В наше время все больше и больше рождаются дети с расстройством аутического спектра. Дошкольники с РАС обучаются в специальном учреждении или в инклюзивном. А вот мониторинга для таких детей нет. На основе диагностики детей раннего возраста, по Стребелевой Е. А. для УО, книги Исхановой С. В. «Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками. – СПб. ООО «Издательство «Детство-пресс», 2007.», и протоколовадаптированности ребенка к структурному подразделению по Е. А. Стребелевой. Учителем-дефектологом разработан мониторинг познавательных, интеллектуальных сфер развития.
Мониторинг проводится три раза в год. Начало года (первые две недели сентября), середина года (январь, две недели после новогодних праздников), конец года (последние две недели мая).
МОНИТОРИНГ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СФЕР
ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Задания:
Формы (Найди такую же фигуру: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник);
Цвета (Покажи (или найди) такой же цвет: красный, синий, желтый, зеленый);
Разрезные картинки (Собери картинку, состоящую: из 2-3 частей, для детей 3-5 лет, из 3-4 частей для детей 5-7 лет);
Пространственные восприятия (Сделай дорожку из кубиков, собери башню);
Парные картинки (Найди такое же изображение).
Оценка выполнения заданий:
1 балл – задание не выполняет (даже по образцу);
2 балла – задание выполняет по образцу;
3 балла – один раз прибегает к помощи взрослого (показу);
4 балла – задание выполняет по совестной инструкции;
5 баллов – задание выполняет самостоятельно.
Уровень развития:
5-8 баллов – низкий;
9-12 баллов – ниже среднего;
13-18 баллов – средний;
17-20 баллов – выше среднего;
21-25 баллов – высокий.
Фамилия имя детей | задания | ||||||||||||||||||||
Цвета | Формы | Разрезные картинки | Пространственные восприятия | Парные картинки | Итого | Уровень развития | |||||||||||||||
н/г | с/г | к/г | н/г | с/г | к/г | н/г | с/г | к/г | н/г | с/г | к/г | н/г | с/г | к/г | н/г | с/г | к/г | н/г | с/г | к/г | |
Примечания. Начало года.
(Отмечается как ребенок отреагировал на просьбу педагога:
выполнил задание сразу, после частичного повторения
или совместно с педагогом.)
Фамилия имя детей | задания | ||||
Цвета | Формы | Разрезные картинки | Пространственные восприятия | Парные картинки | |
Примечания. Середина года.
(Отмечается как ребенок отреагировал на просьбу педагога:
выполнил задание сразу, после частичного повторения
или совместно с педагогом.)
Фамилия имя детей | задания | ||||
Цвета | Формы | Разрезные картинки | Пространственные восприятия | Парные картинки | |
Примечания. Конец года.
(Отмечается как ребенок отреагировал на просьбу педагога:
выполнил задание сразу, после частичного повторения
или совместно с педагогом.)
Фамилия имя детей | задания | ||||
Цвета | Формы | Разрезные картинки | Пространственные восприятия | Парные картинки | |
Итого детей с уровнем развития: | В начало года | В середине года | В конце года | |||
Количество детей | % | Количество детей | % | Количество детей | % | |
Низким | ||||||
Ниже среднего | ||||||
Средним | ||||||
Выше среднего | ||||||
Высоким |
Приложение1.ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕБЕ И О СВОИХ РОДИТЕЛЯХ.
Ребенку предлагают ответить на вопросы и выполнить задания
1. Как тебя зовут?;
2. Найди свою фотографию (выбор из3х фотографий детей);
3. Найди фотографию своей мамы (выбор из 3х, дается фотографии
трех женщин);
«Кто это на фотографии?
Как зовут твою маму ?»
4. Найди фотографию своего папы (выбор из 3-х, дается фотографии трех мужчин);
«Кто это на фотографии?
Как зовут твоего папу?».
Фамилия имя детей | Вопросы и задания | |||||||||||||||||||||||
Как тебя зовут? | Найди свою фотографию | Найди фотографию своей мамы | Найди фотографию своего папы | |||||||||||||||||||||
Кто это на фотографии? | Как зовут твою маму? | Кто это на фотографии? | Как зовут твоего папу? | |||||||||||||||||||||
н.г. | с.г. | к.г | н.г. | с.г. | к.г | н.г. | с.г. | к.г | н.г. | с.г. | к.г | н.г. | с.г. | к.г | н.г. | с.г. | к.г | н.г. | с.г. | к.г | н.г. | с.г. | к.г | |
Отмечается выполнил ли ребенок задание знаком «+» или нет – «–»
Приложение 2.ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ АДАПТИРОВАННОСТИ РЕБЕНКА
Ф.И.О. ребенка | Психологические критерии адаптированности ребенка | ||||||||||||||
Общий эмоциональный фон поведения | Наблюдение за ребенком | Реакция на изменение привычной ситуации | |||||||||||||
Познавательная и игровая деятельность | Взаимоотношения со взрослым | Взаимоотношения с детьми | |||||||||||||
Положительный | Неустойчивый | Отрицательный | Активен | Активен при поддержке взрослого | Пассивен реакция протеста | Инициативен | Принимает инициативу взрослого | Уход от взаимоотношений, протест | Инициативен | Вступает в контакт при поддержке взрослого | Пассивен реакция протеста | Принятие | Тревожность | Непринятие | |
Отмечается знаками «+» или «-».
Приложение 3. ЖУРНАЛ НАБЛЮДЕНИЙ
Описательный характер: поведения детей, их пристрастия и интересы, стереотипное поведение и тд.
Фамилия, имя детей | Описание поведения детей | ||
Начало года | Середина года | Конец года | |