Утверждена директором
МБОУ СОШ № 87
________ Голикова В.А.
Рабочая программа
по реализации вариативной части
основной образовательной программы
дошкольного образования
для детей 5-7 лет
Магия песка
( световой стол)
Срок реализации : 1 год.
Составитель : Склянова А.Л.
Новосибирск,2018г.
Пояснительная записка.
Процесс «игры в песок» высвобождает
заблокированную энергию и активизирует
возможности самоисцеления, заложенные
в человеческой психике.
К.Г.Юнг.
Песочное рисование – удивительное рисование на песке. Дети создают неповторимые шедевры только своими руками и песком. Удивительным образом горсть песка превращается в пейзаж, звездное небо, лес, море и пр. Атмосфера чуда поддерживается соответствующим музыкальным сопровождением. Этот необычный вид искусства называется Sand-art,т.е. «искусство песка». Песок это та же краска, только работает по принципу «света и тени». Эта « краска» прекрасно передает все человеческие чувства, мысли и стремления.
В последнее время песочная анимация (рисование песком на стекле) прочно занимает одно из лидирующих мест в развитии творческих способностей у ребенка. Этот удивительный процесс создания картины лишь при помощи песка не оставляет никого равнодушным.
Оригинальное исполнение и загадочность в создании рисунка привлекает и детей, и взрослых.
Каковы же особенности такого вида творчества? Во-первых, это простота. Данное занятие посильно даже очень маленьким детям, которые любят рисовать руками. У ребенка, занимающегося песочной анимацией, развивается мелкая моторика, интерес, внимание и усидчивость. Необыкновенное создание вызывает у детей желание безудержно творить, как творят настоящие художники. В отличие от рисования на бумаге, тут не нужна резинка или резерв чистой бумаги на случай необходимости исправления ошибок. Достаточно всего лишь разровнять песок- и можно начинать.
Песочная анимация как нельзя кстати подойдет гиперактивным детям.
Занимаясь данным видом творчества, ребенок с пользой тратит лишнюю энергию и успокаивается. В рисовании песком учавствуют обе руки, поэтому оба полушария мозга работают. Занятия песочной анимацией развивают сенсорные ощущения. Упражнения благоприятно влияют на эмоциональное состояние ребенка. А так как процесс рисования происходит практически в темноте, с использованием лишь подсветки снизу, создается ореол загадочности, который не оставит равнодушным даже самого капризного малыша.
Заниматься песочной анимацией безумно интересно и увлекательно.
Картины создаются из сыпучего материала – песка. На специальном столе с подсветкой песок тонким слоем наносится на стекло и «переливается», открывая новые горизонты его возможностей. Картины плавно сменяют друг друга, сливаясь в единую линию повествования.
Песочная анимация обязательно сопровождается музыкой.
Игра с песком как процесс развития самосознания ребенка т его спонтанной « самотерапии» известна с древних времен. Игры в песочнице используются в ходе индивидуальных и групповых занятий с детьми дошкольного возраста. Рисование песком – занятие не просто увлекательное, для ребенка это открытие нового волшебного мира песочных «замков». Под чутким руководством педагога он учится создавать как отдельные самодостаточные картины, так и целые фильмы, что станет мощным развивающим фактором для его художественно-эстетического восприятия. И как было сказано выше, учитывая технику рисования, задействующую мелкую моторику рук, а также координацию, пластику и прочие факторы, эта техника, безусловно, является сильнейшим стимулом для общего развития ребенка.
Программа направлена на :
- Развитие мелкой моторики и повышения тактильной чувствительности.
- Развитие воображения, творческого мышления.
- Развитие высших психических функций.
- Развитие двух полушарий головного мозга ( активизацию структур мозга, межполушарного взаимодействия).
- Снятие стресса и гармонизация внутреннего состояния.
Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
- Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
- Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа « ручного интеллекта».
- В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции ( восприятие, внимание, память, мышление ), а также речь и моторика.
- В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
- В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с детьми.
Для обучения детей технике рисования песком используются разработки следующих авторов : Мариелла Зейц; Грабенко Т.М.,Зинкевич-ЕвстигнееваТ.Д.
Целями данной программы являются:
1.стимулирование самостоятельности и творчества детей в изобразительной деятельности с помощью техники рисования песком;
2.гармонизация психоэмоционального состояния дошкольников;
3.развитие зрительно-моторной координации;
4.свободное владение кистями обеих рук.
В соответствии с целями в процессе обучения детей технике рисования песком решаются следующие задачи:
1.развитие умения передавать форму, строение предмета и его частей;
2.обучение созданию статичных песочных картин с учетом ритма;
3.развитие композиционных умений при изображении групп предметов или сюжета;
4.упражнение пальцев и кистей рук;
5.развитие художественно-эстетического вкуса.
Обучение данной технике строится на следующих принципах:
1.направленность образовательной деятельности на развитие ребенка, а не на сообщение ему суммы знаний.
2.создание доброжелательной, творческой атмосферы, чтобы дошкольник мог высказать свои мысли вслух, не боясь критики.
3.образовательный процесс строится с использованием игр и игровых упражнений, направленных на развитие творческих способностей, активности и самостоятельности в изобразительной деятельности.
Условия реализации программы:
Программа реализуется за рамками основной образовательной деятельности.
Для обучения детей технике рисования песком созданы необходимые условия: имеются столы –планшеты со стеклянной поверхностью и подсветкой,для рисунков используется кварцевый песок.
Режим занятий.
Средняя группа | Подготовительная группа | |
Кол-во занятий | 1 раз в неделю | 1 раз в неделю |
Продолжительность | 20 минут | 30 минут |
Форма организации детей | занятие | занятие |
Ожидаемый результат:
- развитие плавности, изящества и точности движений;
- умение работать кистью и пальцами обеих рук;
- координации руки и глаза;
- овладение техническими умениями: регуляция силы движений, определенная амплитуда, скорость, ритмичность; умение изменять размах и направление движения руки при рисовании; гармоничное сочетание линий, цвета и тени.
Содержание образовательной деятельности.
Обучение технике рисования песком проводится с подгруппой детей (4-6 человек) 1 раз в неделю по 20-30 минут в соответствии с тематическим планом, предусматривающим два цикла:
1-й- начальный- знакомство с песком, подготовка руки, развитие воображения и умения рисовать песком;
2-й- сюжетное рисование по теме и по замыслу.
При организации занятий рисования песком необходимо соблюдение следующих условий:
1.Занятие должно проходить в доброжелательной, творческой атмосфере. Ребенку необходимо создать пространство для его самовыражения, не устанавливая жестких рамок и правил.
2.Структуру занятия необходимо адаптировать под интересы самого ребенка.
3.Образовательный процесс следует выстраивать с использованием игр и игровых упражнений, направленных на развитие творческих способностей, активности и самостоятельности в изобразительной деятельности.
4.Необходимо:
- поддерживать ребенка в поиске своих ответов на вопросы ,а не предлагать стандартные решения;
- ценить его инициативу и мнение, но не молчаливое согласие с вами;
- ценить природную мудрость ребенка и его уникальность, но не учить его « быть таким , как все».
5.Желательно , чтобы дети работали стоя – так у них будет больше свободы движений.
6. Необходимо предварительно обсудить с детьми порядок работы и установить несколько правил:
- перед началом и по окончании занятий с песком необходимо мыть руки;
- категорически нельзя бросаться песком;
- не встряхивать песок на пол и не вытирать об себя руки.
Во время рисования песком затемняется освещение, это позволяет детям легче и глубже погрузиться в сказочную, таинственную атмосферу, стать более открытым новому опыту, познанию, развитию.
Темы изобразительной деятельности могут меняться, дополняться в зависимости от воображения и творческого замысла ребенка.
Каждая встреча с детьми состоит из подготовительной, вводной, основной и заключительной частей.
В подготовительной части проводятся упражнения для развития мелкой моторики , наблюдательности, подготовки руки к рисованию, психогимнастика на развитие эмоциональной сферы, внимания, памяти и воображения.
Вводная часть предусматривает использование художественного слова; проведение игр для привлечения внимания детей; беседу по теме. Педагог может пофантазировать с детьми о том, кто и что будет рисовать, какие формы, штрихи стоит использовать.
Основная часть- непосредственно работа с песком по теме. Важную роль при этом играет музыкальное сопровождение. Музыка подбирается с учетом тематики и звучит на протяжении всей деятельности. Можно использовать произведения классической музыки П. Чайковского, В.Моцарта, А,Вивальди, И.Баха, Ф.Шопена, Р.Штрауса, К.Дебюсси; записи звуков природы ( водной стихии, звуков садов, джунглей, тропических лесов).Обязательным является проведением физкультминутки ( через 10-15 минут в зависимости от физического состояния воспитанников).
Заключительная часть предполагает анализ детьми своих работ и рисунков товарищей; раскрытие творческого замысла.
В процессе работы с песком у детей повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук. Кроме того, это отличный, активный вид отдыха, который доставляет дошкольникам удовольствие. Такие свойства песка, как мягкость, тягучесть и приятная на ощупь шершавость, создают условия для расслабления. Использование песка в ходе изобразительной деятельности способствует формированию у детей таких навыков, как передача композиции, пропорций изображения, владение оттенками света и тени. У дошкольников развиваются точность и координация движений рук и глаз, гибкость рук, психические процессы ( внимание, логическое мышление, воображение, зрительное и слуховое восприятие, память , речь), умение действовать по словесным инструкциям , самостоятельно достигать задуманной цели, обеспечивается контроль над собственными действиями. Современные исследования доказывают, что, занимаясь рисованием песком, ребенок не только овладевает практическими навыками и осуществляет творческие замыслы, но и расширяет кругозор, развивает художественный вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, учится творчески мыслить.
Учебно-тематический план.
№ | Задачи | Кол-во | Тематика занятий |
Цикл «Великолепные линии, интересные фигуры» | |||
1 | Познакомить детей с Техникой рисования Песком. | 2 | Волшебство Линий. Роспись песком. |
2 | Учить детей рисовать Пальцем завитки | 2 | Морозные узоры. Узоры на стекле. |
Цикл « Сюжетное рисование» | |||
1 | Учить создавать образы Под музыку, развивать Творческое воображение | 2 | Музыка леса. |
2 | Учить рисовать Пальцами синхронно, Развивать воображение | 2 | Сказочные птицы |
3 | Учить рисовать Тыльной стороной руки | 2 | Зимний лес |
4 | Закреплять навык Рисования завитков | 2 | Цветы тоже бывают разными |
5 | Побуждать к творческим замыслам и решениям | 2 | Поющая тишина морских глубин |
6 | Учить приему прищипывания, насыпания песка | 2 | Веселый зоопарк |
7 | Развивать фантазию, закреплять знакомые приемы | 2 | Два зонтика Оле Лукойе (по замыслу) |
8 | Учить творчески выражать свой замысел, закреплять способы рисования | 2 | Сказочные герои |
9 | Развивать умение передавать форму, размер | 2 | Город сновидений (по замыслу) |
предметов | |||
10 | Развивать тактильную чувствительность и моторике пальцев | 2 | На другой планете |
11 | Развивать композиционные умения при изображении групп предметов | 2 | Разноцветная сказка |
12 | Закрепление знакомых техник рисования, развитие воображения | 2 | Прекрасное рядом (по замыслу) |
13 | Закрепить умение выполнять движения синхронно | 2 | Морские водоросли |
14 | Воспитывать художественный вкус, в познании прекрасного | 2 | Весенние фантазии |
15 | Учить выражать свои эмоции в рисунке через восприятие музыки | 2 | Звуки природы |
16 | Закрепить технические навыки и умения | 2 | Летний дождь. Ураган. |
Всего : 36 часов |
Информационно-методическое обеспечение.
1.ГрабенкоТ.М.,Зинкевич-ЕвстигнееваТ.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии,1998.
2.Грабенко Т.М. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры.- СПб.: Детства-Пресс,2002.
3.Зейц Мариелла. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница.-М.: ИНТ,2010.