссоре («Федорино горе»)

8. Он не любит не умытых и неряшливых ребят

На таких кричит сердито и бросает строгий вид

А с чистюлями он дружит, у него с такими мир

Это тот, кто очень, нужен, всем известный….(Мойдодыр).

9. Лечит он мышей и крыс,

Крокодилов, зайцев, лис.

Перевязывает ранки

Африканской обезьянке

И любой нам подтвердит

Это доктор…..(Айболит)

10. Я великий умывальник

Умывальников начальник

И мочалок командир. (Мойдодыр)

11. Сначала слон мне позвонил,

За ним голодный крокодил.

Потом зайчатки и мартышки –

Кому перчатки, кому книжки.

И вновь, и вновь трезвонит он,

Неугомонный … (телефон).

12. Больных зверей он исцелил.

И Бармалея победил. (Айболит)

13.Это что за вор зубастый

Красно солнце заграбастал?

Ох, побьет его медведь,

Неповадно будет впредь. (Крокодил)

14. Прогулялась я по полю

И купила самовар,

А потом на мне женился

Храбрый маленький комар. (Муха – Цокотуха)

15. Этот сказочный герой

Кривоногий и хромой.

Он по всюду знаменит

И на всех грязнуль сердит. (Мойдодыр)

16. Воротись назад, посуда,

Я неряхой уж не буду.

Чисто приберу свой дом,

Наведу порядок в нем.

И умою вас, бедняжки,

Ложки, сковородки, чашки.

Возвращайтесь же скорей

Вы к хозяюшке своей. (Федорино Горе)

Консультация для родителей

«Сказки К. И. Чуковского помощники в воспитании и развитии дошкольников»

Корней Иванович Чуковский – замечательный русский писатель, классик отечественной детской литературы, на чьих стихотворных сказках выросло не одно поколение нашей страны.

На протяжении всей своей жизни он общался с детьми, интересовался тем, о чём они говорят, думают, переживают, писал для них стихи и прозу, переводил лучшие образцы мировой детской поэзии. И всё же главным вкладом К. Чуковского в отечественную детскую литературу были и остаются его стихотворные сказки, адресованные самому маленькому читателю и ставшие "неотъемлемым атрибутом детства". Это уникальный целостный мир, который "является своеобразной моделью Вселенной", как отмечает в своей статье о сказках Чуковского Е. М. Неёлов. Именно поэтому они представляют собой нечто больше, чем просто занимательные истории для маленьких детей - сказки Чуковского становятся способом познания мира.

Первая сказка К. Чуковского - "Крокодил" - написана в 1916 г.

Уже в этом произведении отчётливо проступают те черты, которые затем станут стержнем сказочной Вселенной К. Чуковского. В основе сюжета - "страшная история" про "девочку Лялечку", завершающаяся её чудесным спасением "удалым героем" Ваней Васильчиковым. С этим типом сюжета читатель встретится ещё не раз - например, в сказках "Муха-цокотуха" и "Тараканище". В процессе развития сюжета друг друга сменяют два постоянных мотива сказок К. Чуковского: страшное и смешное. И то, и другое - прежде всего инструмент: напугать или рассмешить читателя - вовсе не самоцель. Исследователи творчества К. Чуковского приходят к выводу, что страх в его сказках становится средством воспитания в ребёнке способности сочувствовать, сопереживать героям. Кроме того, читая эти сказки, ребёнок учится свои страхи преодолевать, ведь тот мир, который раскрывает перед ним автор, по определению добр. Не случайно многие сказки открываются или, напротив, завершаются картиной всеобщего веселья, праздника.

Именно поэтому, знакомясь с удивительным миром К. Чуковского в самом раннем возрасте, дети получают первоначальные представления о добре и зле, о том, как устроен мир и каким должен быть человек.

Волшебство сказок Корнея Чуковского вновь зажжет огоньки в сердцах маленьких детей.

Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.

Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Но он выбирает, что будет слушать, он воспринимает то, что слышит, если ему интересно.

В век современных технологий, к великому сожалению, очень мало времени уделяется семейному чтению. Дети дошкольного возраста мало знают детских писателей и их произведения; родители не уделяют должного внимания чтению художественной литературы, заменяют чтение книг на просмотр мультфильмов. Следствие этого: дети не умеют выразительно рассказывать стихи, правильно строить предложения. Речь детей довольно скудна, что мешает им при общении.

Корней Чуковский - один из любимых детских авторов. Кто же не знает Муху Цокотуху, Мойдодыра, бабушку Федору и других персонажей Корнея Ивановича Чуковского? Его произведения написаны простым детским языком, эмоциональны, доступны для детей, легко воспринимаются, ведь К. И. Чуковский в своих сказках – играет с малышами, и для маленьких слушателей чтение этих сказок превращается в забавную игру. Но в то же время они очень ценны с точки зрения воспитания в детях бережного отношения к вещам, своему здоровью и внешнему виду, развития в детях умения постоять за себя, воспитания желания помочь слабым.

Необходимость приобщения ребёнка к чтению, начиная с раннего детства, бесспорна. Сказка способствует всестороннему развитию личности, помогает не только овладевать речью и развивать творческие способности, но и познавать окружающий мир.

В дошкольных учреждениях особое место занимает ознакомление детей с художественной литературой как искусством и средством развития речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге, потребности в чтении.

Основными методами литературного развития детей являются чтение (рассказывание) взрослого, инсценированные произведений, беседы после чтения, чтение с продолжением, рассматривание иллюстраций, литературные праздники.

Чтение художественной литературы, как вид совместной деятельности педагога с ребенком интегрируется с познанием, развитием речи, художественным творчеством. Различные виды деятельности покажу на примере знакомства детей с произведениями К. И. Чуковского.

К. И. Чуковский – настоящий классик детской литературы. Выразительные, яркие, динамичные сказки завораживают ребенка, ведь Чуковский в своих сказках играет с малышами, и для маленьких слушателей чтение этих сказок превращается в забавную игру.

И в то же время они развивают мышление и воображение ребенка, дают прекрасные образцы литературного языка. Поэтому так огромно воспитательное, познавательное и эстетическое значение произведений К. И. Чуковского. Дети слышат его стихи с первых лет жизни. К старшей группе юные «читатели» уже многое знают наизусть.

Здоровье. Одной из важных задач является укрепление и сохранение здоровья детей, где немаловажное значение имеют гигиенические процессы. По рассказам родителей некоторые дети не любят умываться и мыться. И здесь на помощь приходит знаменитый, всеми любимый Мойдодыр. Дети, конечно, не хотят быть похожими на мальчика - грязнулю, от которого убежали игрушки, одежда, посуда.

Безопасность. При организации педагогического процесса воспитатель приобщает детей к правилам безопасного поведения в детском саду, дома, на природе; формируют осторожное, осмотрительное отношение к потенциально – опасным для человека ситуациям. Например, Бармалей олицетворяет опасного незнакомого человека. Дети усваивают, что без взрослых нельзя выходить на улицу или, тем более, уходить далеко от дома.

Вместе с детьми рассуждаем, почему зайчик попал под трамвай. Повторяем правила дорожного движения.

Развитие математических представлений. В образовательной деятельности по развитию математических представлений неоднократно используем произведения К. И. Чуковского. Например, на основе произведений «Федорино горе», «Муха Цокотуха», «Тараканище», дети в игровой форме знакомятся с количеством: считают посуду. Порядковым счетом (кто за кем едет, составляют пары бабочка – жук, считают, сколько получилось пар, уравновешивают количество жуков и бабочек). Из геометрических фигур детям можно предложить сложить самовар.

Ребенок открывает мир природы. Во время знакомства с неживой природой была прочитана сказка «Краденое солнце». Она помогла понять, как необходимо солнце для всего живого. Чтобы поближе познакомиться с естественным источником света, дети пригласили «Солнечного зайчика».

Социально-коммуникативное развитие. Изба. В сказке «Федорино горе» много предметов старины: ухват, кочерга, самовар, корыто и другие, многие из которых уже не используются. Развитие речи. А как нравится детям веселое стихотворение «Путаница». Можно поупражняться в звукоподражании животным, рассуждать, что перепутано. Драматизация отрывка сказки «Айболит» помогает выражать свои мысли, чувства, впечатления, вступать в контакт с окружающими, используя речевые средства.

Игра. Основным видом деятельности в детском саду является игра. На основе произведений Чуковского дети играли в дидактические игры. Например, «Составь картинку», «Найди пару», где дети находят пары варежек или башмачков. Детям нравится сюжетно- ролевая игра в «Муху – Цокотуху».

Используем все виды продуктивной деятельности: аппликацию, рисование, лепку.

Произведения К. И. Чуковского способствуют всестороннему развитию ребенка. Его книги помогают пробудить в детях воображение и фантазию, привить вкус к слову и культуре речи, учат доброте и справедливости, доставляют удовольствие.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 24.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области