"ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИГРОВОЙ И УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО"
В игре раскрывается перед детьми мир,
раскрываются творческие способности личности.
Без игры нет и не может быть полноценного
умственного развития.
В.А.Сухомлинский
Учебная деятельность в школе обязательна для каждого ребенка. Я считаю, что наиболее сильным мотивирующим фактором ,который я использую являются приёмы обучения, удовлетворяющие потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений.
Широкие возможности для активации учебного процесса даёт использование игр. Эффективность обучения обусловлена в данном случае взрывом мотивации, повышением интереса к предмету.
Актуальность данной темы обусловлена современными требованиями развития педагогической теории и практики – новыми требованиями стандарта второго поколения (Федерального Государственного Общеобразовательного Стандарта). На практике необходимо применяя игровые технологии , научить учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить и применять их в учебной деятельности. Важнейшей задачей современной системы образования (ФГОС) является формирование совокупности «универсальных учебных действий» (УУД), обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. (ФГОС)
Добиться выполнения поставленных задач можно только учитывая психолого-педагогические условия младших школьников.
В своей работе я используя следующие методы:
Методы исследования:
теоретические – изучение и анализ психологической, педагогической и специальной литературы;
метод анализа и обобщения опыта и практики развития младших школьников в игровой деятельности;
наблюдение за младшими школьниками в процессе игровой деятельности;
психодиагностические методы исследования уровня развития младших школьников;
эксперимент.
Ведущий вид деятельности младшего школьника - это игровая деятельность, наиболее эффективный путь включения детей в учебный процесс.
Я определила, что критериями хорошей игры являются:
-наличие в ней нравственно и умственно развивающего содержания;
-развитие воображения и творчества;
-дружелюбие во взаимоотношениях;
-радость осознания своих сил.
Дидактические игры являются переходной формой от игры к учёбе, в процессе которых формируются необходимые Универсальные Учебные Действия.
Основными функции дидактических игр.
Функция формирования психических новообразований (устойчивость и произвольность внимания, памяти, развитие мышления и т.д.);
Функция формирования устойчивого интереса к учению и снятия напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму и освоение им социальных ролей – личностные УУД;
Функция формирования собственно учебной деятельности – регулятивные УУД;
Функция формирования общеучебных и логических действий, действий постановки и решения проблем – познавательные УУД;.
Функция формирования навыков самоконтроля и самооценки – личностные и регулятивные УУД;
Функция формирования адекватных взаимоотношений в классе, развитие навыков сотрудничества, совершенствование речевых навыков – коммуникативные УУД. Структурные составляющие дидактической игры:-дидактическая задача;
-игровая задача;
-игровые действия;
-правила игры;
-результат ( подведение итогов).
Игровая деятельность как элемент урока может применяться на любом его этапе — от проверки домашнего задания до выполнения проверочной работы и обобщения.В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность.
(фрагмент игр 1 класс)
Так на этапе актуализации знаний на уроке математики провожу "Гимнастику для ума" , "Магический квадрат", игры на зрительное сравнение, которые включают обучающихся в активную познавательную деятельность.
Комплексный подход к подбору содержания этапа актуализации знаний позволяет решить сразу несколько задач: образовательных, развивающих и воспитательных.
На уроке математики весь этап Актуализации Знаний провожу с использованием единого сюжета: например, зимующие птицы
«Я хочу вам предложить начАть наш урок со стихотворения.
« Едет по небу коляска –
Темно – серая окраска.
А в коляске на постели
Дремлют белые метели.
Их баюкает сама
Белоснежная зима.
Как проснутся эти крошки,
Как поднимутся на ножки,
Да как свиснут эти дети-
Побелеет все на свете».
В.Орлов.
- Ребята с уверенностью называют какое у нас сейчас время года и как называют птиц ,которые остаются зимовать вместе с нами.
А чтобы узнать, какие птицы зимуют вместе с нами, предлагаю им решить цепочки с примерами и получившиеся ответы найти среди данных вариантов.
Соловей 13,Щегол 14, Ласточка 15,Жаворонок 20, Свиристель 37 Чиж 11.
Мы выбираем правильные ответы и ребята рассказывают каких зимующих птиц они ещё знают,
-
(снегирь, синица, клест, воробей, свиристель и т.д.)
-вспоминаем как мы подкармливает птиц и почему это так важно делать зимой.
Использование таких единых сюжетов, содержащей фото птиц, многократно усиливает эмоциональный отклик детей, а заодно расширяет их кругозор, помогает активнее включится в учебный процесс.
(ур.мат круги треуг.)
При работе по теме: «Письменная нумерация чисел в пределах 20». очень эффективно проходит игра "Математическая эстафета".
Провожу групповую работу.Побеждает та группа, которая не допустит ни одной ошибки или допустит меньшее их число.
При изучении нумерации чисел в пределах ста задача состоит в том, чтобы научить считать и записывать числа.
На этапе включения детей в систему знаний дидактическая игра решает задачу усвоения темы
(логогрифы)
На урокелитературного чтения использую ЛОГОГРИФЫ- это более сложный вид шарады. . Слово делится на части, слоги, буквы, которые могут произвольно комбинироваться друг с другом.
Дети настолько увлечены этой игрой, что с удовольствием выполняют дома похожие задания.
Часто применяю в своей практике ребусы.
Мы с вами знаем, что ребусы интересны тем, что помогают всмотреться в слова, увидеть в них нечто новое, неожиданное, что доставляет радость открытия. А для меня если в ребус превратить термин, означающее изучаемое понятие, то у моих детей эти слова накрепко запомнятся. Если создать ребус из слОва с трудной орфограммой, слОво будет писаться без ошибок.
В виде ребуса можно представить чуть ли не любое высказывание: пословицу, загадку, цитату из произведения, афоризм.
Вот пример: Красна девица сидит в темнице, коса на улице.
Краб’ – с над Е а И – царь’’ – сито’’ – ДИТ в Т – ‘ремни – ц – ‘щека’ – оса на У – лицо’ – Е.
Учащиеся сами составляют ребусы на словарные слова, на правописание приставок, чередование гласных в корне и др. Подобные задания дети с желанием выполняют и дома.
Наряду с ребусами с огромным увлечением ребята работают и с кроссвордом...........
На этапе закрепления знаний дети отгадывают кроссворд, который лежит у всех на партах.
Кроссворды и ребусы ребята отгадывают индивидуально или я организовываю эстафету, когда участники двух команд по очереди подходят к доске и разгадывают свой ребус или кроссворд – кто быстрее?
С удовольствием выполняют такие задания дома
Из набора геометрический фигур ребятам я предлагаю собрать домик и прошу рассказать о свойствах фигур, которые они использовали в своей работе при строительстве.
<Object: word/embeddings/______Microsoft_Office_PowerPoint1.sldx>
(Назови соседей)
Во время выполнения самостоятельной работы с проверкой по эталону я предлагаю игру
“Назови соседей числа”
Эта игра даёт возможность каждое число рассматривать не изолированно, а в связи с предыдущим и последующим числом.
(Замени букву)
На этапе мотивации знаний предлагаю игру"Замени букву",которая помогаетактивизировать умственную деятельность учащихся, развивает орфографическую и фонетическую зоркость, внимательность, логическое мышление.
дочка-бочка-ночка, ручка - речка- свечка -печка
Обобщение на уроках литературного чтения даёт мне возможность включить игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводительную, преобразующую, поисковую- это способствует более полному и быстрому овладению детьми метапредметными Универсальными Учебными Действиями.
В качестве примера может служить интеллектуальная игра Что? Где? Когда?"
Обучающимся предлагаю вспомнить прочитанные произведения и выбрать правильный ответ.
Включение Информационно Коммуникативных Технологий в учебный процесс позволяет мне организовать разные формы взаимосвязи игровой и учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу обучающихся.
Использование таких Технологий в учебном процессе помогло мне повысить качество усвоения учебного материала и усилить образовательные процессы.
При умелом сочетании игровой и учебной деятельности на уроках я достигаю хороших результатов формирования универсальных учебных действий.
Незаменимые помощники на моих уроках - это электронные приложения к учебникам.
Игра на уроке – не цель, а средство повышения активизации "ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИГРОВОЙ И УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
и развитие их творческих способностей. И от того как учитель организует учебный процесс зависит в значительной степени успех школьников.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ этих двух видов ДЕЯТЕЛЬНОСТИ позволяет формировать прочные и глубокие знания, развивать ассоциативное мышление, обогащать их словарный запас, готовит основу для успешного обучения в основной школе.
Таким образом, можно сказать, что в моей работе "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИГРОВОЙ И УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОв
является одним из распространенных и широко применяемых средством развития познавательного интереса, помогающий мне организовать процесс обучения увлекательно, интересно, разнообразно, установить взаимодействие и общение с учащимися в более непринуждённой форме, решать достаточно легко и свободно многие дидактические задачи.В нашем классе нет границ, а есть ГОРИЗОНТ. А горизонт, в отличие от застывшей границы, передвигается вместе с нами и зовёт вперёд, не даёт останавливаться на месте!
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самаркой области средняя общеобразовательная школа с.Камышла муниципального района Камышлинский Самарской области
Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО
(методическая тема по самообразованию)
Учитель начальных классов
Гарипова
Гульчачак Сагидулловна
март 2018