Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Методика изучения древнего марийского орнамента в детской художественной школе

Цели и задачи Развитие творческого воображения и художественных способностей у детей посредством ознакомления их с историей родного края и применение этих знаний на практике в художественной школе.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Методика изучения древнего марийского орнамента

в детской художественной школе

Смирнова Юлия Михайловна,

преподаватель специальных дисциплин

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская художественная школа №1 города Йошкар-Олы»

Декоративная композиция – многообразие разновидностей декоративно-прикладного искусства. Занятия по декоративной композиции имеют большое значение для обучающихся в детских художественных школах. Они способствуют развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей, эстетическому воспитанию, а также развитию моторики учеников. Знакомясь с народными традициями декоративно-прикладного искусства, дети учатся понимать красоту окружающего мира. Мы на занятиях декоративной композиции достаточно много времени уделяем изучению древнемарийского орнамента. Потеря связи с прошлым, незнание своей истории ведет к потере уникальности как народа. Изучая традиции и культуру наших предков, мы не теряем свою идентичность, а приобретаем знания наших предков и используем их в своей повседневной жизни. Исторические эпохи, как в зеркале, нашли своё отражение в искусстве. В мире искусства ничто не исчезает бесследно и не вычёркивается последующими веками и тысячелетиями; всё наработанное предшественниками с течением времени высвечивается всё ярче, становится самобытным и неповторимым. Каждая эпоха и каждый этнос имели свои идеалы красоты, веру и мировосприятие, для выражения которых создавали оригинальные формы искусства, концентрируя накопленный опыт и вырабатывая новые принципы, дополняя, расширяя величественную панораму мирового искусства.

Орнамент же сохраняет в значительной мере свой образный смысл в перерисовке, часто и во фрагменте, не дающем представления о целостной композиции вещи. Мотивы орнамента устойчивы, они переходят с предмета на предмет, из одного материала в другой, сохраняя ту же логику орнаментальной формы.

Работа с древнемарийским орнаментом, как и другими темами в декоративной композиции, связана с ознакомлением с историей орнамента, в целом, его особенностями и функциями в жизни марийского народа.

Орнамент (от лат. ornamentum - украшение) - узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов. В зависимости от характера мотивов различают следующие виды орнаментов: геометрический, растительный, зооморфный и антропоморфный. Геометрический орнамент состоит из точек, линий (прямых, ломаных, зигзагообразных, сетчато-пересекающихся), и фигур (кругов, ромбов, многогранников, звезд, крестов, спиралей и др). Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток и т.п. Зооморфный орнамент включает стилизованные изображения реальных и/или фантастических животных (иногда подобный орнамент называют "звериным" стилем). Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека [5]. Не всякий узор можно считать орнаментом. Узор, свободно заполняющий плоскость, таковым не является. По характеру композиции можно выделить следующие типы орнамента:1. Ленточный, имеющий семь разных видов симметрии (фриз, бордюр, кайма)2. Орнамент в круге (розетта)3. Орнамент в квадрате, или прямоугольнике4. Сетчатый (может быть семнадцать принципиально разных типов сеток, на которых располагаются элементы орнамента).

Марийский край – это лесной край. Поэтому очень часто наши предки изображали животных, так как их жизнь была неразрывно связана с ними. Животных не только рисовали, но и лепили и вырезали. Поэтому в первую очередь мы знакомим детей с зооморфным орнаментом. Зооморфный орнамент мы изучаем на примере изображений, которые находили на территории нашего Марийского края и соседних территорий. Это очень важный момент в обучении, мы не просто изучаем какой-то абстрактный предмет, а мы узнаём то, что знали наши предки, которые жили там же, где и мы или совсем рядом. Например, на территории Среднего Поволжья, куда входит и наша республика, уже на раннем этапе культуры появились, а затем существуют на всём протяжении развития культуры три основных зооморфных изображения-образа. Они передаются фигурками из керамики, кремня и др. пород камня, а так же рисунками на сосудах медведя, водоплавающей птицы (утки) и лося-оленя.

Происхождение культа медведя объясняется несколькими причинами:

1). Страхом перед этим животным;

2). Сходством медведя с человеком;

3). Наличием тонкого слуха и обоняния у животного;

4).Тотемическими и анимистическими воззрениями. Корни культа медведя связывают с тотемизмом.

Изображения и фигурки водоплавающих птиц (главным образом утки) в лесной зоне Среднего Поволжья встречаются с неолита, и широкое распространение получают в волосовской культуре. Например, на ІІІ Полянской стоянке найдена фигурка головы утки из светло-зелёного сланца. Изображение утки известно в материалах Майданской стоянки, где фигурка птицы в виде ромба, с обозначенной головой и клювом, лапами и крыльями выполнена зубчатым штампом на керамике. На волосовских поселениях эпохи раннего металла появились и символические изображения птицы, в целом. Древний художник при помощи символических рисунков в виде трёх лучей, выходящих из одной точки, передавал следы птицы или отпечатки её лапок на песке, круглое ямочное вдавление, символизирующее глаз птицы. Здесь мы встречаемся с моментом передачи целого образа его частью, наиболее характерной частью. На некоторых фрагментах керамики с изображением утки элементами орнамента передаётся рябь на воде, а утка как бы парит над водной гладью. Позднее этот сюжет трансформируется в семантически более сложную композицию и в нём присутствует антропоморфная фигура и солярный символ (Стоянка Кутенино, Новгородская обл.). В. В. Никитин считает, что в этой орнаментальной композиции зашифрован карелло-финский миф о сотворении мироздания уткой [2].

Изображение лося/оленя в древнемарийской культуре выступает как божество высшего порядка, а в I тыс.до н.э. заменяется изображением коня [1].

На Майданской стоянке в жилище обнаружен обломок сосуда с изображением головы оленя (или лося), увенчанной характерными для этого животного рогами. С культом лося (оленя), известного ещё с эпохи мезолита (на Оленеостровстровском могильнике – подвески из резцов лося и великолепный жезл - навершие в форме лося от убора шамана) связано много легенд и преданий у любого народа зоны широколиственных и таёжных лесов [4].

После изучения теоретического исторического материала мы уже занимаемся практической частью наших занятий. Сначала для изучения зооморфного орнамента используется короткое задание по лепке объёмной фигурки животного или птицы. Лепим мы животное из цельного куска глины в пальчиковой технике. Изучив древние рисунки и слепки, так же используя современные фотографии животных, мы лепим стилизованное изображение медведя. Так же в этой технике можно слепить утку или лося и любое животное. На лепку одного животного требуется 1,5-2 часа. Для работы мы используем глину. Губку, воду, палочку плоскую, чтобы постукивать изделие и зубочистку, чтобы рисовать узоры и делать тонкие детали. Такие получаются готовые работы.

Другим интересным заданием по ознакомлению с древнемарийским орнаментом является изготовление украшений из керамики по мотивам древних орнаментов. За основу нами взяты изображения рисунков и предметов, которые были найдены на территории нашего Марийского края.

Орнаменты для украшений взяты из книг - копии древних орнаментов, найденных на территории Марийского края.

К примеру, мы использовали солярные изображения. Солярные изображения на днищах сосудов. Культура ямочно-гребенчатой керамики.

Эти простые изображения рассказывают целую историю культуры древнего народа: «Сформировавшиеся в Волго-Окском междуречье племена так называемой льяловской культуры продвинулись по Волжской гидросистеме на запад и в VІ тыс. до н.э. принесли в Среднее Поволжье традицию украшения посуды в ямочно-гребенчатой манере. К развитому периоду неолита носители этой традиции выработали сложную систему орнаментации, где в качестве орнаментального инструмента использовали аммониты и белемниты, специально изготовленные штампы из кости, камня и раковины, оставляющие зубчатые оттиски различной ширины и длины [3].

Для выполнения работы в материале мы сначала изготовили шаблоны будущих украшений из бумаги, потом вырезали их.

Пласт глины раскатали на тряпочке, а чтобы пласты были ровными, мы использовали длинные палочки одинаковой толщины и положили их между куском глины. После этого раскатали пласт скалкой. По шаблону вырезали иголочкой украшения и наносили рисунок иголкой или зубочисткой. Выравнивали края изделия губкой.

Все работы прошли высокотемпературный обжиг в муфельной печи. Потом мы их покрасили цветными глазурями и опять обожгли в муфельной печи. Современные материалы в керамике позволяют нам сделать имитацию под металл и дерево, поэтому некоторые украшения мы сделали по мотивам украшений из металла. Вот что у нас получилось в итоге.

Учащиеся работали с большим интересом. Они много расспрашивали о древнемарийской культуре, искали дополнительный материал, читали. Мы считаем, что знание своей культуры и истории особенно важно при формировании мировоззрения у молодого поколения. На уроках декоративно-прикладного искусства в художественной школе мы можем дать эти важные знания на практике и способствовать развитию интереса к истории и культуре родного края.

Список литературы:

Кудрявцев В.Г. Художественная культура марийского народа: народное творчество, деревянное зодчество, изобразительное искусство. – Йошкар-Ола: Издательский дом «Марийское книжное издательство», 2017. – C. 9.

2. Никитин В. В. 1995. Мифы, застывшие в археологических древностях // Финно-угроведение, 1995. - №2.

3). Никитин В.В., Никитина Т.Б. К истокам марийского искусства: научное издание. - Йошкар-Ола, 2004. – С.20.

4). Никитин В.В., Никитина Т.Б. К истокам марийского искусства: научное издание. - Йошкар-Ола, 2004. – С.22-23.

5). Сокольникова Н.М. «Изобразительное искусство» - Часть 4 – Учебник для 5-8 классов - Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Издательство «Титул», 1996. – С. 20.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области