Одной из главных задач дошкольного образования в условиях реализации ФГОС является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Которое включает в себя приобщение детей дошкольного возраста к культуре и традициям русского народа.
Носителями народной культуры являются предметы быта, утвари, одежда. Знакомство с ними помогает детям окунуться в прошлое, увидеть и понять, как жили наши предки, что помогало выжить русскому человеку в суровых климатических условиях.
Самоанализ работы показывает нам, что в процессе ознакомления с предметным окружением мы уделяем недостаточно внимания русскому национальному костюму и его особенностям, т.е наличие в костюме большого количества верхней одежды. Порой наши современные дети не имеют представления, что наши бабушки и дедушки, будучи детьми, совсем ещё недавно носили платки, шубки, кожухи, чёботы…
У нас появилась идея – в один из дней каникул, которые проходят ежегодно в нашем детском саду, в первую неделю февраля, организовать углубленную работу по данному направлению.
Этот день называется «День народной культуры и традиций», а посвящен он, например «Русскому платку» и т.д.
Мы поставили цель: создание условий в детском саду, способствующих расширению представлений детей об особенностях национального костюма.
Для организации работы с детьми по данному направлению нам необходимо стало, прежде всего, пополнить развивающую предметно-пространственную среду предметами национальной одежды.
В 2016 году один день из каникул был посвящен русским валенкам. Были проведены в группах выставки «Русские валенки», в которой принимали участие педагоги, родители и дети. Было особенно большое количество экспонатов, которые дети и родители творчески оформили, что вызывало больший интерес. В зале был проведён праздник «Русского валенка». Детям была показана презентация о истории и изготовлении валенков. С детьми были проведены игры-эстафеты, где валенки служили атрибутами.
В 2017 году этот день мы посвятили русским варежкам. Дети и их родители принимали активное участие в выставке. Про экспонаты выставки ребята с удовольствием рассказывали сверстникам: историю появления совоей варежки (купили в магазине, связала мама или бабушка, а у кого-то и вовсе этим рукоделием занимаются папы, а так же дедушки, чему мы были очень удивлены), дети рассказали из каких материалов были изготовлены варежки, как и чем они их украсили. На общем празднике «Варежки» мы показали детям презентацию в которой рассказали о происхождении слова варежки (Русское слово «варежка» происходит от словосочетания «варяжская рукавица», возможно, это говорит о том, что этот предмет одежды был заимствован у варяг. Происхождения этого слова - от древнерусского глагола «варити», «варовати», т. е. «защищать», «охранять». От чего? Да от холода! Но существует и третий: слово «вареги» - от «варить»,т. е. раньше вязаные шерстяные рукавички заваривали в кипятке, чтобы они стали более плотными и теплыми.). Так же детям рассказали о разных способах изготовления и видов варежек, о значимости их в разные периоды времени. После презентации с ребятами были проведены конкурсы и эстафеты, где главным атрибутом была варежка. Дети с удовольствием играючи закрепляли изученный материал. После чего им было предложено посмотреть знаменитый советский мультфильм «Варежка».
В этом году мы решили уделить внимание и оформить выставку про «Русский платок». На праздник «Русского платка» в гости к ребятам пришла Матрёшка, которая рассказала детям об истории платков, традициях использования, познакомила с различными видами платков, способами их изготовления и значении платков в современном мире. Дети младших возрастных групп и Матрёшка играли с платками, танцевали, а ребята подготовительной группы решили изготовить свои платки.
Хотелось бы отметить, что общими усилиями (дети, педагог, родители) у нас получилось создать условия для расширения представлений детей об особенностях национального костюма. Собирая экспонаты для выставки, воспитанники узнают, что носили их мамы, папы, бабушки и дедушки. Родители с удовольствием рассказывают интересные истории из своего детства. Приходя в детский сад, ребята с удовольствием делятся своими впечатлениями.
Работа по данному направлению продолжается. В следующем году мы планируем вновь пополнить знания наших детей о других предметах верхней одежды, опираясь на интересы и запросы детей.