Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Статья «Психологическая оценка готовности ребенка к школе».

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

«Психологическая оценка готовности ребенка к школе».

Данная тема имеет большое теоретическое и практическое значение. Оценка психологической части проблемы обучения и воспитания детей в предшкольном возрасте заключается в обеспечении оптимальных условий развития психики детей в возрасте 6 лет и является задачей для практических исследований.

Современная школа предъявляет к ученикам все больше требований. В этих условиях не все одинаково успешно адаптируются к новой «жизни». Исследования отечественных психологов (Б. Эльконин, Л. Божович, А. Венгер и др.) показывают, что готовность к школе у ребенка связана с формированием его социальной позиции в обществе и особенностями учебной деятельности в предшкольном возрасте.

Данная тема привлекает многих специалистов, занимающихся исследованиями сформированности у детей психологических предпосылок к обучению в школе.

Цель публикации – изучение и оценка психологической готовности детей к обучению с учетом возрастных особенностей.

При написании были поставлены следующие задачи:

Изучить психологическую готовность ребенка к обучению в школе через призму основных сфер – мотивационной, нравственной, умственной и т.д.;

Охарактеризовать возможности ребенка шести лет, показать особенности переходного характера этого возраста;

Рассмотреть некоторые закономерности, тенденции и трудности при подготовке шестилетних детей к школе.

В ходе работы, при раскрытии темы реферата, были изучены работы отечественных психологов и педагогов-ученых по данной проблеме.

Были рассмотрены работы Д. Эльконина, А. Венгера, В. Мухиной, Я. Коломинского, Е. Панько и др., которые на протяжении многих лет своей профессиональной деятельности занимались исследованиями проблемы воспитания психологической готовности детей к системному обучению в школе.

Психологическая оценка готовности детей к обучению в школе.

Психологическая готовность детей к систематическому обучению в школе – итог развития ребенка до того момента, как он отправляется в учебное заведение. Она формируется не сразу, а с течением времени и зависит напрямую от тех условий, в которых развивается ребенок.

Готовность к обучению предполагает определенный уровень умственного развития, а также сформированность набора личностных качеств. В связи с этим специалисты выделяют интеллектуальную и личностную готовность ребенка к обучению в школе. Личностная готовность требует наличия конкретного уровня развития социальных мотивов поведения, нравственных и волевых качеств личности ребенка.

Таким образом, успешное овладение учебным материалом психологически готового к школе ребенка обеспечивается сформированностью психических сфер:

мотивационной;

нравственной;

волевой;

умственной.

Рассмотрим особенности и способности детей предшкольного возраста в контексте заявленной темы.

Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста.

Детство является особым периодом в жизни ребенка – это время, когда будущий школьник не только бегает и прыгает, веселится и играет, но и постепенно взрослеет. Сам процесс взросления практически всегда на виду – это постоянный переход маленькой личности от одной стадии к другой, качественно иной, более высокой.

Д. Эльконин отмечал, что дошкольный возраст интенсивного развития у детей ориентировочной основы их деятельности; один из периодов становления личности, который включает в себя систему мотивов (их соподчинение) и первичные этические нормы [14, с. 59].

Формы подготовки детей в возрасте шести лет к систематическому обучению должны подбираться в соответствии с переходным характером предшкольного возраста, его промежуточного положения между детством и школой.

Детям в возрасте шести лет присущи все черты, которые характеризуют дошкольников:

игровой вид деятельности преобладает над остальными, привлекает ребенка больше других, в то же время внутри происходят новые и очень важные психологические изменения;

познавательные процессы имеют образный характер, а образное мышление преобладает над отвлеченными рассуждениями;

ребенок относится к поставленным перед ним задачам с практической позиции, стремится получить результат любым известным ему способом, не задумываясь о сути дела, не понимая, как можно добиться результата более эффективно и быстро.

В то же время, дети шести лет, как отмечает А. Венгер, отличаются от детей предшествующих дошкольных возрастных групп значительным ростом произвольности, управляемости поведения, развитием познавательных интересов, появлением новых форм общения с взрослыми и сверстниками, основанных на внимании и уважении к личности другого человека. Детям доступно усвоение довольно сложных знаний и навыков, в частности, овладение грамотой и началами математики [4, с. 43].

Ученые Я. Коломинский и Е. Панько также показывают на необходимость учета важных психологических закономерностей развития шестилетних детей, к которым относят назревшие противоречия между возросшими интеллектуальными возможностями ребенка и специфически «дошкольными» способами их удовлетворения. При этом интеллектуальная сфера ребенка уже не только в определенной мере готова к систематическому обучению, но и требует его [7, с. 5]. В этом возрасте ребенок стремится к самоутверждению в таких видах деятельности, которые уже подлежат общественной оценке и охватывают сферы жизни, прежде недоступные ребенку.

Иными словами, ребенок не только готов принять новую социальную позицию школьника, но и стремится к ней. Д. Эльконин писал: «…У ребенка уже наблюдается тенденция к осуществлению реальной общественно-значимой и оцениваемой деятельности, отличной от игры. Выражается эта тенденция в желании ребенка быть школьником» [14, с. 60].

Важной особенностью развития старшего дошкольника является высокая чувствительность к усвоению нравственно-психологических норм и правил поведения, готовность детей к систематическому обучению. Можно сказать, что в этот период у ребенка возникает состояние, которое можно назвать обучаемостью. Ш. Амонашвили замечает, что шестилетний возраст – наиболее благоприятный период умственного развития и социальной подготовки детей [1, с. 8].

Учитывая все, что было сказано выше, можно утверждать, что целенаправленное педагогическое воздействие является в этот период главным критерием психического развития ребенка. Психологическая готовность детей к обучению в школе, как отмечает В. Мухина, - один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства [10, с. 231].

Отдельного рассмотрения заслуживает процесс формирования интеллектуальной готовности ребенка в возрасте шести лет к обучению в школе.

Интеллектуальная готовность.

Одним из основных показателей интеллектуального развития дошкольника является разрозненность представлений о вещах и предметах, их характеристиках и свойствах. Детям в возрасте шести лет присуще стремление к объединению и преобразованию, к получению совершенно новых знаний об окружающем мире – менее поверхностных, более целостных. Именно в предшкольном возрасте у детей появляется способность понимать и анализировать связи и зависимости в пределах живой и неживой природы.

Объектом мыслительной деятельности детей становятся:

отдельные предметы и явления;

общие свойства действительности – время, пространство;

различия между живой и неживой природой;

получение представлений о взаимоотношениях людей между собой и в обществе.

Значительные изменения у дошкольников происходит в потребностях и мотивах. Наличие познавательной мотивации (направленности, устремления, интереса) у ребенка означает активную установку на все то, что несет новизну и необычность: любопытство ко всему новому, активность в поиске взаимосвязей между предметами и ситуациями. При отсутствии мотивации к познанию картина складывается иная:

пассивное поведение;

безучастность и равнодушие;

уход от умственного напряжения.

Серьезность данной проблемы подчеркивают А. Кошелева и Г. Свердлова, проводившие наблюдения за поведением шестилетних детей при решении задач на сообразительность в детских садах [9, с. 94]. Они выделяют несколько тактик поведения детей, соответствующих разному уровню познавательной мотивации, требующей напряженной умственной деятельности:

Тактика активного преодоления необычных заданий и новизны ситуаций: первая группа, высокий уровень познавательной мотивации;

Тактика зависимого и защитного поведения: вторая группа, средний уровень познавательной мотивации;

Тактика активного ухода и избегания новизны, неуспеха, умственного напряжения: третья группа, низкий уровень познавательной мотивации.

Потребность в новых впечатлениях в старшем дошкольном возрасте усложняется и выступает в форме потребности в новых знаниях о предметах и явлениях окружающей действительности. Эту потребность удовлетворяет и развивает взрослый, который в процессе общения с ребенком передает ему новые знания, сообщает новые сведения, формирует новые познавательные умения (умение сравнивать, анализировать, делать простые обобщения и выводы).

Другой путь удовлетворения и развития данной потребности – собственная активная, преобразующая деятельность ребенка с предметами и явлениями. Здесь деятельность дошкольника выступает в форме своеобразного экспериментирования. Это самостоятельная деятельность детей, в которой ярко проявляется их инициатива и творчество. В процессе экспериментирования с предметами и явлениями у детей развиваются пытливость ума, любознательность, самодеятельность и инициатива. К старшему дошкольному возрасту эта деятельность достигает высокого уровня развития.

Достаточно высокого уровня познавательной деятельности дошкольники достигают, только если обучение в этот период направлено на активное развитие мыслительных процессов и является развивающим, ориентированным на «зону ближайшего развития» (Л. Выготский) [7, с. 8].

Шестилетний ребенок может многое. Но не следует переоценивать его умственные возможности. Логическая форма мышления, хотя и доступна, но еще не типична для него. Тип его мышления специфичен. Высшие формы наглядно-образного мышления являются итогом интеллектуального развития дошкольника.

Исследование интеллектуального развития шестилетних детей показало, что наибольшее значение для последующего успешного обучения в школе имеет сформированность образного мышления. Оно позволяет, как отмечает А. Венгер, наметить потенциально возможный способ действия, исходя из особенностей конкретной ситуации [12, с. 40].

Исследования также показали, что образное мышление вовсе не обязательно «застревает» на случайных внешних свойствах вещей. Оно дает возможность ребенку усваивать обобщенные знания, отражающие существенные связи и отношения, если эти связи и отношения даны не просто в виде словесных рассуждений, а сами представлены в наглядной форме. Шестилетние дети быстро и легко понимают смысл наглядных моделей и, более того, сами обучаются их создавать и использовать.

«Строя в своей деятельности реальные модели действительности, - писал А. Венгер, - ребенок через них познает окружающий мир, выделяет в нем хотя и простые, но существенные отношения… Реальные модели становятся источником построения внутренних, мысленных моделей, при помощи которых он представляет себе действительность» [12, с. 45]. Применение наглядных моделей в обучении шестилетних детей служит мостиком между образным и логическим мышлением.

Педагогу следует принимать во внимание положение психологов о ведущей роли практической деятельности в развитии детей, о важной роли наглядно-образного и наглядно-действенного мышления, выполняющие свои специфические функции в общем процессе умственного развития детей не только дошкольного, но и школьного возрастов.

Одной из важных проблем подготовки детей к школе является формирование учебной деятельности в самом широком смысле этого слова. Установлено, что в ряде случаев именно несформированность учебной деятельности шестилетних детей ведет к значительному снижению их успеваемости: они часто испытывают затруднения при выполнении указаний взрослого или при регулировании поведения на основе системы правил. В конечном итоге слабо усваивают объяснения учителя, легко теряют нить рассуждений, что затем отрицательно сказывается на их самостоятельной деятельности.

Процесс систематического обучения на занятиях требует от ребенка умения слушать воспитателя и выполнять его указания, контролировать свою деятельность. Р. Буре подчеркивает, что при подготовке ребенка к школе на занятиях в детском саду важно воспитывать в ребенке любознательность, умение сравнивать, анализировать, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы [3, с. 3].

Важным моментом формирования учебной деятельности является переориентировка сознания ребенка с конечного результата задания на способы его выполнения (уяснение ребенком своих действий, развитие произвольности и контроля деятельности). Иначе говоря, дети начинают познавать тот инструмент, с помощью которого приобретают новые знания. Ребенка формируется умение учиться, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.

В процессе учебной деятельности происходит формирование такой важной способности, как самоконтроль, т.е. умение контролировать процесс своей деятельности на основе задачи, поставленной взрослыми.

Последовательное формирование учебной деятельности ведет к развитию способности управлять своими психическими процессами, что является фундаментом для возникновения более сложных структур мыслительной деятельности ребенка и формирования понятий.

Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что соответствующая интеллектуальная подготовка ребенка к школе помогает ему добиться в учебном процессе высокого уровня организованности и успешно овладеть новыми знаниями и умениями.

Личностная готовность.

Еще одной важной предпосылкой для успешного обучения в школе является личностная готовность ребенка. Его подготовка к школе включает формирование у ребенка готовности к принятию новой «социальной позиции» (Л. Божович) – положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками, особое положение в обществе [7, с. 11].

Эта личностная готовность выражается в следующих характеристиках:

отношение ребенка к школе;

отношение ребенка к учебной деятельности;

отношение ребенка к учителям;

отношение ребенка к самому себе.

Чем же, в первую очередь, привлекает ребенка школа? В основном, учением – своей непосредственной деятельностью. Старшему дошкольнику недостаточно просто играть и развлекаться, ему хочется приобщаться к жизни взрослых, быть школьником, стремиться вперед и вверх.

Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков, высокого уровня интеллектуального развития ему будет трудно в школе.

Личностная и социально-психологическая готовность к школе включает и формирование у детей таких качеств, которые помогли бы им общаться с одноклассниками в школе, с учителем.

Каждому ребенку необходимо умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других. Эти качества обеспечивают адаптацию к новым социальным условиям.

Успех или неуспех в познавательной и трудовой деятельности связан с признанием каждого ребенка сверстниками.

В общении старшего дошкольника со сверстниками возникают сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие личности и успешность деятельности. Знание положения ребенка в группе сверстников, как отмечает Т. Сенько, изучение взаимосвязи статуса с успешной деятельностью детей может оказать серьезную помощь в формировании у старших дошкольников социально-психологической готовности к учебе и труду [13, с. 3].

Исследования ученых показали, что положение ребенка в группе сверстников положительно взаимосвязано с успешностью его деятельности. Только успешная деятельность каждого ребенка способна помочь ему наладить положительные отношения со сверстниками. Именно успех вселяет веру в свои силы и вызывает у ребенка огромное желание делать все как можно лучше.

В. Сухомлинский писал о том, что не должно быть несчастных детей – детей, душу которых гложет мысль, что они ни на что не способны [13, с. 94]. Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Это относится не только к учению, но и к другим видам деятельности ребенка.

Важно воспитать у ребенка умение правильно оценивать свои поступки, результаты своего труда. Правильная самооценка – адекватное отношение ребенка к своим возможностям, личным качествам характера, внешности – очень важное свойство личности.

Одним из важных факторов подготовки ребенка к обучению в школе является игровая деятельность, результатом которой является эмоциональный опыт и способность ребенка удерживать специфическое отношение к действительности. Психолог В. Зинченко пишет: «Ребенок в игре свободно обращается со значениями и смыслами, у него расширяется поле зрения, в том числе и интеллектуальное, расширяется поле сознания, формируется уверенность в себе или вера в свои возможности и силы, формируются творческие способности – в их числе способности, а иногда и талант к общению, - закладываются этические и нравственные нормы практического поведения и т.д. и т.п. Словом, в игре формируются бытийные слои человеческого сознания. Это – непреходящие достижения детства. И если они реальны, то они обязательно дадут себя знать в учении, в труде, в творчестве» [8, с. 90].

Волевая готовность.

С особым вниманием следует рассмотреть и волевую готовность ребенка к школе. Первоклассника ожидает непривычный и серьезный труд, от него потребуется умение делать не только то, что хочется, а и то, что требуется. Учитель поведет его в школьный мир знаний, в котором все будет подчинено строгому режиму и конкретной программе.

В предшкольном возрасте происходит формирование и становление следующих параметров волевой готовности:

ребенок способен поставить цель;

ребенок может сам принимать решения;

ребенок способен построить план действия и выполнить все его пункты;

ребенок проявляет усилия, чтобы избежать препятствия;

ребенок может оценить результаты своих трудов.

Впрочем, все эти характеристики волевой готовности развиты в этом возрасте еще недостаточно. Все исследователи развития воли у детей отмечают, что в дошкольном возрасте цель достигается успешнее при игровой мотивации и при оценке поведения со стороны сверстников [7, с. 14].

Значительно изменяется к шести годам степень произвольности движений ребенка. В 6-7 лет движения становятся объектом сознательной волевой деятельности. Как отмечает Я. Неверович, «возрастающее умение анализировать собственные движения и внимание к точности рисунка движений говорят о психологической готовности ребенка к обучению в условиях школы, о возможности самостоятельно приобретать двигательные и умения уже трудового порядка, сложные формы умений и навыка типа письма, рисования, игры на инструментах и т.д.» [7, с. 15].

Ребенок в возрасте шести лет оказывается способным соподчинить мотивы своего поведения. Поэтому у него необходимо развивать эту способность, объяснять как нужно действовать, чем необходимо руководствоваться. Важно донести до ребенка, что такое мораль, почему часто приходится отказываться от того, что очень привлекает, но не является важным и нравственным.

Делая вывод, следует отметить, что психологическая готовность ребенка к школьному обучению – один из важнейших итогов психического развития в дошкольный период перехода от детства к школе.

Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка, переход к новому образу жизни, к условиям деятельности, новому положению в обществе. Задача педагогов и родителей заключается в обеспечении подготовки ребенка к обучению в школе, в формировании необходимых знаний, умений, навыков, личностных качеств ребенка.

Заключение.

Начало обучения в школе – важный этап в жизни ребенка. Его жизнь кардинально меняется, как и положение в социуме. Появляются новые обязанности в соответствии с новым личностным и общественным статусом. Успехи и проблемы школьника определяются уровнем психологической готовности ребенка к обучению.

Для того чтобы организация работы с детьми предшкольного возраста по подготовке их к обучению в школе была успешной, необходимо учитывать следующие рекомендации:

Формирование у ребенка психологической готовности к школе предполагает сочетание нескольких видов деятельности, в том числе игрового, продуктивного, учебного и др.;

Использовать по максимуму воспитательные возможности в рамках совместной деятельности;

Формировать способность к ролевому и личностному общению как важному условию в подготовке смены ведущей деятельности;

При формировании психологической готовности необходимо учитывать индивидуальные психологические особенности, которые проявляются в уровне обучаемости, темпе усвоения знаний, отношении к интеллектуальной деятельности, особенностях эмоций и др.

Психологическая готовность к обучению в школе формируется постепенно и является итогом всего предшествующего развития ребенка в дошкольном детстве.

Литература.

Амонашвили Ш.Ф. В школу – с 6 лет. – М.: Педагогика, 1986. – 176 с.

Белова Л.В. В семье – первоклассник. – М.: Педагогика, 1980. – 160 с.

Буре Р.С. Готовим детей к школе: Кн. для воспитателя д/с. – М.: Просвещение. – 1987. – 96 с.

Венгер Л. Воспитание психологической готовности к систематическому обучению. Старший дошкольный возраст//Дошкольное воспитание. 1985. - №7. – с.43-46.

Волошкина М.И. О методике определения умственной воспитанности старшего дошкольника./Начальная школа. 1997. - №3. – с. 16-21.

Григорович Л.А. К вопросу о готовности детей к обучению в школе.//Дошкольное воспитание. 1995. - №4. – с. 68-70.

Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – 190 с.

Книга для родителей/Сост. В.З. Солоухин. – Мн.: Высш. Шк., 1992. – 365 с.

Кошелева А., Свердлова Г. Маленькие неудачники. Почему они такие?//Дошкольное воспитание. 1996. - №2. – с. 91-94.

Мухина В.С. Психология дошкольника/ Под ред Л.А. Венгера. – М.: Просвещение. – 1975. – 239 с.

Проблемы дошкольной игры: Психолого-педагогический аспект/Под ред. Н.Н. Поддъякова, Н.Я. Михайленко; НИИ дошк. Восп. АПН СССР. – М.: Педагогика, 1987. – 192 с.

Психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания детей шестилетнего возраста. (Круглый стол).// Вопросы психологии. 1984. - №4. – с. 30-55.

Сенько Т.В. Успех и признание в группе: Старший дошкольный возраст. – Мн.: Нар. света, 1991. – 112 с.

Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах/Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. – 416 с.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области