Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Методическая разработка теоретического занятия по дисциплине «Основы философии» специальность 34.02.01 Сестринское дело, 2 курс

Методическая разработка предназначена для преподавателя и содержит материал для проведения теоретического занятия по теме «Философские и этические проблемы медицины». Рассматриваемая тема входит в раздел «Философия и медицина» В разработке представлены методические рекомендации по содержанию и проведению каждого этапа учебного занятия.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Свердловский областной медицинский колледж»

Асбестовско-Сухоложский филиал

Философские и этические проблемы медицины

Методическая разработка теоретического занятия по дисциплине

«Основы философии»

специальность 34.02.01 Сестринское дело, 2 курс

Сухой Лог

2019

Рассмотрено

На заседании ЦМК ОД и ОПД

Председатель ЦМК ОД и ОПД

_______________Т.А. Стриганова

«___»_______________2019 г.

Утверждаю

Заведующий учебной частью

Асбестовско-Cухоложского филиала

ГБПОУ «СОМК»

________________И.В. Жигалова

«____»______________2019 г.

Методическая разработка предназначена для преподавателя и содержит материал для проведения теоретического занятия по теме «Философские и этические проблемы медицины». Рассматриваемая тема входит в раздел «Философия и медицина» В разработке представлены методические рекомендации по содержанию и проведению каждого этапа учебного занятия.

Составитель: Толмачева Г.Е., преподаватель дисциплины «Основы философии»

Пояснительная записка

Методическая разработка для преподавателя содержит материал для проведения теоретического занятия по теме «Философские и этические проблемы медицины» с обучающимися группы 2 курса по специальности 34.02.01 «Сестринское дело». Рассматриваемая тема входит в раздел «Философия и медицина».

Содержание теоретического занятия соответствует рабочей программе дисциплины ОГСЭ.02. «Основы философии», специальности 34.02.01 Сестринское дело (СПО базовой подготовки очная форма обучения) и требованиям ФГОС СПО.

Занятие занимает важное место в изучении дисциплины, так как мир философии многолик и многогранен. Знакомство с ним дарит неизгладимые впечатления от духовных поисков и устремлений человечества. Среди различных тем курса «Основы философии» выделяется тема «Философия и медицина». Тема поднимает проблемы, связанные с вопросами, волнующими современное поколение в целом, и студентов-медиков, в частности. Философия и медицина - одинаково древние по своему происхождению феномены культуры; их тесная связь проявляется в близости предметов исследования (изучение человека, его личности и влияния общества на личность), сходстве целей и задач, единстве методологии, ценностной ориентации. Несмотря на разные направления деятельности и разные пути поиска истины (медицина выбирает на заре своего существования путь практического действия, философия – путь теоретического обобщения и рефлексии), обе они решают одну и ту же проблему – проблему выживания человечества на Земле, проблему самоопределения человека как природного и культурного существа.

На всем протяжении истории культуры идеи объединения философского и медицинского знания ради постижения тайны жизни и тайны человека претворялись в трудах самых известных философов, медиков, естествоиспытателей. В результате чего сложилась особая отрасль знания - философия медицины, которая призвана обобщить имеющиеся практические знания о человеке как биологическом и социальном, материальном и духовном существе и найти адекватные пути адаптации человека к окружающим условиям жизни.

Тема «Философия и этические проблемы медицины»

Тип и форма занятия: теоретическое занятие комбинированного типа

Продолжительность занятия: 90 минут

Цель занятия:

- установление тесной взаимосвязи медицины и философии в историческом аспекте и в современном развитии;

- углубление ранее полученных знаний по основам философии.

Задачи:

образовательные:

- способствовать формирование философского мировоззрения;

- сформировать представление о гуманизме как основе медицинской деятельности;

- раскрыть точки соприкосновения философского и медицинского знания.

развивающие:

- развивать умение анализировать учебный материал, рассуждать, объяснять понятия, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения;

воспитательные:

- способствовать осознанию студентами роли философии в духовной жизни общества, необходимости владения основными философскими понятиями и представлениями для осуществления будущей профессиональной деятельности.

- прививать интерес к предмету и выбранной профессии;

- воспитывать чувства любви, милосердия к людям с позиций философской морали, медицинской этики и с точки зрения общечеловеческого гуманизма.

Формируемые компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного роста.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием.

Методы обучения: «Кластер», «Мозговой штурм», работа в группах, дискуссия, работа с дидактическими материалами, метод учебно-проблемной ситуации.

Используемые технологии: информационно-коммуникативные, элементы развивающего, проблемного и личностно-ориентированного обучения, исследовательские и проектные методы, здоровьесберегающие технологии, технология сотрудничества.

Междисциплинарные связи: история, обществознание, литература.

Методическое обеспечение:

Материально-техническое: комплект мультимедийного оборудования; мультимедийная презентация «Философия и этические проблемы медицины».

Методическое: рабочая программа дисциплины «Основы философии», методическая разработка открытого занятия.

План занятия

Организация начала занятия

2 минуты

Актуализация знаний

Повторение основных философских понятий

Изучение нового материала

Физминутка

5 минут

15 минут

35 минут

1 минута

Закрепление нового материала

20 минут

Рефлексия

5 минут

Домашнее задание

2 минуты

Подведение итогов

5 минут

Содержание занятия и методические указания

по каждому этапу

Организационная часть

Приветствие преподавателя, который настраивает студентов на активную работу на урок, проверяет их готовность к занятию (наличие тетрадей и канцелярских товаров), оценивает их внешний вид, отмечает отсутствующих.

Актуализация знаний

Цель данного этапа состоит в объяснении студентам необходимости изучения данной темы для формирования представления о тесной взаимосвязи медицины и философии в историческом аспекте и современном развитии. Философия – матерь всех наук и медицины в том числе. Известно, что многие философы различных эпох были врачевателями. Это не случайно, поскольку двойственная природа человека, его биологическая сущность с одной стороны, и глубокая духовность и социальность - с другой, во все времена давали ученым пищу для философских размышлений, в которых они пытались объяснить взаимосвязь биологического и духовного в человеке.

Главная особенность медицины – это не только прекрасное знание медиками своего дела, но и четкое осознание ответственности за жизнь, и духовное состояние страдающего человека, способность не просто механически выполнять свои профессиональные действия, но и понимание, что ты имеешь дело, в первую очередь с личностью, душой человека.

Повторение основных философских понятий

Добрый день! Давайте начнём наше занятие с позитивного настроя на плодотворную, насыщенную работу, проверьте свою готовность к занятию.

Слайд 2

Но сначала мы повторим основные философские понятия, которые изучали на прошлых занятиях.

Слайд 3

- Посмотрите на слайд, прочитайте слова, что их объединяет? (отражают структуру философского знания, каждое из слов – это название раздела философии) (онтология, гносеология, антропология, социальная философия)

- Теперь вам предстоит написать понятийный диктант: соотнести понятие с определением: у вас на столах лежат карточки, в которых даны определения. Ваша задача заполнить таблицу внизу карточки. Не забудьте вписать свою фамилию в пункте «Выполнил».

(Приложение 1)

Слайд 4

- А сейчас поменяйтесь карточками с вашими ответами и выполните взаимопроверку, оцените работу друг друга.

Слайд 5

- Правильные ответы и критерии оценивания на слайде. Не забудьте вписать свою фамилию в пункте «Проверил» и поставить отметку. (работы собрать)

Изучение нового материала

Прежде чем мы с вами сформулируем тему занятия, прошу внимания на экран.

Демонстрация видео-ролика «Дорогая моя медсестра», подведение студентов в теме занятия.

Вопросы к видеоролику:

1. О чем видеоролик? Возможные ответы: о войне, о работе медиков на войне.

2. О чем поет исполнитель песни? Возможные ответы: (о доброте, милосердии, гуманизме и самоотверженности медиков, их профессиональном долге).

Преподаватель: все верно. Профессия медицинского работника во все времена и в любых ситуациях связана не только с избавлением людей от физических страданий, но и с добротой, поддержкой, милосердием чуткостью, способностью размышлять о человеческой жизни, ее ценности - всем тем, что вы будущие медики называете медицинской этикой.

Этика, как известно - это сфера философского знания.

Сегодня на занятии мы познакомимся еще с одной темой «Философия и медицина». Тема очень обширна по своему содержанию, и мы рассмотрим только одну из частей «Философия и этические проблемы медицины».

Слайд 6

Эпиграфом нашего занятия будут слова Гиппократа: «Врач - философ: ведь нет большой разницы между мудростью и медициной»

Наша с вами цель сегодня выявить точки соприкосновения философии и медицины, и осмыслить проблемы, стоящие перед современной медициной, которые нуждаются в теоретическом осмыслении и обосновании: мы будем говорить о философии сестринского дела в России, биоэтике, проблеме ятрогении и эвтаназии.

Студенты записывают тему в тетради.

По ходу изучения нового материала вы должны выполнить задания:

- ответить на вопросы и заполнить таблицу, она у вас на столах.

(Приложение 2)

Слайд 7

План занятия.

Философия медицины в разные исторические эпохи

«Философия сестринского дела в России»

«Философские аспекты ятрогении»

«Этические проблемы эвтаназии»

Первый вопрос, который мы рассмотрим это вопрос «Философия медицины в разные исторические эпохи».

Философия и медицина - одинаково древние по своему происхождению феномены культуры; их тесная связь проявляется в близости предметов исследования (изучение человека, его личности и влияния общества на личность), сходстве целей и задач, единстве методологии, ценностной ориентации. Несмотря на разные направления деятельности и разные пути поиска истины (медицина выбирает на заре своего существования путь практического действия, философия - путь теоретического обобщения и рефлексии), обе они решают одну и ту же проблему - проблему выживания человечества на Земле, проблему самоопределения человека как природного и культурного существа. В этом вопросе философия и медицина не могут не объединить свои усилия, поскольку порознь они лишены цельности - философия удаляется от эмпирики, «витает в облаках», медицина же, погружаясь в исследование организма, забывает о личности, «утопает» в деталях и частностях.

Слайд 8

Философия медицины в разные исторические эпохи

На всем протяжении истории культуры идеи объединения философского и медицинского знания ради постижения тайны жизни и тайны человека осуществлялись в трудах самых известных философов, медиков, естествоиспытателей. В результате этого сложилась особая отрасль знания - философия медицины, которая призвана обобщить имеющиеся практические знания о человеке как биологическом и социальном, материальном и духовном существе и найти адекватные пути адаптации человека к окружающим условиям жизни.

Древневосточная мудрость представляет собой симбиоз философских и медицинских идей, заключенная в египетской «Книге мертвых», индийских ведах, в учении китайских даосов («Учение о бессмертии»), а так же в трудах врачей - философов Востока (например, Авиценна).

Основой восточной философии медицины всегда оставался принцип системности в изучении микро- и макрокосма, особенностью - рассмотрение человеческого организма как самодостаточной сущности, в которой неразрывно связаны дух и тело. Болезни тела здесь рассматриваются, прежде всего, как болезни духа, соответственно лечение болезни - это, прежде всего, восстановление душевного равновесия и духовного здоровья.

В Древней Греции - колыбели философского знания - философия и медицина так же тесно сотрудничают и взаимообогащаются. Их объединяет стремление разобраться в человеческой психике, попытка ответить на вопрос, что есть человек, какова личная и общественная ценность человеческого здоровья, является ли человек существом биологическим или социальным. Эти вопросы рассматриваются в работах таких знаменитых древнегреческих врачей и философов, как Эмпедокл, Аристотель, Гиппократ и др.

В средневековой европейской традиции философские и медицинские исследования продолжают взаимопересекаться. Активно развивается новая отрасль знания, находящаяся на стыке философии, медицины и естественнонаучных исследований (прежде всего химии), включающая так же элементы ворожбы и колдовства, - алхимия. Несмотря на нереальные цели (например, поиски эликсира жизни или философского камня), алхимия сыграла положительную роль как в изучении человеческого существа, так и в разработке некоторых приемов лабораторной техники, особенно необходимой развивающейся практической медицине (например, перегонка, возгонка и др.). Европейские врачи-философы эпохи Средневековья (Ф.Бэкон, Парацельс и др.) предвосхитили многие последующие медицинские открытия и разработки, приемы лечения болезней; они так же изучали воздействие общества (социального статуса личности) на развитие патологических процессов в организме. Преодолевая и пересматривая многие основы древней медицины и философии человека, средневековые ученые, естествоиспытатели способствовали внедрению химических препаратов в медицину, а так же заложили основы теории адаптации человека в окружающей среде.

Соотношение философии и медицины в эпоху Нового Времени диктуется интересом к человеку, его новыми интерпретациями. В философии 19 века осмысляются проблемы человека как социального существа, проблемы влияния психики на развитие патологических процессов в человеческом организме.

Идеи 19 века (З. Фрейд и др.) послужили возникновению в начале ХХ века психосоматической медицины, опиравшейся в лечении человека на взаимосвязанность психических соматических и даже социальных процессов, сопровождающих развитие человека.

Основные проблемы, которые встали сегодня во главу угла философии медицины, - здоровье личности и здоровье нации, здоровый образ жизни, влияние общества и природной среды на патологические изменения в человеческом организме, проблемы человеческой духовности как основы психического и физического здоровья человека, социальные причины «болезней века», а также этика взаимоотношений врача и пациента. Большое число замечательных философов и медиков ХХ столетия, стремились объединить философскую и медицинскую проблематику с целью решить насущные проблемы человечества.

Таким образом, взаимосвязь медицины и философии началась давно, с момента появления первых явных признаков абстрактного мышления в лечебном деле, и продолжается поныне.

Все базовые теории современной медицины, так или иначе, связаны с философией медицины.

Философскими основами клинической медицины становится «философия врачевания», т.е. теория постановки диагноза, лечения, реабилитации и т.д. Философская теория ценностей составляет философский фундамент врачебной этики, деонтологии, клинической практики.

Врачи всех времен отличались широким кругозором интересов, они добивались признания не только в своей области, но и были выдающимися астрономами (Н. Коперник), физиками (Уильям Кулен, Герман Гельмгольц,). Среди врачей были известные химики (Бородин - он же известный композитор, Парацельс), путешественники (Миклухо-Маклай), политические деятели (Жан-Поль Марат).

Английской врач Джон Локк (1632-1704) был видным философом. Жульен Офре Ламетри (1709-1751) - французский врач, был автором знаменитой философской работы «Человек-машина». Немецкий философ Карл Ясперс (1883-1969) по специальности был врач-психиатр. Н. Коперник (1473-1543), основатель гелиоцентрической системы, был математиком, врачом, переводчиком художественных произведений.

Всеми своими гранями медицина и философия связаны друг с другом, решая общую задачу развития, качественного становления Человека. Деятельность врача предусматривает такой уровень личностных качеств, которые позволили бы методами и формами медицинской практики утверждать высшие человеческие идеалы Истины, Добра и Красоты.

Философия активно помогает медикам на многие известные им вещи смотреть иначе, видеть невидимое, то есть понимать внутренний смысл предметов и явлений. «Исследовать в медицине», - считал канадский патофизиолог и эндокринолог Ганс Селье, - это видеть то, что видят все, но думать так, как не думает никто».

Все базовые теории современной медицины, так или иначе, связаны с философией медицины, определяющей фундаментальные постулаты и позиции общих теоретических систем. Так, современные философские исследования (философская антропология, философия сознания, социальная философия) лежат в основе:

- медицинской теории адаптивного реагирования (теория адаптации – общебиологическая теория медицины, однако медицина имеет дело не только с биологическими адаптациями, но и с адаптацией социальной, т.е. приспособлением человека к общественной жизни),

- теории детерминизма (причинной обусловленности и связи патологических процессов, происходящих в организме),

- а так же теории нормальной (оптимальной) саморегуляции и теории общей патологии.

Философскими основами клинической медицины становится так называемая «философия врачевания», т.е. теория постановки диагноза, лечения, реабилитации и т.д., выстроенная в соответствии с пониманием сущности человека как психобиосоциального существа.

В качестве философской основы профилактической медицины можно рассматривать исследования в области теории гигиены как оптимального состояния человека и окружающей среды.

Философская теория ценностей составляет философский фундамент врачебной этики, деонтологии, клинической практики.

- Следующий вопрос, который мы рассмотрим сегодня, это «Философия сестринского дела в России». Этот вопрос нам раскроет Потапова Татьяна, ей было дано опережающее задание. Внимательно слушаем и готовим вопросы.

(после выступления)

Вы прослушали сообщение «Философия сестринского дела в России», если у вас есть вопросы, вы можете их задать.

Слайд 9

Физминутка

- Далее изучение нашей темы продолжит Сейталиева , которая подготовила сообщение на тему «Философские аспекты ятрогении»

(после выступления)

Ваши вопросы, высказывания, свое мнение.

- Вопрос «Этические проблемы эвтаназии» нам раскроет Мурзина Виолетта. (после выступления)

Ваши вопросы, высказывания, свое мнение.

Закрепление нового материала

Составить кластер «Философы - медики». Материал и памятка по составлению кластера у вас на столах. (Приложение 4,5)

Рефлексия

Подведение итогов:

Карта самооценки:

Да, достиг, я узнал (а) много нового

Нет, не достиг, многие вопросы остались не раскрытыми

Частично достиг своей цели

Слайд 10

Домашнее задание: Инструктаж по подготовке домашнего задания

Эпиграфом нашего занятия была цитата «Врач - философ: ведь нет большой разницы между мудростью и медициной» (Гиппократ)

Задание: написать эссе на высказывание философа

Алгоритм написания эссе:

1) Раскрываем смысл высказывания.

2) Приводим свою точку зрения (согласие или несогласие)

3) Приводим аргументы в пользу своей точки зрения.

4) Делаем вывод, возвращаясь к высказыванию.

9. Подведение итогов, выставление оценок.

Приложение 1

Понятийный диктант

Выполнил: _________________ Проверил: _______________

Отметка ________

1). Наука, изучающая общие принципы

объяснения хода человеческой истории

и исторического познания.

1). Философская антропология

2).Теория общественной жизни, выясняет

вопросы о том, что такое общество,

что можно отнести к общественным явлениям.

2). Логика

3).Теория морали и нравственности,

устанавливает исходные принципы,

правила, нормы, которыми должны

руководствоваться люди в своих делах и поступках.

3). Социальная философия

4). Теория познания, исследует

общие принципы, формы и методы

человеческого познания.

4). Онтология

5). Учение о ценностях, анализирует то,

что люди ценят, например, добро,

справедливость, истину, красоту, пользу и т. д

5). Философия истории

6). Наука, ставящая своей задачей понять,

что есть человек, какова сущность

человека и человеческого бытия.

6). Гносеология

7). Теория бытия, изучает основные

принципы бытия, определяющие устройство мира.

7). Этика

8). Наука о формах и способах

рационального мышления.

8). Аксиология

9). Наука, изучающая эстетическое

отношение человека к действительности

и художественную деятельность людей.

9). Философия и методология науки

10) Наука о методах и формах научного

познания.

10). Эстетика

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Правильные ответы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5

3

7

6

8

1

4

2

10

9

Критерии оценивания

10-9 правильных ответов – «5»

8-7 правильных ответов – «4»

6-5 правильных ответов – «3»

4 и меньше правильных ответа – «2»

Приложение 2

Таблица

«Философия и медицина»

Вопросы

Ответы обучающихся, заполняемые по ходу изучения новой темы

В чем проявляется тесная связь философии и медицины

__________________________________________________

Какова задача философии медицины

Каковы особенности восточной философии медицины

Что объединяет древнегреческую философию медицины

Что характерно для средневековой европейской философии медицины

__________________________________________________

Особенности философии медицины Нового времени

Каковы базовые теории современной философии медицины

Приложение 3

Памятка

«Как составить кластер»

Кластер - это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.

Прием «Кластеры»

Прием «Кластер» («гроздь») подразумевает выделение смысловых единиц темы и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. «Грозди» - графический прием систематизации материала. Правила их составления очень просты.

Памятка по составлению кластера.

Кластер – прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста.

Кластер помогает конкретизировать тему, образ, помогает развитию речи, мышления, воображения.

Для создания кластера нужно:

1) Ознакомиться с текстом;

2) Составить кластерную схему;

3) Посередине листа записать ключевое слово или предложение, которое является главным для раскрытия темы, идеи;

4) Вокруг этого слова пишутся слова или предложения, выражающие суть идеи, факты, образы, подходящие для данной темы;

5) Затем по мере записи все слова соединяются с ключевым словом. У каждого слова- спутника тоже могут появиться свои слова- спутники.

6) Схема кластера должна быть аккуратной.

7) В итоге появляется запись - структура, которая отражает размышления.

Приложение 4

Гиппократ (около 460-377 гг. до н. э.) жил в эпоху расцвета древнегреческой культуры. За свой огромный вклад в развитие медицины Гиппократ был наречен отцом медицины. Он был одним из тех, кто положил начало научному подходу к изучению многих заболеваний. Гиппократ привел в систему медицинские знания той эпохи и поднял искусство врачевания на большую высоту, которая до того была неведома древним грекам.

Труды Гиппократа были основополагающими при решении многих вопросов медицины. Первым учителем в области медицины для Гиппократа был отец. Но он не ограничился знаниями, приобретенными у своего главного наставника. Став после смерти родителей странствующим врачом (периодевтом), он побывал во многих греческих городах, а также в Малой Азии.

С особым уважением к Гиппократу относились врачи Эллады и Фессалии. Свой огромный опыт он обобщал в научных трудах, часть из которых сохранилась до наших дней. В «Гиппократовом сборнике», дошедшем до нас, часть трудов принадлежит его ученикам. Есть в нем труды и других школ и направлений, в том числе противостоящей Косской школе Гиппократа Книдской школы под руководством Эврифона и Хризита. При внимательном чтении сборника нетрудно заметить взаимопротивоположные концепции ряда вошедших в него материалов. Однако независимо от этого сборник дает представление о взглядах Гиппократа, об уровне теоретической и практической медицины его времени и его школы, созданной на острове Кос, где он родился и трудился значительную часть своей жизни. Можно предполагать, что он хорошо знал не только труды своих предшественников из древней Эллады, но и древнеиндийских врачей. Гиппократ и его ученики (гиппократики) поверхностному подходу к больному на основе умозрительных заключений, противопоставляли внимательное наблюдение за больными, тщательное обследование и изучение их с учетом ранее накопленного практического опыта. Гиппократ и его ученики понимали, что одна и та же болезнь у разных людей может протекать неодинаково, так как каждый организм имеет свои особенности. Исходя из этого, они руководствовались принципом, что нужно лечить не болезнь, а больного. А это означало — в процессе лечения необходим индивидуальный подход. Диета, лекарства, их дозы, режим, продолжительность лечения — все должно быть в каждом отдельном случае особым, специфичным, целесообразным для данного положения.

Большое значение в целях сохранения здоровья Гиппократ придавал гимнастике. Он писал: «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь»... «Как суконщики чистят сукна, выбивая их от пыли, так гимнастика очищает организм».

Он придавал также большую значимость труду, считая, что «лица, подверженные ежедневно трудам, переносят их, хотя бы были слабы и стары, легче, нежели люди сильные и молодые, без привычки».

Гиппократ критически относился к праздности и ничегонеделанию, что, по его мнению, влечет нездоровье. И наоборот - устремление ума к чему-то связано с бодростью, направленной к укреплению жизни. Он осуждал такие пороки, как пьянство, считая, что оно является причиной слабости и болезненности. Этот принцип не утратил своей значимости и до наших дней. Гиппократ вместе со своими учениками сделали описание лечения многих заболеваний. Особое внимание он уделял описанию хирургических болезней. Его школе были известны основные принципы лечения переломов, вывихов.

Изучение трудов Гиппократа свидетельствует о том, что Гиппократ был хорошо знаком с натурфилософией своих современников и предшественников. Ему удалось преодолеть мистику, религиозность, антинаучное идеалистическое восприятие окружающего мира, тем самым, открывая перед последующими поколениями широкие возможности для подлинно научного подхода к изучению человека.

Стагират Аристотель. Древняя Эллада была щедра на великие умы. Однако, несмотря на это, человечество особо отмечает Аристотеля (384-322 гг. до н. э.), ученого-энциклопедиста, внесшего весомый вклад в развитие всех областей знаний. Аристотель имел медицинское образование. Философия была для него источником света, освещавшего дорогу всем наукам, хотя он постоянно колебался между материализмом и идеализмом.

Умственную деятельность Аристотель отождествлял с самой жизнью. Он стоял у колыбели логики, этики и психологии. Очень важно, что еще до 3 века до новой эры Аристотель рассматривал психологию как влияние соматических (телесных) процессов и явлений, происходящих в человеке, на его психическую деятельность. И даже наивность его рассуждений из-за уровня развития науки того времени не может умалить значимости открытия с точки зрения методологического подхода к изучению проблемы, широты взглядов, глубины изучения и огромного внимания к отдельным фактам.

К. Маркс высоко ценил его философские труды, отмечая, что «новейшая философия только продолжала ту работу, которая была начата уже Гераклитом и Аристотелем». Ф. Энгельс считал, что Аристотель - «самая универсальная голова» среди древнегреческих мыслителей.

Умом Аристотеля восхищался Ч. Дарвин. «Аристотель, - писал он, - совершенно уникальное исключение в истории человеческого ума, и если что-либо должно удивлять нас здесь, это не уникальность этого исключения, но самая его возможность». Аристотель внес огромный вклад в развитие многих наук, и потому его учение владело умами многих поколений вплоть до средневековья. Однако идеологи феодализма пропагандировали те взгляды его, которые носили реакционный и идеалистический характер. Нередко использовалось лишь его имя, а пропагандируемые идеи ничего общего не имели с его взглядами. Об этом хорошо сказал А. И. Герцен: «Не- надобно забывать, что Аристотель средних веков не был настоящий Аристотель, а переложенный на католические нравы».

Аристотель был великим древнегреческим философом, выразителем идеологии рабовладельцев античного общества. Сын врача, он с детства был причастен к медицине, да и сам он в северной Греции окончил медицинскую школу. Это был философ, учение которого властвовало над умами человечества в течение 13—15 веков, пока научные открытия реального мира начали исправлять неточности в его учении. Концепция Аристотеля о стихиях просуществовала до Г. Галилея. После обоснования им механики стало ясным, что учение Аристотеля является несостоятельным. Когда же возникла химия, произошло окончательное развенчивание учения о четырех стихиях, или элементах. Его жизнь проходила, когда устои рабовладельческого строя начали расшатываться под влиянием классовых сражений рабов со своими угнетателями.

Около 20 лет Аристотель пробыл в школе Платона и лишь после его смерти покинул школу, став воспитателем Александра Македонского. В 335 г. до н. э., когда ему было около 50 лет, Аристотель вернулся в Афины и основал свою философскую школу, которой суждено было многовековое существование. В историю она вошла как школа перипатетиков (по преданию, Аристотель преподавал ученикам философию во время прогулок).

Величие Аристотеля заключается в том, что его труды коснулись всех областей знаний того времени. Он изучал логику, психологию, историю, политику, этику, эстетику, естествознание, которое поглощало и медицину, а также всеобъемлющую философию, включавшую в себя все теоретические науки того времени.

Клавдий Гален - римский врач и естествоиспытатель (около 129 - около 199 гг.) Родившись в семье богатого греческого архитектора и имея большую склонность к научным исследованиям, он с ранних лет начал изучать труды греческих философов. Гален хорошо знал труды Аристотеля, Платона, а также философов из школы стоиков и эпикурейцев. Однако кумирами Галена были Гиппократ, Платон и Аристотель, о чем свидетельствуют его многочисленные комментарии к их трудам: трактат «О взглядах Гиппократа и Платона», комментарий к платоновскому «Тимею». Большое место в его трудах занимал и Аристотель.

В 15 лет К. Гален начал изучать философию, а в 17 лет он активно взялся за изучение медицины и других естественных наук. В юношеском возрасте он уже хорошо был знаком с различными философскими школами. Идеалом Галена была философия Аристотеля и перипатетиков. Он знал несколько языков, что облегчало изучение философии, особенно греческой.

Чтобы стать врачом, Гален усердно учился у лучших врачей в своем родном городе Пергаме - у Сатира, Фициана Эсхриона и других прославленных специалистов. Но полученные знания не принесли удовлетворения, и прежде чем серьезно заняться врачебной практикой, Гален побывал в Смирне, Коринфе, Александрии и других культурных центрах Греции. К. Гален с жадностью изучал все, что видел. На эти странствия он истратил 4 года. Возвратившись на родину, он начал самостоятельно врачебную практику, постоянно совершенствуя свои знания. Медицинскую помощь он оказывал в основном гладиаторам, на что потратил 6 лет. В 164 г. уже как опытный врач Гален переехал в Рим, где вскоре стал придворным врачом.

К. Гален внес определенный вклад в изучение психологии. Тщательно изучая анатомию, он пришел к выводу, что мозг является органом мышления и ощущения. Тем самым он подтвердил догадку, высказанную Алкмеоном и Гиппократом, и вместе с тем разрушил миф Аристотеля, который отводил мозгу роль охладителя теплоты, идущей от сердца. Данные его работы носили материалистический характер. Они говорят о том, что еще в древности хотя и на наивно материалистическом уровне учений о психике, но шла борьба против идеализма. И порой основанием для этой борьбы были достижения медицины и естествознания.

Огромный вклад Галена в науку, его активная преподавательская деятельность во многом определили пути развития еврейской медицины на многие столетия вперед. Учение Галена господствовало вплоть до эпохи Возрождения. За весь многовековой период господства учения Галена устойчиво царствовала ведущая мысль, высказанная им, о тождестве медицины и философии. Его кредо звучало так: «лучший врач в то же время - философ».

Философия Галена в целом носит эклектичный характер, ней есть элементы материализма, диалектики и идеализма, логика, физика и метафизика Галена сближают его с Аристотелем. Изучая метафизику Аристотеля, Гален решил к четырем сформулированным Аристотелем причинам субстанции добавить пятую.

Аристотель считал, что у субстанции четыре «причины»:

1) форма;

2) материя;

3) источник движения, или «творящее» начало;

4) цель.

Гален добавил «инструментальную» причину.

Абу Али ал Хусейн ибн Абдаллах ибн ал-Хасан ибн Али Ибн Сина (около 980-037 гг.). В историю он вошел под латинизированным именем Авиценна. Таджик по национальности, он родился под Бухарой. В 985 г. его родители переехали в Бухару - столицу саманидского государства, где отец работал чиновником финансового ведомства. Здесь прошла его юность, здесь он овладел знаниями по медицине и стал работать врачом и одновременно заниматься научной деятельностью. В 999 г. государство Саманидов было завоевано тюркскими племенами. Ибн Сине пришлось покинуть родные края из-за преследования его султаном Махмудом и фанатичного мусульманского духовенства. В 1002 г. он переехал в столицу Хорезма Гурганд (Ургенч). Здесь он получил место врача при дворе хорезмшаха. Спустя 10 лет, в 1012 г., Ибн Сина покинул Хорезм и переехал в Иран. Здесь за его высокое врачебное искусство и образованность в Исфахане и Хамадане удостоили быть придворным врачом и визирем (министром) у правителей.

Ибн Сина был ученым-энциклопедистом. Его интересовали многие области знаний. Он был не только врачом, но и выдающимся естествоиспытателем, математиком, философом, поэтом, мыслителем, представителем восточного аристотелизма. Оставаясь приверженцем ислама, он много сделал по распространению философии и естественнонаучных знаний среди арабов, которые в свою очередь широко распространили их во многие страны Европы. В них было отражено богатое научное наследство античных ученых, прежде всего Аристотеля. Свои работы Ибн Сина писал преимущественно на арабском языке и частично на фарси. Его научное наследство в разных областях знаний составляет более 420 работ.

Главными научными трудами Ибн Сины являются энциклопедическая работа «Книга исцеления», посвященная философским проблемам и состоящая из 18 частей, и «Канон врачебной науки», состоящий из 5 книг.

Философские взгляды Ибн Сины не были последовательными. В них было много противоречий. Материалистические идеи переплетались с теолого-идеалистическими вымыслами. Его философия была продолжением традиций восточного аристотелизма с примесью онтологических концепций неоплатонизма.

Ибн Сина отрицал сотворение мира во времени, вместе с тем он полагал, что мир возник путем эманации (истечения) из божества. Он давал свою интерпретацию этому. По его мнению, мир сотворен не по воле бога, а в силу непреложной необходимости. Здесь он как бы старался объединить идеализм, метафизический и диалектический методы мышления в единую концепцию. Такого рода противоречия можно встретить на каждом шагу. С одной стороны, бог абстрактен, не имеет конкретного выражения. С другой стороны, мир имеет материальную основу, он вечен, но опять-таки, как сам бог. Эта раздвоенность не позволяла ему твердо стать на материалистические позиции.

Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм вошел в историю медицины и философии как Парацельс (1493—1541). Псевдоним был придуман им самим. Он был не только медиком, но и алхимиком, философом, активным борцом против схоластики. Родившись в Швейцарии, Парацельс, став врачом, побывал во многих странах Европы, глубоко изучая в каждой из них лекарственные средства, прежде всего травы. Его огромная заслуга перед наукой заключается в соединении медицины с химией. Занимаясь врачеванием и алхимией, он вводит ряд химических веществ в медицинскую практику, заложив основы иатрохимии.

Парацельс придавал большое значение философии. В ней он видел источник более совершенного познания природы, множества разнообразных, порожденных ею вещей. По его мировоззрению, первоматерия есть результат творения бога. Окружающий мир, природа во всех своих проявлениях представлялась ему макрокосмосом, а человек в ней рассматривался как микрокосмос. Понимая полную зависимость человека от природы, он рассматривал его в единстве с нею, считая, что между ними существует тесное единство, полное соответствие, и в своей совокупности они представляют единое целое. Процесс познания для Парацельса начинался с природы. Основное внимание он уделял опыту. Этим Парацельс отличался от многих авторитетных своих предшественников и современников. Им велась бескомпромиссная борьба с «вульгарными» заклинателями духов и теми, кто их «вызывает».

За антирелигиозные взгляды католическое духовенство окрестило его «Лютером в медицине». Из-за гонения на него он вынужден был покинуть г. Базель. В период своих путешествий Парацельс закончил книгу «Большая хирургия», принесшую ему еще большую известность.

Николай Коперник (1473-1543) - один из выдающихся деятелей эпохи Возрождения - был не только великим польским астрономом, основоположником гелиоцентрической системы планет, входящих в солнечную систему, но и врачом. Это был широко образованный ученый. «Он много работал в области тригонометрии, занимался гидравликой и межеванием, строил водопроводы и был врачом. Известны работы Коперника по исторической хронологии. Он работал над географическими картами Польши и был выдающимся экономистом».

Своим научным обоснованием мира планет солнечной системы он внес существенные поправки в философское миропонимание.

Родился он в семье богатого купца, который в последние годы своей жизни обосновался в Торуни. Долгие годы, начиная с XIII в., этот город находился под пятой Тевтонского ордена. Лишь в 60-х годах XV в. Польша освободила свои исконные земли. Оставшись в 10 лет без отца, Н. Коперник воспитывался У своего дяди. Будучи каноником и епископом, дядя сумел увлечь своего племянника духовной службой, и в 24 года Н. Коперник стал уже каноником. Это давало ему не только заметное положение в обществе, но и обеспеченное материальное положение, которое позволяло ему в полную силу заниматься научными изысканиями. Вначале он учился в Краковском университете (1491-1494), где прошел хорошую школу гуманизма и с увлечением изучал астрономию. Завершил свое образование уже в Италии, в Болонском университете. Италия была тогда средоточием научной мысли. Ф. Энгельс так оценивал значимость Италии в тот период: «В Италии наступил невиданный расцвет искусства, который явился как бы отблеском классической древности и которого никогда уже больше не удавалось достигнуть». Н. Коперник был направлен в Италию для совершенствования знаний в области канонического права, но его привлекала астрономия. Здесь же Н. Коперник выучил греческий язык, который ему стал необходим для изучения научного наследия греческих ученых. Однако на этом его образование не закончилось. В университетах Падуи и Феррары он получил юридическое образование, кроме того, в Падуанском университете им пройден курс медицины.

На родину Н. Коперник вернулся в возрасте более 30 лет в 1504 г. и стал секретарем и врачом своего дяди, который к этому времени был епископом с резиденцией в Лидзбарке. Здесь Н. Коперник проработал около 8 лет и только после смерти дяди переехал в другой город - Фромборк того же воеводства Вармии. Поселился он в одной из башен крепостной стены, которая в течение 30 лет служила ему обсерваторией. Несмотря на угрозы Тевтонского ордена вновь занять территорию, на которой находилась его обсерватория, он продолжал работать с присущим ему упорством, укреплять свою крепость, в которой находился собор, одновременно занимаясь административными делами собора.

Н. Коперник был искусным врачом, математиком, переводчиком литературных произведений, государственным деятелем. Ф. Энгельс, говоря об эпохе Возрождения, породившей многие таланты, про Н. Коперника писал, что он бросил вызов церковному авторитету в вопросах природы.

Свои мысли о гелиоцентрической системе мира он высказал задолго до их официального опубликования в 1543 г. Основные идеи этой системы были понятны ему уже в 1512 г., когда он критически начал оценивать теорию древнегреческого астронома Клавдия Птолемея (около 90—160 гг.), который считал центром Вселенной планету Земля. По его математическим расчетам, в гелиоцентрической системе мира Земля являлась неподвижным центром. Его расчеты движения планет и геосистема изложены в основном труде «Альмагест». Н. Коперник, проверив расчеты движения небесных тел этой системы, пришел к выводу, что теория Птолемея научно необоснованна. После долгих исследований и проверок его труда «Альмагест» в 1543 г. была опубликована его работа «Об обращениях небесных сфер», которая ниспровергла геоцентрическую систему мира, просуществовавшую почти полтора тысячелетия. Земля стала на центром Вселенной, а одной из планет солнечной системы. Это открытие врача Н. Коперника имело поистине историческое значение. Оно имело и большое философское значение. Нужно было преодолеть утвердившееся мнение о том, что Земля является центром Вселенной. Над ним тяготело учение Аристотеля, на позициях которого формально он стоял всю жизнь. Но благодаря своим диалектико-материалистическим представлениям о системе мира Н. Коперник отверг учение Аристотеля — Птолемея о гелиоцентрической системе мира. Несмотря на то что выдвинутая им геоцентрическая система мира базировалась на новых принципах движения планет, он не мог отойти от представлений Аристотеля, что Земля движется по кругу. И лишь спустя почти столетие немецкому ученому Кеплеру удалось доказать, что Земля движется вокруг Солнца по эллипсу, а не по кругу.

Прогрессивными учеными его труды были восприняты без колебаний. Так, Галилео Галилей одним из первых смело встал на позиции Н. Коперника.

Учение Коперника нанесло сильнейший удар религиозно-теологическим представлениям о Вселенной. Оно заставило философов еще раз с новых позиций оценить место человека во Вселенной. Гелиоцентрическая теория мира Н. Коперника дала непредвиденный толчок для дальнейшего развития науки. Его труды стали предвестником целой плеяды выдающихся ученых-итальянцев Д. Бруно (1548-1600) и Г. Галилея (1564-1642), немца И. Кеплера (1571- 1630), француза Р. Декарта (1596-1650), англичанина И. Ньютона (1643-1727) и др. Все они внесли весомый вклад в развитие астрономии. И недаром Ф. Энгельс научные труды Н. Коперника называл «...революционным актом, которым исследование природы заявило о своей независимости... Отсюда начинает свое летоисчисление освобождение естествознания от теологии». Так врач стал первым возмутителем спокойствия. Прогресс прежде всего определялся тем, что мир человеческому разуму представлялся как одно органическое целое, и все основные закономерности смены времен года, суток и другие природные явления стали легко объяснимы и понимаемы. Его открытие произвело подлинную революцию в естествознании и открыло новый горизонт человечеству, расширив его умственный кругозор.

Галилео Галилей (1564-1642) внес значительный вклад в развитие научных знаний и материалистического мировоззрения. Он родился в г. Пизе в семье обедневшего дворянина. Его отец мечтал, чтобы сын стал врачом, и настойчиво готовил к этой выгодной в то время карьере. Г. Галилей поступил на медицинский факультет Пизанского университета, но огромная тяга к математике привела к тому, что он не окончил медицинский факультет и перешел в университет Флоренции, где с упоением изучал математику. Окончив университет, Г. Галилей вернулся в Пизу, где начал обучаться медицине, а в Пизанском университете стал преподавать математику в качестве профессора; через непродолжительное время был приглашен в Падуанский университет, где проработал 18 лет профессором математики (1592-1610). В этот период он активно занимался изучением механики и астрономии. Его вклад в развитие механики был одновременно вкладом в развитие естествознания и философии. Г. Галилей первым построил телескоп и с его помощью открыл для человечества ранее неизвестный, невидимый звездный мир со своими сложными закономерностями. Он открыл на Луне кратеры и хребты, выделил из Млечного Пути ряд звезд, на который до этого человек смотрел как на белую звездную полосу, обнаружил спутники Юпитера. Его сообщение об этом в «Звездном вестнике» принесло ему славу крупнейшего ученого во всех странах Европы. Неофициально ему даже присвоили имя «Колумба Вселенной».

Галилей вместе с врачами-физиологами и прежде всего с Сантарио участвовал в изобретении и использовании микроскопа, пульсометра и других приборов, что имело важное значение и для медицины.

После Падуи Галилей переехал во Флоренцию. Здесь он продолжал делать одно открытие за другим. Им были открыты пятна на Солнце, обнаружены фазы Венеры. Все его открытия были убедительным доказательством гелиоцентрической теории Коперника. Они наносили сильнейший удар по выдумкам схоластов, которые, например, считали, что Млечный Путь является ничем иным, как спайкой двух небесных полушарий. Из его же теории вытекали выводы, что мир бесконечен и во Вселенной имеется бесчисленное число миров. Эти взгляды привели Галилея к неразрешимым противоречиям со схоластами.

Своей механикой Галилей опроверг взгляды схоластов, опиравшихся на Аристотеля, в том, что движение тел происходит под действием постоянных сил с постоянной скоростью. Он доказал, что оно происходит равномерно-ускоренно. Скорость все-время возрастает, в равный промежуток времени возрастает на одну и ту же величину. Им было также доказано что если предмет получил от другого предмета, тела силу, сообщившую ему движение, то приобретенное движение само по себе никогда не угаснет, пока какая-либо внешняя сила не отнимет ее.

Зигмунд Фрейд (1856—1939), австрийский врач-невропатолог и психиатр, а также психолог. В историю философии вошел как создатель теории психоанализа, которая стала целой системой взглядов многих психологов и философов, именуемой фрейдизмом.

В начале своей врачебной деятельности 3. Фрейд скрупулезно изучал физиологию и анатомию мозга. Он находится под сильным влиянием французской школы невропатологов, особенно Шарко и Бернхайма. В этот период 3. Фрейд занимался проблемами неврозов. Далее все началось с того, что в 1895 г.

3. Фрейд совместно с врачом Брейером опубликовал работу «Об истерии». В ней сообщалось об излечении одного нервнобольного с помощью катарсиса. Речь шла о том, что во время гипноза у больного были выявлены скрытые аффективные травмы. Эта статья, по словам 3. Фрейда, стала отправным пунктом его теории. После нее им бщл опубликован еще ряд работ. Во всех них он излагал свое трактование патопсихологических и психологических явлений. В 1900 г. им была опубликована работа «Истолкование снов», которая спустя 13 лет была переведена на русский язык. В 1901 г. из-под его пера вышла новая работа «О сне», которая спустя 3 года была опубликована в России на русском языке. Эти работы свидетельствовали о том, что он усиленно-занимался проблемами психотерапевтических методов лечения неврозов, используя сновидения как способ проникновения в бессознательное. В 1902 г. он стал профессором Венского университета, где работал до 1938 г., до присоединения Австрии к фашистской Германии, после чего он эмигрировал в Англию.

Работая в университете в 1905 г., он опубликовал «Три очерка к введению в теорию сексуальности». В 1911 г. эта работа была переведена на русский язык. 3. Фрейд одним из первых начал изучать вопросы сексуальности с психологических позиций. Согласно его теории, развитие сексуальности имеет несколько стадий. Еще работая врачом до университета, у него постепенно начала складываться общепсихологическая теория строения психического аппарата как энергетической системы. В основе динамики ее, по его мнению, лежал конфликт между сознанием и бессознательными влечениями. 3. Фрейд подвергался острой критике за отход от материалистического понимания патологических процессов в психике, отрыв психики от материальных: условий и причин, порождающих ее. Психика в его трудах приобретала самостоятельное существование параллельно с материальными процессами. В работе «О психоанализе» (1910), переведенной на русский язык в 1911 г., и ряде других 3. Фрейд пытается доказать, что психика человека управляется особыми, непознаваемыми, вечными психическими силами, которые находятся за пределами сознания. Человеческая душа находится во власти психических конфликтов, бессознательно стремящихся к наслаждению, в первую очередь к половому.

В работах более позднего периода «По ту сторону принципа удовольствия» (1920), «Психология масс и анализ человеческого я» (1921), «Я и оно» (1923), «Страх» (1926) и других (все они в начале 20-х годов были переведены на русский язык). 3. Фрейд постепенно начинает отходить от психоневрологической проблематики. Он все больше и больше увлечен психоанализом стремится оценить все психические состояния и распространить свой психоанализ на все психические события и общественные явления.

Иван Михайлович Сеченов (1829—1905). Сам И. М. Сеченов считал, что конец 40-х годов XIX в. был периодом его уже сознательного участия в общественной жизни, зарождения первых идейных политических взглядов и убеждений. Именно в этот период еще юношей он узнает имена таких выдающихся прогрессивных людей России, как Т. Н. Грановский, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Огарев. А вскоре, став студентом медицинского факультета Московского университета (1850—1856), он уже воочию узнал талантливого оратора и лектора профессора Т. Н. Грановского, который выступал против деспотизма и крепостничества. И. М. Сеченов, являясь выдающимся врачом, великим русским естествоиспытателем, мыслителем-материалистом, основоположником русской физиологической школы, оказал заметное влияние на развитие философии. Его научная деятельность началась в 60-х годах XIX столетия, когда умами прогрессивных людей владели идеи А. И. Герцена, В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова. Уже в одной из своих первых работ «Две заключительные лекции о значении так называемых растительных актов в животной жизни», опубликованной в 1861 г., им высказана смелая для того времени мысль о единстве организмов и условий их жизни. Он сделал далеко идущий диалектический вывод, что «организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен, потому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него. Так как без последней существование организма невозможно, то споры о том, что в жизни важнее — среда или самое тело, не имеют ни малейшего смысла».

Если учесть, что это было сказано тогда, когда философы-идеалисты пытались внушить всем мыслящим людям России, что организмы развиваются благодаря заключенной в них идее, то можно понять, как велика была его сила воли в борьбе с рутиной, с твердо, устоявшимся идеализмом. Это свидетельствовало о большой убежденности ученого в своих выводах, смело выступившего против отживших теорий. Материалистический подход к явлениям стал единственным его мировоззрением. И. М. Сеченов смело выступал против идеалистической философии Н. Н. Страхова, учившего студентов и просвещавшего народ о том, что организмы развиваются благодаря заложенной в них духовной идее. В отличие от стихийных материалистов-естествоиспытателей И. М. Сеченов был сознательным борцом за материалистическую философию. Он считал материализм единственным учением, которое совместимо с естествознанием. Экспериментальные опыты позволили Сеченову сделать вывод о том, что психическая деятельность животных обусловлена, прежде всего, влиянием на них внешнего мира, окружающей среды. Не пресловутая идея, заложенная в нем, толкает его на различные поступки, а среда обитания со своими многочисленными раздражителями. Это была подлинно материалистическая позиция. Впервые за всю историю науки И. М. Сеченов начал делать опыты на головном мозге. Он как бы преодолел тот барьер, который существовал до него, о невозможности экспериментально вторгаться в головной мозг и изучать такие тонкие проблемы, как сознание, чувство, воля. Но он именно взялся за эти «покрытые мраком» проблемы, потому что ни один физиолог до него не рисковал это сделать. Проведенные опыты дали возможность понять ученому-экспериментатору, как с помощью физиологических механизмов регулируется воля человека, при каких условиях она может вызывать, подавлять, удерживать (угнетать) невольные порывы к движениям. Речь идет, например, о позывах к кашлю, о движениях, связанных с болью в организме. Ученому удалось установить, что мозг человека имеет особые нервные механизмы, оказывающие тормозящее влияние на непроизвольные движения. Эти механизмы им были названы «задерживающими центрами». Физиологи же стали этот центр называть по имени его открывателя «сеченовским центром». Это открытие И. М. Сеченова имело большое значение, так как оно показало, что психические процессы обусловлены естественными материальными причинами, а не являются проявлением независимой от тела и от окружающих условий души, как утверждали представители анимизма. Вот почему И. М. Сеченов называл их «обособителями психического». Этим открытием И. М. Сеченов раз и навсегда нанес сокрушительный удар по религиозно-идеалистическому мировоззрению. Оно открыло широкую дорогу к материалистическому пониманию душевной, или психической, жизни человека.

Эрнесто Че Гевара (1928-1967) был выдающимся врачом-революционером, крупным общественным и государственным деятелем, оставившим после себя труды, имеющие философское звучание.

Родился он в Аргентине, г. Росарио. Тяга к медицинским знаниям привела его на медицинский факультет Национального университета в Буэнос-Айресе. Это был 1946 г., когда уже умолкли залпы второй мировой войны. В 1953 г. ему был вручен диплом доктора-хирурга, специалиста по дерматологии. Но до окончания университета, горя желанием познакомиться с жизнью народов стран, находящихся в колониальной зависимости, он предпринял ряд путешествий. Э. Ч. Гевара посетил Тринидад и Британскую Гвинею, был в Чили, Перу, Колумбии и Венесуэле.

После непродолжительного времени работы врачом в 1953 г. он вновь собрался в вояж, посетив Боливию, Перу, Эквадор, Колумбию, Панаму, Коста-Рику, Сальвадор, Гватемалу. Э. Че Гевара зорко присматривался к жизни угнетенных народов, а в Гватемале даже принял участие в политическом акте — защите правительства президента X. Арбенса, после поражения которого переселился в Мексику. Наряду с практической врачебной деятельностью Э. Че Гевара занимался научно-исследовательской работой в институте кардиологии.

В 1955 г. в его жизни произошло знаменательное событие — он познакомился с Фиделем Кастро и принял решение о вступлении в его революционный отряд. Так он стал на стезю революционера, несознательно готовя себя к этому еще во время своих путешествий, когда видел изможденных, полуголодных и голодных людей, лишенных элементарных человеческих прав, доведенных до этого жестокой эксплуатацией колониальных держав и своими эксплуататорами из класса имущих.

Э. Че Гевара был подлинным интернационалистом, как это и подобает настоящему революционеру, отдающему всю свою жизнь делу революции. Его знала вся Латинская Америка, его знала угнетенная и начавшая освобождаться из-под колониального ига Африка, его знали сотни миллионов людей в Азии, его знали как выдающегося борца за социализм народы стран социалистического лагеря.

В 1960 г. в Гаване вышла книга Э. Че Гевары «Партизанская война», в которой излагаются не только боевые действия повстанцев, но и те большие социологические и революционные проблемы, ради которых шла эта война.

Большая заслуга принадлежит Э. Че Геваре в разработке этики партийных руководителей с учетом национальных особенностей характера народов Латинской Америки. Ложному пафосу, многоречивости, сентиментальности буржуазных деятелей он противопоставил истинную скромность, презрение к наживе и получению каких-либо особых льгот для коммунистов-революционеров. Он был сам скромен в быту и этого требовал от коммунистов.

Э. Че Гевара также активно участвовал в разработке проблем мира и войны. Он считал, что в результате победы кубинского народа чаша весов склонилась в сторону социализма. Сравнивая экономические, политические и военные силы двух лагерей — лагеря мира и лагеря войны, — он пришел к выводу: как Куба, так и другие социалистические страны успешно противостоят военной агрессии, что означает превосходство сил мира над силами войны. Важным условием этого является участие СССР в защите интересов всех социалистических стран, подчеркивал он.

В одной из своих речей, сказанных во время этого визита, он развил важную теоретическую мысль об определяющей роли СССР в оказании экономической помощи другим странам, в защите их интересов на мировой арене перед агрессивными силами, в борьбе за сохранение мира, назвав все это интернациональным долгом первой страны социализма. В его речи было сказано, что кубинский народ хорошо знает, что «...в настоящее время большое количество советских специалистов учат нас мирному созиданию. Он знает, что советские специалисты во всем мире находятся для того, чтобы помогать слаборазвитым народам осваивать наиболее передовую технику, при помощи которой можно строить лучшее будущее».

Эрнесто Че Гевара был участником Армии национального освобождения Боливии. Военные действия возглавляемого им партизанского отряда начались 23 марта 1967 г. За короткий срок отряд добился значительных успехов в своих боевых действиях. Но 8 октября Э. Че Гевара получил ранение и попал в плен. 9 октября был зверски убит. Так погиб выдающийся врач-революционер, врач-мыслитель, внесший значительный вклад в победу социалистической революции на Кубе.

Приложение 5

Карта самооценки:

Да, достиг, я узнал (а) много нового

Нет, не достиг, многие вопросы остались не раскрытыми

Частично достиг своей цели

Список используемой литературы, Интернет-ресурсов

Основные источники:

Волкогонова О.Д. Основы философии. / О.Д. Волкогонова, М.Н.

Сидорова - М.: ИД «ФОРУМ-ИНФРА М», 2010, 480 с.

Философия. Учебное пособие. / Под ред. В.Н. Лавриненко.-

М.: Юрист, 2012, 506 с.

Хрусталев Ю.М. Основы философии. / Ю.М Хрусталев. -

М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012, 304 с.

Врачи-философы / С.Я. Чикин – М.: Медицина, 1990 – стр. 16 -50

Философия медицины / Ю.Л. Шевченко и др. – М.: ГЭОТАР-МЕД,

2004 – стр. 7-10

Философия / А.Г. Спиркин – М.: Гардарики, 2005 – стр. 22-66

Нижников С.А. Философия. Курс лекций. /С.А.Нижников. - М.: Экзамен, 2011, 396 с.

Стрельник О.Н. Философия. Конспект лекций. / О.Н.Стрельник. - М.: Высшее образование, 2012, 335 с.

Философия медицины. /Под ред. Ю.Л.Шевченко. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2011, 408с.

Интернет-ресурсы:

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области