Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
СТАРОЖИЛОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД № 3 «СОЛНЫШКО»
муниципального образования –
Старожиловский муниципальный район Рязанской области
«Согласовано» «Утверждаю»
на педагогическом совете № заведующий
от ________2019 г ________С.М. Маркина
протокол № «___ » _________2019 года
Проект
познавательно-исследовательский
«Огород на подоконнике»
для детей средней группы
АВТОР:
Логинова Ольга Юрьевна –
воспитатель первой квалификационной категории
Февраль 2019 год
Актуальность проекта: Дошкольный возраст самое время стать первооткрывателем и исследователем этого огромного мира. Одной из форм познания окружающего мира является наблюдение. Это сложное познавательное занятие, так как требует устойчивого внимания и включает в работу одновременно восприятие, мышление и речь. Для понимания объекта наблюдения важное значение имеют знания ребенка и его опыт.
Участие дошкольника в проектной деятельности способствует систематическому усвоению ребёнком знаний, полученных в результате практической деятельности и включенного наблюдения. Логично выстроенная деятельность по уходу за «огородом» позволяет заложить основы планирования, умения ставить перед собой цель и достигать результата.
Однако проблема состоит в том, что дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы, воспитатели группы, создаем условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять и в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на подоконнике.
Тип проекта: познавательно - исследовательский.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатель.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Сроки реализации: 8 апреля по 26 апреля
Форма организации: беседы, наблюдение, ведение дневника, игры, развлечения, совместная деятельность родителей и детей.
Цель: развитие первичных навыков в проектно-исследовательской деятельности, познавательных интересов, расширение опыта ориентировки в окружающем.
Задачи:
Формировать у детей знания о росте и потребности растений;
Формировать умения наблюдать, умение ухаживать за огородными культурами;
Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности;
Развитие способности анализировать, сравнивать, выделять характерные изменения, происходящие с растениями;
Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;
Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями;
Формировать экологическую культуру у детей и родителей,
Создать условия для познавательного развития детей через проектно – исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности.
Ожидаемые результаты:
- Дети приобретут опыт ухаживания за растениями в закрытых помещениях,
познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира.
- Дети научаться сравнивать, анализировать, выделять изменения, которые происходят с растениями с помощью ведения дневника наблюдений.
- У детей сформируются представления о росте растений в комнатных условиях.
- У детей будет формироваться бережное отношение к растениям.
- Формирование у детей уважительного отношения к труду.
Методика образовательной деятельности по реализации проекта.
Совместная деятельность воспитателя и детей:
Беседы об овощах и фруктах, которые растут на огороде.
Наблюдение за ростом растений.
Ведение дневника наблюдения.
Чтение детям произведений художественной литературы.
Игры: словесные, дидактические, сюжетно-ролевые.
Рассматривание иллюстраций.
Создание выставки рисунков.
Просмотр мультфильмов, презентации.
Этапы реализации проекта:
1 этап – Подготовительный.
Подбор материала по теме проекта: литература, наглядный материал, дидактические, сюжетные игры, физкультминутки, семена, муляжи овощей, материалы для посадки.
Составление тематического планирования мероприятий.
Беседа с родителями о предстоящей работе.
Подготовка семян и луковиц.
2 этап – Основной.
Разработка содержания непосредственно образовательной деятельности.
Проведение мероприятий с детьми и родителями по плану.
3 этап – Итоговый.
Анализ полученных результатов.
Итоговое мероприятие: Организация общей выставки выращенной продукции.
Реализация проекта:
Дата | Содержание | ||
Мероприятие | Цель | Материал, оборудование | |
8 апреля | Беседа «Плоды и семена» | Расширять и формировать знания у детей об овощных культурах, способах их выращивания и ухода за ними. | |
Эксперементальная деятельность «Земля» | Выявить свойства земли: имеете вес, черного цвета, сыпется. | Земля в контейнерах | |
Посадка семян и посадка лука. | Воспитывать любовь к природе и труду. | Земля в контейнерах, семена, луковицы, вода. | |
9 апреля | Отгадывание и составление загадок об овощах | Расширять словарный запас у детей, развивать мышление, память. | |
Показ презентации «Растительный мир» | Расширять и формировать знания у детей об овощных культурах, способах их выращивания и ухода за ними. | ||
10 апреля | Беседа «Где растут овощи и растения?» | Расширять и формировать знания у детей об овощных культурах, способах их выращивания и ухода за ними. | |
Наблюдение за ростом корневой системы лука в воде. | Расширять знания о строении луковицы. | ||
11 апреля | Рассматривание иллюстраций, картин с изображением овощей. | Сравнить их по цвету, форме, размеру, вкусу. | Иллюстрации овощей |
Рисование «Овощи и фрукты» | Закрепить знания об овощах и фруктах. | Лист бумаги, цветные карандаши. | |
12 апреля | Чтение р.н.с. «Репка» | Расширять знания об овощах, которые растут на огороде. | |
Драматизация сказки «Репка» | Способствовать развитию устной речи детей, памяти, творческого воображения. | Атрибуты для игры. | |
15 апреля | Эксперементальная деятельность «Человек и растения» | Выявить насколько растения нуждаются в уходе человека. | 2 контейнера с землей и ростками |
16 апреля | Беседа «Вредители растений» | Познакомить детей с вредителями растений. | |
Д/и «Фрукты-овощи» | Расширять знания об овощных культурах. | Муляжи фруктов и овощей. | |
17 апреля | Просмотр мультфильма «Приключение муравья» | Познакомить детей с жизнью муравья. | |
18 апреля | Эксперементальная деятельность «Вода и растения» | Выявить насколько вода необходима для роста растений | 2 контейнера с землей и проросшими ростками |
19 апреля | Чтение р.н.с. «Вершки и корешки» | Расширять знания об овощах, которые растут на огороде. | |
Драматизация сказки «Вершки и корешки» | Способствовать развитию устной речи детей, памяти, творческого воображения. | Атрибуты для игры. | |
22 апреля | Эксперементальная деятельность «Солнце и растения» | Определить роль солнца в жизни растений | 2 контейнера с землей и проросшими ростками |
23 апреля | Чтение «Кто в лесу живет, что в лесу растет?» | Развивать мышление, память. | |
Развивающая игра «Во саду ли в огороде» | Расширять словарный запас у детей, развивать мышление, память. | Ландшафтный коврик «Во саду ли в огороде» | |
24 апреля | С/р игра «В магазине» | Закрепить знания об овощах и фруктах. | Атрибуты для игры. |
25 апреля | Наблюдение за ростом перьев лука. | Расширять знания о строении луковицы. | |
Организация общей выставки выращенной продукции. | Воспитывать чувство радости и удовлетворения результатами своего труда. |
В течение всего времени реализации проекта организуется полив растений, рыхление почвы, дежурство по уходу за растениями, наблюдение за первыми всходами и дальнейшим развитием, знакомство с моделью строения растения, ведение дневника наблюдения.