Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Методическая разработка Программа по внеурочной деятельности "Юный филолог"

Цель курса - развить интерес к русскому языку как к учебному предмeту - привить любовь к великому русскому языку - повысить общую языковую культуру. Задачи - расширить, углубить и дополнить языковые знания, умения и навыки, получаемые учащимися на уроках русского языка - научить учащихся самостоятельно работать с книгами, справочной литературой, словарями, подбирать материал на нужную тему - сформировать творческую активность учащихсявыступать перед аудиторией, организовывать вечера, конкурсы, изготовлять наглядные пособия - спобствовать развитию творческих способностей обучающихся - выявлять одаренных в лингвистическом отношении учащихся. Концепция, заложенная в содержание внеурочной деятельности по русскому языку включает два направления 1 вопросы, связанные с программным материалом, направленные на углубление знаний учащихся по русскому языку 2 вопросы, не связанные с учебным материалом, предусмотренные программой, способствующие расширению общего кругозора учащихся. Данная программа внеурочной деятельности дает возможность проводить специальную работу с детьми, мотивированными на изучение русского языка, с высоким уровнем интеллекта с целью стимулирования развития таких обучающихся, реализации их интеллектуальных и творческих способностей.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное общеобразовательное учреждение Среднетимерсянская

средняя школа имени Героя Советского Союза Е.Т.Воробьёва

муниципального образования

«Цильнинский район» Ульяновской области

Рассмотрено Согласовано Утверждаю

на заседании педсовета Заместитель директора по ВР директор школы

Протокол № 1 ________Благороднова С.А. ________ Л.С.Авасева

«30» августа 2018 г. «30» августа 2018 г. Приказ № 178

от « 31» августа 2018г.

Рабочая программа

 По курсу внеурочной деятельности «Русское слово» (общеинтеллектуальное направление)

Класс 5

Учитель Мыгыш Н.Г

Количество часов по учебному плану всего:___35___, в неделю__1__

Планирование составлено на основе программы: Рабочие программы внеурочной деятельности «Час чтения», «Эрудит», «Мультиград»: для учителей русского языка и литературы/Н.И. Шопинская; под общ.ред. Л.Н Курошиной, З.В. Глебовой. – Ульяновск: Центр ОСИ, 2016.

Срок реализации: 2018-2019 учебный год

Аннотация к программе внеурочной деятельности «Русское слово»

Учитель Мыгыш Н.Г.

Программа внеурочной деятельности «Русское слово» составлена на основе:

Закон «Об образовании в РФ» №273 от 29 декабря 2012 года;

СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОУ» (Постановление главного санитарного врача РФ №189 от 29.12.2010); раздел 10.;

Приказ Минобрнауки РФ от 4.10.10. №968 «Об утверждении федеральных требований к ОУ в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений»;

Федеральный государственный стандарт основного общего образования (Приказ Примерная основная образовательная программа ОУ. Основная школа. М. Просвещение. 2011г.

Методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы среднего общего образования (Письмо Департамента общего образования Министерства образования России от 12.05.2011 г. №03-296).

Рабочая программа по курсу «Русское слово» предназначена для общеобразовательного учреждения МОУ Среднетимерсянская средняя школа». Данная программа является программой дополнительного образования, предназначенной для внеурочной формы дополнительных занятий по нравственному воспитанию общеобразовательного учреждения.Рабочая программа составлена на основе сборника авторской программы Н.И. Шопинской. Рабочие программы внеурочной деятельности «Час чтения», «Эрудит», «Мультиград»: для учителей русского языка и литературы/Н.И. Шопинская; под общ.ред. Л.Н Курошиной, З.В. Глебовой. – Ульяновск: Центр ОСИ, 2016.

Программы разработаны в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования. Курс рабочей программы рассчитан на 35 часов (1 час в неделю) .

Цель курса:

- развить интерес к русскому языку как к учебному предмeту;

- привить любовь к великому русскому языку;

- повысить общую языковую культуру.

Задачи:

- расширить, углубить и дополнить языковые знания, умения и навыки, получаемые учащимися на уроках русского языка;

- научить учащихся самостоятельно работать с книгами, справочной литературой, словарями, подбирать материал на нужную тему;

- сформировать творческую активность учащихся(выступать перед аудиторией, организовывать вечера, конкурсы, изготовлять наглядные пособия);

- спобствовать развитию творческих способностей обучающихся;

- выявлять одаренных в лингвистическом отношении учащихся.

Концепция, заложенная в содержание внеурочной деятельности по русскому языку

включает два направления:

1) вопросы, связанные с программным материалом, направленные на углубление знаний учащихся по русскому языку;

2) вопросы, не связанные с учебным материалом, предусмотренные программой, способствующие расширению общего кругозора учащихся.

Данная программа внеурочной деятельности дает возможность проводить специальную работу с детьми, мотивированными на изучение русского языка, с высоким уровнем интеллекта с целью стимулирования развития таких обучающихся, реализации их интеллектуальных и творческих способностей.

1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Русское слово»

Личностные результаты:

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)

2.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм и видов деятельности.

Мир полон звуков

Звуки речи, их отличие от других звуков, которые мы слышим.

Для чего служит человеческая речь?

Как устроен речевой аппарат.

Звуки и слова.

Связаны ли между собой звуки и смысл?

Такие разные гласные и согласные.

Особенности артикуляции гласных и согласных звуков.

Звукопись как приём художественной речи.

Правильное ударение и произношение слов.

Практическая и игровая деятельность (форма организации обучения):

разгадывание анаграмм, шарад, кроссвордов;

игры: «Диктор» (произнесение скороговорок), «Наборщик», «Превращение слов», «Волшебный квадрат», «Слоговой аукцион»;

проект «Как я говорил, когда был маленьким»;

мини-исследование «Сколько может быть в слове согласных букв подряд?»

Универсальные учебные действия:

участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его;

анализировать информацию, представленную на рисунке;

сравнивать произношение гласных и согласных звуков;

наблюдать за функцией и ударением в слове;

контролировать правильность постановки ударения в словах;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре и малых группах);

находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание.

Азбука, прошедшая сквозь века

Солунские братья.

Как появились буквы современного русского алфавита.

Кириллица, название букв древней азбуки.

Сравнение кириллицы и современного алфавита.

Использование букв алфавита для обозначения чисел.

Особенности древнерусского письма (оформление красной строки и заставок, слов и предложений).

Как появилась буква «Ё».

Особенности использования букв.

Строчные и прописные буквы.

Практическая и игровая деятельность:

чтение слов и отрывков текстов, написанных кириллицей, а также чтение и запись чисел с помощью букв кириллицы;

экскурсия в краеведческий музей (знакомство с древними памятниками письменности);

конкурс «Самая красивая буква» (варианты оформления букв для красной строки);

рисование: «Весёлая буква Ё».

Универсальные учебные действия

сравнивать названия, графический облик и количество букв кириллицы и современного русского алфавита, делать вывод о сходстве и различии двух алфавитов;

интерпретировать информацию, представленную в таблице, использовать эту информацию в практической деятельности;

наблюдать использование строчных и прописных букв, на основании этого строить логические рассуждения о том, почему некоторые буквы не имеют прописных вариантов.

Всему название дано

Какие слова появились первыми.

Звукоподражательные слова у разных народов.

Лексическое богатство языка.

Как выбирают имя человеку?

Как улицы получают свои названия?

Какие русские имена встречаются на карте мира?

О чём может рассказать слово «борщ»?

Знакомство с толковым и орфографическим словарями русского языка. «Толковый словарь великорусского языка» В.И. Даля.

Практическая и игровая деятельность:

игры: «Найди слово», «Отгадай по признакам»;

мини-сочинение «Я – сын, ученик, спортсмен…»;

проекты: «Моё имя», «Старинные имена в моей семье», «Моё любимое блюдо и его название»;

конкурс «Придумываем название для новых конфет».

Универсальные учебные действия:

формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;

составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств;

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания;

воспринимать на слух и понимать информационный текст;

сравнивать толкование слова в различных словарях;

самостоятельно или при помощи учителя планировать свои действия по выполнению учебного проекта;

оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания.

Как делают слова

История происхождения слов.

Поиск информации о происхождении слов.

Слова производные и непроизводные.

Словообразовательные связи слов.

Корень – главная часть слова.

Группы однокоренных слов.

Механизм образования слов с помощью суффикса.

Группы суффиксов по значению.

Механизм образования слов с помощью приставки.

Группы приставок по значению.

Решение лингвистических задачек и головоломок с использованием «моделей» частей слова.

Практическая и игровая деятельность:

игры «Что раньше, что потом», «Словообразовательное лото», «Словообразовательное домино», «Найди пару», «Четвёртый лишний», «Весёлые превращения», «Найди родственное слово»;

лингвистический эксперимент «Свойства корня»;

конструирование слов по словообразовательным моделям;

проект «Как конфеты получают свои названия».

Универсальные учебные действия:

моделировать на основе полученной информации собственные высказывания о происхождении выбранного слова;

самостоятельно находить необходимую информацию о происхождении слов в справочниках и словарях;

наблюдать образование слов в русском языке;

анализировать пары слов, связанные словообразовательными связями. Устанавливать словообразовательные связи данных слов;

анализировать значение и строение слова и на основании анализа делать вывод о том, являются ли слова родственными;

наблюдать значения приставок и суффиксов, объяснять значение (происхождение) слова;

группировать слова по заданным основаниям (по строению, по значению, по способу словообразования);

взаимодействовать и договариваться в процессе игры;

находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание.

Секреты правильной речи

Слово и его значение. Уточнение значения слова по словарю.

Сочетание слов по смыслу.

Ограничения сочетаемости с ограниченной сочетаемостью.

Нарушение сочетаемости слов.

Точное употребление в речи слов, близких по звучанию и значению.

Исправление ошибок в словоупотреблении.

Многозначные слова.

«Очеловечивание» мира (употребление слов в прямом и переносном значении).

Как возникают синонимы. Чем похожи и чем различаются слова-синонимы.

Стилистическая окраска слов.

Антонимы. Какие слова становятся антонимами. Антонимические пары.

Омонимы и их многообразие. Использование омонимов в речи.

Слова исконно русские и заимствованные.

История возникновения фразеологизмов. Использование устаревших слов в составе фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи.

Значение фразеологизмов. Фразеологизмы-антонимы, фразеологизмы-синонимы.

Практическая и игровая деятельность:

игры «Табу», «Не повторяться», «Объясни слово, не называя его», «Закончи пословицы»;

решение кроссвордов;

составление мини-словариков: «Собираю синонимы», «Собираю антонимы», «Собираю фразеологизмы»;

составление шуточных рассказов и стихов.

Универсальные учебные действия:

наблюдать слова, сходные по значению, уточнять значение слова по толковому словарю;

выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативной задачи;

различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении. Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

оценивать уместность использования слов в тексте;

наблюдать слова, сходные по звучанию, анализировать результаты их использования в юмористических текстах;

соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника;

самостоятельно находить при сомнении в правильности словоупотребления необходимую информацию в словарях и справочниках или обращаться за помощью к учителю.

3.Тематическое планирование

п/п

Тема

Форма проведения (теория, практическая деятельность, игровая деятельность

Кол-во часов

Мир полон звуков (6 ч)

1.

Звуки вокруг нас

Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Составление транскрипций. Шарады, кроссворды.

1

2.

Фабрика речи

Знакомство с нормами литературного произношения. Знакомство с

понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы. Игра «Наборщик», «Диктор», «Слоговой аукцион»

1

3.

Бессмыслица + бессмыслица = смысл

Связаны ли между собой звуки и смысл?

Проект «Как я говорил , когда был маленьким»

1

4.

Полоса препятствий

Знакомство с терминами «аллитерация», «ассонанс». Развитие фонематического слуха. Особенности артикуляции гласных и согласных звуков. Мини – исследование «Сколько может быть в слове согласных букв подряд?»

1

5.

Рисуем звуками

Звукопись как приём художественной речи.

Игра «Превращение слов»

1

6.

Трудности словесного ударения

Правильное ударение и произношение слов.

1

Азбука, прошедшая сквозь

века (5 ч)

7.

Буквы старые и новые

Солунские братья. Как появились буквы современного русского алфавита. Чтение слов и отрывков текстов, написанных кириллицей

1

8.

Так считали наши предки

Сравнение кириллицы и современного алфавита. Чтение и запись чисел с помощью букв кириллицы

1

9.

Страницы древних книг

Особенности древнерусского письма. Конкурс «Самая красивая буква» (варианты оформления букв для красной строки)

1

10.

Живая и весёлая буква алфавита

Лекция. Как появилась буква «ё». Рисование : «Весёлая буква Ё»

1

11.

Загадки русской графики

Особенности использования букв. Строчные и прописные буквы.

1

Всему название дано (5 ч)

12.

Рождение языка

Какие слова появились первыми. Звукоподражательные слова. Игра «Вот построили мы круг…»

1

13.

Сколько слов в языке?

Лексическое богатство языка. Игра «Найди слово». Мини – сочинение «Я – сын, ученик, спортсмен…»

1

14.

Имена, имена, имена…

Как выбирают имя человеку. Проекты: «Моё имя», «Старинные имена в моей семье»

1

15.

Увлекательные истории о самых простых вещах

Как улицы получают свои названия? Проект «Моё любимое блюдо и его название»

1

16.

Словари – сокровищница языка

Знакомство со словарями. Конкурс «Придумываем название для новых конфет»

1

Как делают слова (7 ч)

17.

«Дальние родственники»

История происхождения слов. Игра «Найди родственное слово»

1

18.

Слова «готовые» и «сделанные»

Слова производные и непроизводные. Игры: «Словообразовательное лото», «Что раньше, что потом».

1

19.

Есть ли «родители» у слов?

Словообразовательные связи слов. Игры: «Словообразовательное лото» , «Словообразовательное домино»

1

21.

Такие разные суффиксы

Механизм образования слов с помощью суффикса. Группы суффиксов по значению. Игра «Весёлые превращения»

1

22.

.

Когда нужно «приставить», «отставить» и

«переставить»?

Когда нужно «приставить», «отставить» и

«переставить»?

Механизм образования слов с помощью приставки. Группы приставок по значению. Конструирование слов по словообразовательным моделям. Игра «Весёлые превращения»

Механизм образования слов с помощью приставки. Группы приставок по значению. Конструирование слов по словообразовательным моделям. Игра «Весёлые превращения»

1

1

23.

Что нам стоит слово построить

Решение лингвистических задачек и головоломок с использованием «моделей» частей слова. Проект «Как конфеты получают свои названия»

1

Секреты правильной речи (11 ч)

24.

Словарное богатство русского языка

Слово и его значение. Уточнение значения слова по словарю. Сочетание слов по смыслу. Игра «Табу»

1

25.

Вместе и врозь, или Почему нельзя сказать

«молодой старик»

Нарушение сочетаемости слов. Игра «Табу»

1

26.

Выбираем точное слово

Точное употребление в речи слов, близких по звучанию и значению. Игра «Закончи пословицы»

1

27.

Одно или много?

Многозначные слова. Решение кроссвордов.

1

28.

Когда у слов много общего?

Как возникают синонимы. Составление мини – словариков: «Собираю синонимы»

1

29.

Когда у слов много общего?

Чем похожи и чем различаются слова – синонимы. Составление мини – словариков: «Собираю синонимы». Игра «Не повторяйся»

1

30.

Когда значения спорят?

Антонимы. Антонимические пары. Составление мини – словариков: «Собираю антонимы»

1

31.

Слова одинаковые, но разные

Омонимы и их многообразие. Игра «Объясни слово, не называя его»

1

32.

«Местные жители» и «иностранцы»

Слова исконно русские и заимствованные. Игра «Закончи пословицы»

1

33.

Когда рождаются фразеологизмы?

История возникновения фразеологизмов. Составление мини – словариков: «Собираю фразеологизмы»

1

34.

Выбор фразеологизма в речи

Значение фразеологизмов. Составление шуточных рассказов и стихов.

1

35.

Резервный урок

1

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 24.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области