Организация речевого центра в группах ДОУ.
Для решения не только коррекционных задач, но и для развития речи в младшем дошкольном возрасте необходима правильная организация речевых центров в группах ДОУ.
Речевой центр представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами, а также занятий ИКР. В его оборудование входят: стеллажи, расположенные на разном уровне, стол, стул, большое зеркало, игровой, дидактический и наглядный материал, стимулирующий речевую деятельность и речевое общение детей. При подборе составляющих речевого центра должны учитываться: наполняемость уголка; разнообразие материалов; возрастные и индивидуальные особенности детей, структура речевых нарушений; доступность; системность; эстетика оформления; ведущая игрушка («хозяйка» коррекционного уголка). В основу речевого центра входит игровой и дидактический материал, направленный на развитие дыхания, фонематического слуха, артикуляционной моторики, правильного звукопроизношения, грамоты, лексико-грамматического строя, связной речи, высших психический функций.
Дидактическое оснащение должно подбираться для решения коррекционных задач, а также удовлетворять потребности актуального, ближайшего, развития ребенка и его саморазвития. Не следует перегружать уголок оборудованием, необходимо систематически производить смену дидактических пособий.Очень важно учитывать комфорт и эстетику обстановки, оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности.
Использование коррекционного центра позволяет расширить речевую среду в группе, создать у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении с взрослыми и самостоятельно, в процессе игры, легко и непринужденно развивать и совершенствовать свои речевые навыки.
Примерное содержание речевого центра в группе для детей с ТНР
Раздел, задачи | Примерный перечень |
1. Дыхание Закрепление правильного речевого выдоха и формирование умения контролировать силу и длительность воздушной струи | Картотека (игры, упражнения на дыхание); «Листочки»; «Бабочки»; «Волшебный пушок»; «Горка»; лабиринты; разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки — карандаши; пузырьки, шары для надувания, «Буря в стакане»; «Чей кораблик доберется быстрее»; «Загони мяч в ворота» и др. |
2. Фонематический слух Формирование фонематического восприятия и слуха | Шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки; предметные картинки; пазлы на звуки; игры с парными карточками (звуки: Р, Л; С, 3, Ц; Ш, Ж, Щ); звуковички гласных и согласных звуков (домики для твердых и мягких звуков, картинки «камень», «вата»); раздаточный материал для звукобуквенного анализа; схема характеристики артикуляции звуков; звуковые дорожки; материал по работе над слоговой структурой слова , сигнальные карточки. «Делим слова на слоги»; «Найди себе пару»; «Найди, что звучит»; «Звуковое домино»; «Угадай, откуда идет звук»; «Разложи картинки»; «Повтори — не ошибись»; «Тихо — громко»; «Общий звук»; «Придумай слова со звуком»; «Испорченный телефон»; «Звуковые символы» и др. |
3. Артикуляционная моторика Развитие артикуляционной моторики | Комплексы артикуляционной гимнастики на определенные группы звуков; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках; комплексы упражнений для артикуляции в картинках-таблицах, схема для характеристики звука; ватные палочки, ватные диски, индивидуальные зеркала. |
4. Звукопроизношение Закрепление навыков правильного звукопроизношения поставленных звуков (изолированно, в слогах, словах, в предложениях, в связной речи) | Картотека предметных картинок на звуки в разных позициях в слове (в начале, середине, конце). Картотеки с речевым материалом на разные звуки (закрепление звука в слогах, словах, предложениях, текстах). Мелкие игрушки; сюжетные картинки; логопедические альбомы для автоматизации различных звуков (авторы О. И. Лазаренко, Л. А. Комарова, Ю.Б. Жихарева, Н.И. Соколенко); чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; схема характеристики звуков; схема слова; индивидуальные зеркала. Настольно-печатные игры на закрепление звуков Лото на звуки С, 3; Ж, Ш; Р, Л; «Говорим правильно»; «Логопедическое лото»; «Веселая гимнастика»; «Звуки, я вас различаю» и т.д. |
5. Грамота Закрепление навыков, полученных на занятиях по обучению грамоте | Магнитная доска; наборы магнитных букв; кассы букв и слогов; кубики «Азбука в картинках», «Учись читать», «Умные кубики», «Слоговые кубики» и т. д.; карточки для чтения; пособие «Говорящая азбука»; «Букварь» Н. С. Жукова, «Чтение по слогам»; «Путешествие с буквами»; «Читаем с подсказками»; «Тексты с хвостами»; книжки-малышки и др. «Назови, прочитай, проверь»; «Научись читать»; «Я учу буквы»; «Найди букву»; «Готов ли ты к школе?»; «Слоговое лото»; «Волшебная тесьма»; «Найди место звука в слове»; «Прочитай по первым звукам»; «Слоговая копилка» и др.; серия «Умные игры», ребусы . |
6. Лексико-грамматический строй Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий | Предметные картинки по лексическим темам; раздаточный материал для звуко-буквенного анализа, схемы предложений; картотеки по лексическим темам(стихи, загадки и т.д.) «Большие и маленькие», «Один-много», «Многозначные слова», «Предлоги», «Говори правильно, «Антонимы», «Что из чего сделано?»; «Подбери пару», «Кто больше назовет?», «Часть и целое», «Чей хвост?», «Чего нет?» и др. |
7. Связная речь Развитие связной речи | Серии сюжетных картинок «Истории в картинках»; разные виды театра; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки, пословицы и поговорки; «Составь рассказ по картинкам», «Расскажи по описанию» и т.д. |
8. Мелкая моторика Развитие мелкой моторики | Картотека пальчиковых игр, СУ Джок-картотека, сухой бассейн; шнуровки, массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; «Мир твоих фантазий» (различный материал для составления букв). |
9.Высшие психические функции Развитие психических процессов | «Чего не стало», «Сложи узор», «Волшебные фигуры», «Собери целое», «Что сначала, что потом», «Подбери заплатку», «Что перепутал художник?», «Найди отличия» и т.д. |