Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Роль преподавателя профессионального модуля в творческой деятельности обучающихся

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Роль преподавателя профессионального модуля в творческой деятельности обучающихся

Крестьянова Татьяна Юрьевна

преподаватель профессионального модуля

ГБОУ ПОО

«Магнитогорский технологический колледж им. В.П. Омельченко»

В современных условиях подготовка квалифицированного специалиста не может рассматриваться как однократный процесс. Необходимо, чтобы эта подготовка непрерывно дополнялась и совершенствовалась, в том числе и через обновление содержания научно- технического творчества.

Творчество – это деятельность, порождающая нечто новое на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций, знаний, умений и продуктов.

Научно - техническое творчество специалиста общественного питания – это не только вид деятельности, направленный на ознакомление обучающихся с работой и безопасной эксплуатации технологического оборудования, производственного инвентаря, инструментов, но и один из эффективных способов трудового воспитания, умения комбинировать, применять различные методы обработки, подготовки экзотических и редких видов сырья по приготовлению пищи.

Практика показывает, что научно-техническое творчество носит субъективный характер. Сегодня требуются профессиональные и научные знания в области технологии по приготовлению пищи, позволяющей свести к минимуму потери пищевых веществ, в процессе приготовления, применение физиологических норм питания с учетом пола, возраста, профессии и состояния здоровья человека. Всего этого можно достичь при производстве продукции на предприятиях общественного питания с привлечением соответствующих высококвалифицированных специалистов.

Однако рестораторы выражают неудовлетворенность качеством подготовки современных технологов, отмечая недостаточный уровень сформированности профессиональных компетенций, что не позволяет выпускникам СПО приступить к выполнению комплексной технологической деятельности без длительного периода адаптации.

Это означает необходимость формирования у будущих технологов набора компетенций, позволяющих ставить и решать новые задачи, предлагать инновационные формы обучения.Однако, педагогическая польза творческого труда несомненна, так как в результате у обучающихся формируется способность анализировать проблемные ситуации, предвидеть их последствия, умение интегрировать и синтезировать полученную информацию, развивается дивергентное мышление (гибкость, беглость, оригинальность), воображение; появляется ощущение удовлетворенности от результатов учебной деятельности.

Развитие научно-технического мышления обучающихся начинается на теоретических уроках по общепрофессиональным дисциплинам, где преподаватель ставит определенные творческие задачи, которые на уроках учебной практики заканчиваются воплощением творческого образа-идеи в материальную, предметную форму, в зависимости от уровня сложности. Непременным условием для нормального процесса обучения специальности является полное и своевременное обеспечение их рабочих мест оборудованием, инвентарем и инструментами. Развитие творческих способностей позволяет выпускникам стать конкурентоспособными, быстро адаптироваться к меняющимся экономическим условиям.

На учебной практике должно присутствовать взаимное творчество преподавателя профессионального модуля и обучающихся, это, прежде всего, способствует возникновению между ними доверия, заинтересованности обучающегося и его веры в успех. Как отмечал великий русский педагог А.С. Макаренко: «Поведение воспитателей имеет решающее значение – то, что делают воспитатели, часто гораздо больше влияет на личность ребенка, чем то, что они ему говорят».

В отличие от кружковых занятий, посещаемых лишь частью обучающихся, учебная практика обеспечивает охват творческих способностей у всех обучающихся. Поэтому не трудно заметить существенную роль и значение преподавателя профессионального модуля в формировании творческих качеств личности у его воспитанников. Результативность формирования творческих качеств у воспитанников в учебной группе во многом зависит от умения преподавателя профессионального модуля с первых занятий использовать различные методы привлечения обучающихся к научно-техническому творчеству, правильного учета их возрастных особенностей, уровня знаний, практических умений, а также жизненного опыта.

Большое значение в творческой деятельности имеет непрерывность творческого процесса. Непрерывная, систематическая творческая деятельность обучающихся приведёт к воспитанию устойчивого интереса к творческому труду, следовательно, и к развитию творческого потенциала.

Главным условием решения данной задачи является реализация педагогом собственного творческого потенциала, проявление творческой активности, т. е. демонстрация образца (по Макаренко). Развитие творческих качеств обучающихся тесно связано с ростом и развитием творческих возможностей самого преподавателя профессионального модуля. Важным условием развития творческих способностей является содержание программного материала, демонстрирующего различные аспекты человеческой индивидуальности. В образовательный процесс включены диалогические, дискуссионные формы работы, содействующие раскрытию индивидуальности, формированию профессиональных навыков личности.

Групповые формы работы на уроке учебной практики способствуют развитию у обучающихся критического мышления, развивают самостоятельность и ответственность, способность к сотрудничеству. В ходе такой деятельности максимально используются обсуждение результатов, взаимные консультации при выполнении сложных видов работ и все это сопровождается интенсивной самостоятельной работой.

Такая организация предполагает, что все члены группы активно участвуют в работе, слабые не прячутся за спины более сильных, а сильные не подавляют инициативу и самостоятельность более слабых обучающихся. Правильно организованная групповая работа представляет собой вид коллективной деятельности, успешно она может протекать при четком распределении работы между всеми членами группы, взаимной проверке результатов работы каждого, постоянной поддержке преподавателя профессионального модуля, его оперативной помощи.

Главными признаками групповой работы обучающихся на уроке являются:

— группа на данном уроке делится на подгруппы для решения конкретных практических задач;

— каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или преподавателя профессионального модуля;

— задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

— состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы.

В ходе работы членам группы разрешается совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.

Групповая форма организации работы обучающихся способствует формированию умений действовать согласованно и слаженно, испытывая чувство коллективной ответственности за результаты совместной деятельности. Групповая форма организации работы, кроме того, делает явными усилия и способности каждого, что является естественным стимулом здорового творческого соревнования.

Творчество обучающегося начинается там, где он стремится внести в процесс работы что-то свое, направленное на повышение качества, производительности труда, облегчения в работе, применения оригинального способа. Все это обучающиеся демонстрируют в групповой работе.

Успешное и устойчивое развитие личности происходит в процессе её самореализации. Профессиональное становление личности невозможно без творческого подхода. Квалифицированный специалист сегодня – это конкурентоспособный специалист. Конкурентоспособность специалиста это:

компетентность и профессиональная мобильность;

целеустремленность и уверенность в своих силах;

предприимчивость и деловитость;

эмоциональная устойчивость и коммуникабельность.

Большое значение в творческой деятельности имеет непрерывность творческого процесса. Непрерывная, систематическая творческая деятельность обучающихся приведёт к воспитанию устойчивого интереса к творческому труду, следовательно, и к развитию творческого потенциала.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 23.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области