Паспорт экологического проекта
Название: «Защитники птиц»
Авторы проекта: Каргина Елена Васильевна
Вид проекта: среднесрочный.
Продолжительность: октябрь 2018 – ноябрь 2018 год.
Участники проекта: воспитатель Каргина Е.В.., родители и дети подготовительной группы «Цветик –Семицветик».
Актуальность проекта: особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.Взаимоотношения человека с природой актуальный вопрос современности. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, поэтому мы поговорим о птицах.
Цель проекта: Формирование экологических знаний детей о птицах, их значении в жизни человека и окружающей природы.
Задачи проекта:
Развивать у детей любознательность, навыки наблюдения и работе в команде, познавательно – исследовательского поведения в природе.
Воспитывать интерес к живой природе, развивать любознательность, познакомить с удивительными загадками и тайнами из жизни птиц.
Приучать заботиться о птицах ближайшего окружения.
Повышать уровень педагогической культуры родителей через привлечение к совместной деятельности с детьми: изготовление кормушек, альбома «Интересные факты о птицах».
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап:
1.Подбор и анализ научно – популярной и художественной литературы по теме.
2.Определение цели, исходя из интереса детей.
3.Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
4.Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.
Основной этап:
1.Реализация комплекса мероприятий, направленного на достижение поставленной цели.
2.Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью.
Заключительный этап:
1.Подведение итогов проекта.
2.Оценка достигнутых результатов.
Распределение деятельности по этапам
1этап проекта – подготовительный (Октябрь,)
Организованная образовательная деятельность.
«Птицы моего края». Цель: знакомство с птицами Краснодарского края, просмотр презентаций.
Совместная деятельность педагогов и детей.
Чтение литературы художественного характера: р. н. с. «Гуси-лебеди»; В. Бианки Лесные домишки», «Грачи»; А. Майков «Ласточка»; Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»
Беседы – рассуждения. «Какие птицы обитают в нашем крае?»
Прослушивание фонограммы «Голоса птиц».
Дидактические игры. «Какой птички не стало?», «Найдите и покормите зимующих птиц»
Рисование. Тема «Птицы на кормушке»
Аппликация. Тема «Осенняя фантазия» (птицы из осенних листьев)
Подвижные игры «Гуси-лебеди», «Сова», «Где кто живет?», «Коршун и наседка»
Организация познавательно – исследовательской деятельности совместной с родителями.
Создание фотоальбома «Птицы нашего края»;
Экскурсия в краеведческий музей;
Изготовление кормушек из подручных средств.
2 этап проекта – активная деятельность. (ноябрь)
Организованная образовательная деятельность.
«Необходимые условия для жизни птиц». Цель: познакомить детей с условиями, которые необходимы для жизни всех птиц зимой.
Совместная деятельность педагога и детей.
Чтение литературы художественного и познавательного характера: А. Н. Толстой «Желтухин», Н. Носов «На горке», К. Д. Ущинский «Проказы старухи зимы», В. Бианки «Синичкин календарь», В. Даль «Старик – годовик».
Дидактические игры. «Отвечай, правда ли?», «Без чего не может быть?», «Каждую птицу на свое место»
Рисование. «Моя любимая птица».
Лепка по замыслу детей. Тема «Птица, которая мне понравилась в краеведческом музее».
Показ мультимедийной презентации «Птицы, занесенные в Красную книгу»
Организация познавательно – исследовательской деятельности совместной с родителями.
Изготовление кормушки и скворечника из дерева.
Издание лепбука «Узнай птичку»
Ожидаемый результат
Для детей
Реализация проекта предполагает формирование у детей следующих целевых ориентиров:
любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире. Способен самостоятельно действовать. В случае затруднения обращается к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;
эмоционально – отзывчивый;
овладевший средствами общения и способами взаимодействия, со взрослыми и сверстниками;
имеющий первичные представления о мире и природе;
овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять инструкции.
Кроме того, проект предполагает формирование у детей следующих знаний:
Сформированности представлений о Красной книге, как о государственном документе.
Сформированность первоначальных природоохранительных знаний и первоначальных навыков исследовательского, экологического и безопасного поведения в природе.
Развитие навыков наблюдения в процессе познавательной деятельности.
Овладение средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми.
Для педагогов:
Повышение теоретического уровня и профессионализма.
Организация педагогического поиска через реализацию проектной деятельности.
Самореализация.
Для родителей:
Повышение уровня взаимопонимания между родителями – детьми – педагогами.
Повышения уровня экологического сознания.
ОТЧЕТ О РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Вся работа была построена по принципу поэтапной реализации данного проекта.
Пути реализации:
Система педагогического взаимодействия:
- совместная деятельность педагога и ребенка
- самостоятельная деятельность детей
- совместная работа детей и родителей
Формы обучения:
- Занятия, экскурсии.
- Продуктивная деятельность - экспериментирование, рисование, ведение дневников наблюдений.
- Чтение художественной литературы.
- Наблюдения в уголке природы, на прогулке.
- Игры: подвижные, дидактические, настольные.
- Разные формы бесед: по иллюстрациям, по вопросам о прочитанном.
- Трудовая деятельность в уголке природы, на участке д /сада.
- Экспериментирование, поисковая деятельность.
Работа была направлена на:
- развитие речи;
- развитие логического мышления;
- обобщение представлений о природе;
- развитие коммуникативных качеств у детей.
С детьми на основном этапе реализации проектной деятельности были проведены следующие мероприятия:
Беседы, рассматривание иллюстрации в книгах и альбомах о птицах,
обсуждение, чтение художественной литературы по данной теме, экскурсии.
Изготовление и оформление скворечников и кормушек на территории МДОУ.
Была проведена акция «Покорми птиц».
Конкурс детского творчества (совместная работа детей и родителей): «Мы друзья птиц».
Проведенная работа по экологическому воспитанию дошкольников позволила:
*воспитать заинтересованность;
*сформировать экологическое мировоззрение;
*научить понимать и ценить природу;
*расширить и углубить свои представления об окружающем мире;
*развивать свои познавательные умения через экспериментальную деятельность.
Возможно, это в будущем и решит глобальную проблему человечества.
Ведь прежде чем изменить мир, нужно изменять себя