VII районная научно-практическая конференция
младших школьников «Мир глазами детей»
Как растения пьют воду.
Автор: Вечерин Захар
1 класс МБОУ «Красивская СОШ»
Руководитель: Попова Валентина Сергеевна учитель начальных классов МБОУ «Красивская СОШ», 1 категория
р.п. Инжавино,
2018г.
Содержание
I. Введение __________________________________________________3
Цель и задачи
Актуальность
План исследования
II.Основная часть____________________________________________3 2.1.Исследование литературы.
III. Практическая часть_______________________________________4
3.1.Опыт №1. Окрашивание белых хризантем
3.2. Опыт №2 Окрашивание листов пекинской капусты.
3.3. Опыт №3 Окрашивание листа капусты в разные цвета.
IV. Заключение_______________________________________________5 V. Список использованных источников и литературы____________ 7 VI. Приложение______________________________________________ 9
I. Введение.
Летом я помогал бабушке поливать растения на огороде и в цветнике. Она объяснила мне, что если этого не делать – растения погибнут. А как растения пьют воду? Мне захотелось узнать как это происходит. А 1 сентября мы подарили учительнице хризантемы очень красивого голубого цвета. Я ещё тогда засомневался, бывает ли такая окраска в природе? (приложение 1)
Я стал задавать вопросы учителю, и мы стали вместе искать ответы на мои вопросы.
1.1.Цель: узнать как растения пьют воду
Проблемные вопросы: Почему срезанные растения некоторое время не вянут после срезки, если стоят в вазе с водой? Откуда в продаже цветы необычной расцветки? Можно ли изменить цвет срезанных растений, изменив цвет воды?
Для достижения цели и подтверждения гипотезы в ходе работы мне предстоит решить следующие задачи:
Задачи: провести опыт по изучению как растения пьют воду, используя изменение цвета воды.
Гипотеза. Предположу, что растения обладают «волшебными» свойствами, которые помогают им жить даже тогда, когда их срезают и они лишаются корней.
1.2.Актуальность: использование флористами свойства изменять окраску при составлении букетов цветов с необычной окраской.
1.3.Методы исследования: Чтение книг, поиск в интернете. Эксперимент. Наблюдение.
II. Основная часть.
2.1. В энциклопедии «Хочу всё знать» я прочитал, что вода поступает в растение из почвы через корневые волоски с помощью трубочек – сосудов, идущих вдоль стебля. По ним вода поднимается от корней к листьям. Это происходит потому, что листья растений испаряют влагу и в их клетках возрастает сосущая сила. Она - то и обеспечивает непрерывный ток воды от корней к листьям.
А из Большой детской Энциклопедии про растения я узнал, что по научному такое «умение» растений называется капиллярный эффект. Жидкость способна подниматься вверх по тончайшим трубочкам. Это происходит потому, что давление воздуха на жидкость внутри стебля ниже, и вода поднимается по этим маленьким сосудам. (приложение 2)
Огромные деревья и небольшие травянистые растения живут, благодаря этой способности. И срезанные растения тоже некоторые время живут в вазе с водой. Чтобы убедиться в умении растений пить воду я провёл несколько опытов.
III. Практическая часть. Моё исследование. Используя свойство растений пить воду даже после того, как их срезали, я решил провести опыт по окрашиванию растений в необычный цвет.
3.1. Опыт 1. 1).Я наполнил стаканы водой, добавил в каждый из их пищевой краситель и поместил в стаканы цветы хризантемы белого цвета. Длина стебля у цветка в первом стакане 8см, а у цветка во втором стакане другого 1см. ( приложение 3) 2). Через день окрашенная вода поднялась по стебелькам вверх и окрасила края хризантемы с коротким стебельком. ( приложение 4) А ещё через день окрасилась в голубой цвет хризантема с длинным стебельком. ( приложение 5). В конце эксперимента я обследовал все части цветка: стебель, листья, лепестки.
Вывод: 1.Чем короче стебелёк –короче путь воды и окраска произошла быстрее. 2.Флористы действительно пользуются капиллярным эффектом, чтобы создавать цветы необычной окраски. 3.2. Опыт 2. 1). В стаканы с водой, окрашенной пищевыми красителями разных цветов, я поместил листья пекинской капусты. (приложение 6)
2).Окрашенная вода стала подниматься по листьям и через 2 часа листочки стали постепенно окрашиваться .
Через день белые листья капусты стали разноцветными! (приложение 7)
Капиллярный эффект работает!
3.3. Опыт 3.
Я захотел выяснить, можно ли окрасить лист в разные цвета? Я разрезал низ листа на две части и каждую половинку поместил в стаканы с водой голубого и оранжевого цвета. (приложение 8) На следующий день я получил великолепный результат! (приложение 9) Половина листа стала голубой, а вторая половина – оранжевой!
IV. Заключение
В результате проведённых экспериментов я пришёл выводу, что окрашенная вода, благодаря капиллярному эффекту поднимается вверх по стеблю по трубочкам-сосудам.
Я узнал, что капиллярный эффект заключается в том, что жидкость способна подниматься вверх по тончайшим трубочкам. Стебли большинства растений имеют капилляры, по которым вода поднимается от корней вверх к листьям. Значит, пьют воду растения одинаково.
Моя гипотеза подтвердилась. Растения действительно обладают уникальным свойством пить воду, даже после того, как их срезали.
Главный вывод
Я понял, что повреждение сосудов может погубить растение. Оно не сможет получать воду и питательные вещества. Именно поэтому нельзя портить кору, обрывать ветки и листья деревьев! Берегите растения, не ломайте ветки, особенно весной, когда под корой начинается сильное сокодвижение от корней к веткам и почкам.
V. Список использованных источников и литературы.
1.Большая детская Энциклопедия. Растения, М.; 2009г. 2.Глен Веччионе «Сделай сам! Сто самых интересных самостоятельных научных проектов» - М.; 2010г. 3. Детская энциклопедия «Хочу всё знать», М.; 2010г. 4. У.Мойе Стивен «Занимательная химия» 5.Ф. Ола и др. «Занимательные опыты и эксперименты- М.,2010.
VI. Приложение___________________________________
Главный вывод
Я понял, что повреждение сосудов может погубить растение. Оно не сможет получать воду и питательные вещества. Именно поэтому нельзя портить кору деревьев, так как сосуды находятся близко к ней. Берегите растения, не ломайте ветки, особенно весной, когда под корой начинается сильное сокодвижение от корней к веткам и почкам.