Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Рабочая программа " Магия песка"

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Утверждена директором

МБОУ СОШ № 87

________ Голикова В.А.

Рабочая программа

по реализации вариативной части

основной образовательной программы

дошкольного образования

для детей 5-7 лет

Магия песка

( световой стол)

Срок реализации : 1 год.

Составитель : Склянова А.Л.

Новосибирск,2018г.

Пояснительная записка.

Процесс «игры в песок» высвобождает

заблокированную энергию и активизирует

возможности самоисцеления, заложенные

в человеческой психике.

К.Г.Юнг.

Песочное рисование – удивительное рисование на песке. Дети создают неповторимые шедевры только своими руками и песком. Удивительным образом горсть песка превращается в пейзаж, звездное небо, лес, море и пр. Атмосфера чуда поддерживается соответствующим музыкальным сопровождением. Этот необычный вид искусства называется Sand-art,т.е. «искусство песка». Песок это та же краска, только работает по принципу «света и тени». Эта « краска» прекрасно передает все человеческие чувства, мысли и стремления.

В последнее время песочная анимация (рисование песком на стекле) прочно занимает одно из лидирующих мест в развитии творческих способностей у ребенка. Этот удивительный процесс создания картины лишь при помощи песка не оставляет никого равнодушным.

Оригинальное исполнение и загадочность в создании рисунка привлекает и детей, и взрослых.

Каковы же особенности такого вида творчества? Во-первых, это простота. Данное занятие посильно даже очень маленьким детям, которые любят рисовать руками. У ребенка, занимающегося песочной анимацией, развивается мелкая моторика, интерес, внимание и усидчивость. Необыкновенное создание вызывает у детей желание безудержно творить, как творят настоящие художники. В отличие от рисования на бумаге, тут не нужна резинка или резерв чистой бумаги на случай необходимости исправления ошибок. Достаточно всего лишь разровнять песок- и можно начинать.

Песочная анимация как нельзя кстати подойдет гиперактивным детям.

Занимаясь данным видом творчества, ребенок с пользой тратит лишнюю энергию и успокаивается. В рисовании песком учавствуют обе руки, поэтому оба полушария мозга работают. Занятия песочной анимацией развивают сенсорные ощущения. Упражнения благоприятно влияют на эмоциональное состояние ребенка. А так как процесс рисования происходит практически в темноте, с использованием лишь подсветки снизу, создается ореол загадочности, который не оставит равнодушным даже самого капризного малыша.

Заниматься песочной анимацией безумно интересно и увлекательно.

Картины создаются из сыпучего материала – песка. На специальном столе с подсветкой песок тонким слоем наносится на стекло и «переливается», открывая новые горизонты его возможностей. Картины плавно сменяют друг друга, сливаясь в единую линию повествования.

Песочная анимация обязательно сопровождается музыкой.

Игра с песком как процесс развития самосознания ребенка т его спонтанной « самотерапии» известна с древних времен. Игры в песочнице используются в ходе индивидуальных и групповых занятий с детьми дошкольного возраста. Рисование песком – занятие не просто увлекательное, для ребенка это открытие нового волшебного мира песочных «замков». Под чутким руководством педагога он учится создавать как отдельные самодостаточные картины, так и целые фильмы, что станет мощным развивающим фактором для его художественно-эстетического восприятия. И как было сказано выше, учитывая технику рисования, задействующую мелкую моторику рук, а также координацию, пластику и прочие факторы, эта техника, безусловно, является сильнейшим стимулом для общего развития ребенка.

Программа направлена на :

- Развитие мелкой моторики и повышения тактильной чувствительности.

- Развитие воображения, творческого мышления.

- Развитие высших психических функций.

- Развитие двух полушарий головного мозга ( активизацию структур мозга, межполушарного взаимодействия).

- Снятие стресса и гармонизация внутреннего состояния.

Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

- Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

- Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа « ручного интеллекта».

- В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции ( восприятие, внимание, память, мышление ), а также речь и моторика.

- В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

- В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с детьми.

Для обучения детей технике рисования песком используются разработки следующих авторов : Мариелла Зейц; Грабенко Т.М.,Зинкевич-ЕвстигнееваТ.Д.

Целями данной программы являются:

1.стимулирование самостоятельности и творчества детей в изобразительной деятельности с помощью техники рисования песком;

2.гармонизация психоэмоционального состояния дошкольников;

3.развитие зрительно-моторной координации;

4.свободное владение кистями обеих рук.

В соответствии с целями в процессе обучения детей технике рисования песком решаются следующие задачи:

1.развитие умения передавать форму, строение предмета и его частей;

2.обучение созданию статичных песочных картин с учетом ритма;

3.развитие композиционных умений при изображении групп предметов или сюжета;

4.упражнение пальцев и кистей рук;

5.развитие художественно-эстетического вкуса.

Обучение данной технике строится на следующих принципах:

1.направленность образовательной деятельности на развитие ребенка, а не на сообщение ему суммы знаний.

2.создание доброжелательной, творческой атмосферы, чтобы дошкольник мог высказать свои мысли вслух, не боясь критики.

3.образовательный процесс строится с использованием игр и игровых упражнений, направленных на развитие творческих способностей, активности и самостоятельности в изобразительной деятельности.

Условия реализации программы:

Программа реализуется за рамками основной образовательной деятельности.

Для обучения детей технике рисования песком созданы необходимые условия: имеются столы –планшеты со стеклянной поверхностью и подсветкой,для рисунков используется кварцевый песок.

Режим занятий.

Средняя группа

Подготовительная

группа

Кол-во занятий

1 раз в неделю

1 раз в неделю

Продолжительность

20 минут

30 минут

Форма организации

детей

занятие

занятие

Ожидаемый результат:

- развитие плавности, изящества и точности движений;

- умение работать кистью и пальцами обеих рук;

- координации руки и глаза;

- овладение техническими умениями: регуляция силы движений, определенная амплитуда, скорость, ритмичность; умение изменять размах и направление движения руки при рисовании; гармоничное сочетание линий, цвета и тени.

Содержание образовательной деятельности.

Обучение технике рисования песком проводится с подгруппой детей (4-6 человек) 1 раз в неделю по 20-30 минут в соответствии с тематическим планом, предусматривающим два цикла:

1-й- начальный- знакомство с песком, подготовка руки, развитие воображения и умения рисовать песком;

2-й- сюжетное рисование по теме и по замыслу.

При организации занятий рисования песком необходимо соблюдение следующих условий:

1.Занятие должно проходить в доброжелательной, творческой атмосфере. Ребенку необходимо создать пространство для его самовыражения, не устанавливая жестких рамок и правил.

2.Структуру занятия необходимо адаптировать под интересы самого ребенка.

3.Образовательный процесс следует выстраивать с использованием игр и игровых упражнений, направленных на развитие творческих способностей, активности и самостоятельности в изобразительной деятельности.

4.Необходимо:

- поддерживать ребенка в поиске своих ответов на вопросы ,а не предлагать стандартные решения;

- ценить его инициативу и мнение, но не молчаливое согласие с вами;

- ценить природную мудрость ребенка и его уникальность, но не учить его « быть таким , как все».

5.Желательно , чтобы дети работали стоя – так у них будет больше свободы движений.

6. Необходимо предварительно обсудить с детьми порядок работы и установить несколько правил:

- перед началом и по окончании занятий с песком необходимо мыть руки;

- категорически нельзя бросаться песком;

- не встряхивать песок на пол и не вытирать об себя руки.

Во время рисования песком затемняется освещение, это позволяет детям легче и глубже погрузиться в сказочную, таинственную атмосферу, стать более открытым новому опыту, познанию, развитию.

Темы изобразительной деятельности могут меняться, дополняться в зависимости от воображения и творческого замысла ребенка.

Каждая встреча с детьми состоит из подготовительной, вводной, основной и заключительной частей.

В подготовительной части проводятся упражнения для развития мелкой моторики , наблюдательности, подготовки руки к рисованию, психогимнастика на развитие эмоциональной сферы, внимания, памяти и воображения.

Вводная часть предусматривает использование художественного слова; проведение игр для привлечения внимания детей; беседу по теме. Педагог может пофантазировать с детьми о том, кто и что будет рисовать, какие формы, штрихи стоит использовать.

Основная часть- непосредственно работа с песком по теме. Важную роль при этом играет музыкальное сопровождение. Музыка подбирается с учетом тематики и звучит на протяжении всей деятельности. Можно использовать произведения классической музыки П. Чайковского, В.Моцарта, А,Вивальди, И.Баха, Ф.Шопена, Р.Штрауса, К.Дебюсси; записи звуков природы ( водной стихии, звуков садов, джунглей, тропических лесов).Обязательным является проведением физкультминутки ( через 10-15 минут в зависимости от физического состояния воспитанников).

Заключительная часть предполагает анализ детьми своих работ и рисунков товарищей; раскрытие творческого замысла.

В процессе работы с песком у детей повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук. Кроме того, это отличный, активный вид отдыха, который доставляет дошкольникам удовольствие. Такие свойства песка, как мягкость, тягучесть и приятная на ощупь шершавость, создают условия для расслабления. Использование песка в ходе изобразительной деятельности способствует формированию у детей таких навыков, как передача композиции, пропорций изображения, владение оттенками света и тени. У дошкольников развиваются точность и координация движений рук и глаз, гибкость рук, психические процессы ( внимание, логическое мышление, воображение, зрительное и слуховое восприятие, память , речь), умение действовать по словесным инструкциям , самостоятельно достигать задуманной цели, обеспечивается контроль над собственными действиями. Современные исследования доказывают, что, занимаясь рисованием песком, ребенок не только овладевает практическими навыками и осуществляет творческие замыслы, но и расширяет кругозор, развивает художественный вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, учится творчески мыслить.

Учебно-тематический план.

Задачи

Кол-во

Тематика

занятий

Цикл «Великолепные линии, интересные фигуры»

1

Познакомить детей с

Техникой рисования

Песком.

2

Волшебство

Линий. Роспись песком.

2

Учить детей рисовать

Пальцем завитки

2

Морозные узоры. Узоры

на стекле.

Цикл « Сюжетное рисование»

1

Учить создавать образы

Под музыку, развивать

Творческое воображение

2

Музыка леса.

2

Учить рисовать

Пальцами синхронно,

Развивать воображение

2

Сказочные

птицы

3

Учить рисовать

Тыльной стороной руки

2

Зимний лес

4

Закреплять навык

Рисования завитков

2

Цветы тоже бывают разными

5

Побуждать к творческим замыслам и

решениям

2

Поющая тишина морских глубин

6

Учить приему

прищипывания,

насыпания песка

2

Веселый зоопарк

7

Развивать фантазию,

закреплять знакомые

приемы

2

Два зонтика Оле Лукойе (по замыслу)

8

Учить творчески выражать

свой замысел, закреплять

способы рисования

2

Сказочные герои

9

Развивать умение

передавать форму, размер

2

Город сновидений (по замыслу)

предметов

10

Развивать тактильную

чувствительность и

моторике пальцев

2

На другой планете

11

Развивать композиционные умения

при изображении групп

предметов

2

Разноцветная сказка

12

Закрепление знакомых

техник рисования,

развитие воображения

2

Прекрасное рядом

(по замыслу)

13

Закрепить умение

выполнять движения

синхронно

2

Морские водоросли

14

Воспитывать

художественный вкус, в

познании прекрасного

2

Весенние фантазии

15

Учить выражать свои

эмоции в рисунке через

восприятие музыки

2

Звуки природы

16

Закрепить технические

навыки и умения

2

Летний дождь. Ураган.

Всего : 36 часов

Информационно-методическое обеспечение.

1.ГрабенкоТ.М.,Зинкевич-ЕвстигнееваТ.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии,1998.

2.Грабенко Т.М. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры.- СПб.: Детства-Пресс,2002.

3.Зейц Мариелла. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница.-М.: ИНТ,2010.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области