МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА – ДЕТСКИЙ САД №28»
Конспект
коррекционно-образоватьльной деятельности
по речевому развитию детей дошкольного возраста
на тему: «Чудесные иголки»
Учитель-логопед:
Волосатова И. П.
г. Михайловск
Содержание:
-Учить детей пересказывать сказку частями. Развивать внимание.
-Закреплять умение составлять описательный рассказ.
-Развивать и выявлять смысловую связь, подводить детей к объяснению и рассуждению (слово стимул – слово реакция по сходству).
-Развивать умение регулировать поведение, способствовать развитию у детей адекватной самооценки.
-Обратить внимание на происхождение некоторых слов.
Словарная работа:
Закрепление образование прилагательных активизировать на занятии Полину Н., Лешу Г.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций, беседа, заучивание загадок, знакомство с соотнесением по смыслу слово – стимул и слово – реакция.
Оборудование:
Фланелеграф, сюжетная картинка «Ежи», предметные картинки, цветные карандаши, лист бумаги, мяч.
Ход занятия:
Организационный момент:
Логопед привлекает внимание детей, показывая им письмо, которое получили утром.
Логопед: Интересно, от кого это письмо, наверно нужно его вскрыть. (Предлагает детям пройти на свои места)
Воспитатель открывает конверт.
Логопед: Ой да тут волшебные животные, они хотят показать Вам сказку. Хотите посмотреть. Тогда садитесь поудобнее и слушайте. Слушайте внимательно, вы будите пересказывать.
Сказка на фланелеграфе
«Смешная сказка»
Логопед начинает свой рассказ:
Встретились однажды на поляне ежик и олененок (выставляет картинку). Увидел олененок ежа и говорит:
«Я тебя съем! Ты такой пушистый»
А еж не знал, что олененок не ест ежей, испугался, клубком свернулся и фыркнул:
«Попробуй, ф – ф – ф, страшно!»
Запрыгал олененок и лизнул ежа и как закричит:
Ой, ой, ой – он меня укусил!!!
А ежик покатился в темную норку и кричит:
«Я огромного зверя напугал!»
И пошла слава про храброго ежа:
«У нас еж богатырь! – шептали звери»
Логопед интересуется, понравилась ли детям сказка. Просит их сначала ответить на вопросы:
Логопед:
Кто встретился на поляне?
Олененок или еж (предполагаемый ответ)
Логопед:
Что подумал еж об олененке, когда его увидел?
Еж подумал, что он такой большой, страшный, злой (предполагаемый ответ)
Логопед:
Что подумал олененок о еже?
Олененок подумал, что еж его укусил (предполагаемый ответ).
Логопед:
Какая слава пошла о еже?
Что еж богатырь (предполагаемый ответ).
Логопед хвалит детей, затем просит пересказать эту сказку. Но ставит задачу, что пересказывать мы будем учиться частями, кто-то один начнет рассказывать первым, а кто-то продолжит. Поэтому все должны слушать внимательно своих товарищей.
Дети пересказывают рассказ (1 – 3 ребенка).
Хороший пересказ получился. А кто может описать ежа? (рассказ 1 ребенка)
Затем педагог вспомнить загадки о еже.
(Дети загадывают предположительный ответ)
Сердитый недотрога живет в глуши лесной,
иголок очень много, а нитки ни одной.
Под елками лежит мешок с иголками.
Вот иголки и булавки
Выползают из - под лавки,
На меня они глядят,
Молока они хотят.
Логопед одобряет загадки и задает вопрос:
Логопед:
А что общего в этих загадках про ежа? Что у него есть?
Иголки (предположительный ответ).
Логопед:
Для чего нужны ему иголки?
Защищаться от врага.
Накалывать яблоки, грибы, листья.
Отпугивать всех, кто на него нападет.
После ответов, педагог загадывает еще одну загадку:
Маленького роста я, тонкая и острая, за собой хвост тащу, носом путь себе ищу. (Иголка)
Логопед:
А какая это иголка?
Швейная, острая, тонкая, блестящая, колючая (предположительный ответ)
Логопед:
Что этой иголкой делают? Для чего она нужна?
Шить, вышивать узоры, пришивать (предположительный ответ)
Вот, видите, сколько всего можно сделать с иголкой.
Логопед после игры предлагает еще одну загадку:
Ну и платье сплошь иголки
Его носят вечно (Елки)
Появляется картинка на экране.
Логопед: Правильно! Интересно, а какие иголки у елки?
Зеленые маленькие, острые, колючие, ароматные, красивые (предположительный ответ)
Логопед предлагает еще одну загадку.
Самого не видно, а
Песню слышно. (Комар)
Логопед: Правильно, вот сейчас мы изобразим комарика с его хоботком иголочкой.
Физминутка.
Дети комарики с мамой летят
1 движение: дети держат руки согнутые в локтях вдоль туловища, кисти рук расслаблены, машут. Тоненьким голосом протяжно звенят з-з-з-з-з-з-з.
2 движение: сомкнуты зубы, губы слегка растянуты в улыбке, язык упирается в зубы.
Комарики летели, летели (1 движение).
Протяжно звенели з-з-з-з-з-з (2 движение).
Хоботком вертели (статистический упор «Иголочка») и сели (садятся на стульчики).
Логопед: Вот мы немножко отдохнули, и теперь продолжаем.
Сегодня мы очень много говорили о разных иголочках. Что еще можно назвать словом «иголочка»
Булавка, кактус, сосна, пчела, шприц медицинский (предположительные ответы)
Вот сколько вещей можно называть эти словом. И каждая из этих вещей имеет свое происхождение. И сейчас мы поиграем с вами еще в одну игру.
«Почему так слово называется»
Цель: учить задумываться и рассуждать над названием тех или предметов. Развивать связную речь.
На каждой парте, у детей картинки (петух, подорожник, светофор, шиповник), детям предлагается подумать, что перед ними за картинка и почему она так называется. Затем, логопед предлагает ответить на вопро: «У кого на парте оказалась картинка, которую можно связать с иголкой?» (предполагаемые ответы)
После игры логопед хвалит детей за их работу и говорит:
- «Вы мне все очень понравились сегодня, но я хотела бы посмотреть, как вы оцените свою работу. Поможет вам в этом волшебный пальчиковый цветок. Если вы считаете, что очень хорошо работали, то распустите свои бутону полностью, если считаете, что могли бы лучше поработать, то распустите свой цветок наполовину, а если думаете, что лучше работать и быть внимательнее, оставьте бутон закрытым.
Логопед адекватно оценивает самооценку детей. И подводит итог.
Чем мы сегодня занимались? (предположительный ответ)
Что вам больше всего понравилось? (предположительный ответ)
После вопросов педагог предлагает детям свободно порисовать на эту тему.