Конспект музыкального занятия для подготовительной к школе группы
Тема: «Молчание»
Составитель: Музыкальный руководитель
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №34
«Красная шапочка» г. Междуреченск
Ткачик Елена Валентиновна
Цель: воспитание эстетических чувств детей, чувства сопричастности к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости.
Задачи:
1. Развивать у детей эмоционально-образное восприятие музыки.
2. Развивать воображение, фантазию, мышление и способность к образной музыкально-пластической импровизации.
3. Развивать артикуляционный аппарат дошкольников.
4. Дать детям понятие о молчании.
Ход занятия:
Дети входят в зал под музыку «Волшебство природы».
М.Р.: - Дети, мы попали в музыкальную страну. В этой стране все поют: и лес, и горы, и цветы. Музыка звучит везде: в каплях дождя. В шелесте листьев, в дуновении ветра (музыка замолкает). Но послушайте: почему всё смолкло, отчего такая тишина? ( Входит Фея музыки).
Ребята, это Фея Музыки. Давайте с ней поздороваемся. Здравствуй, Фея! (Фея молча садится).
Она молчит, значит, что-то случилось. Давайте послушаем музыку, она нам расскажет, что случилось (дети слушают «Море» из оперы «Садко» Н.А. Римского-Корсакова).
Какие чувства, какое настроение вызвала у Вас эта музыка?
Дети: - музыка тревожная, взволнованная, мрачная.
М.Р (дополняет): слышатся интонации надвигающейся опасности.
Я думаю, нашу Фею Музыки заколдовал злой волшебник. Он превратил её в Фею Молчания. А когда мы молчим? (ответы детей): когда слушаем музыку, думаем, грустим, спим, едим, вспоминаем что-нибудь, рассматриваем картины и т.д.
Звучит музыка «Вступление» из оперы «Садко» Н.А.Римского-Корсакова.
М.Р.: Молча, тихо рядом сядем –
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде:
Разноцветном, расписном.
Послушаем музыку вокруг…
Она во всём, в самой природе,
И для бесчисленных мелодий
Она сама рождает звук.
Дети, мы должны расколдовать Фею, выполнить все её музыкальные желания, чтобы она стала снова Волшебной Феей музыки. (звучит музыка «Утро» Э.Грига). Фея и дети выполняют музыкально-пластическую импровизацию «Пробуждающийся лес».
Музыкально-пластическая импровизация
«Пробуждающийся лес»
- подул тихий ветерок
- сильный холодный ветер
- листья полетели с деревьев
- пошёл мелкий дождик
- выглянуло солнышко
Фея и дети выполняют пластический этюд «Солнечный зайчик».
Пластический этюд «Солнечный зайчик»
М.Р.: Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза, закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями на лбу, на носу, на щёчках, на подбородке. Поглаживай аккуратно, чтобы не вспугнуть зайчика. Гладим голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за воротник – погладь его и там. Он не озорник, он любит и ласкает тебя, а ты подружись с ним.
Ребята, Фея хочет, чтобы мы спели. А какую песню мы ей споём? (Фея проговаривает первый куплет песни беззвучно, одними губами. Дети определяют название песни «В доме моём тишина»,)
Песня «В доме моём тишина»
Дети молча слушают мелодию песни «Осенний вальс» Блошкиной и узнают название песни.
Песня «Осенний вальс» Блошкиной
Поют песню по фразам: I фраза вслух, II фраза молча (про себя).
Фея Молчания показывает детям карточки с изображением моделей человечков. Дети молча смотрят на карточки танца «Весёлые зонтики» и танцуют.
Танец «Весёлые зонтики»
Игра «Мы не скажем, а покажем»
Фея имитирует игру на различных музыкальных инструментах, дети повторяют и говорят названия инструментов.
Вдруг звучит музыка «Волшебство природы». Фея Молчания кружится в танце, превращается в Фею Музыки и говорит слова: - Ах, как долго я молчала, но сейчас я ожила!
Без музыки, без песенки
Нельзя на свете жить,
Давайте будем с музыкой
И с песнею дружить!
Спасибо вам, ребята, что вы меня расколдовали. Оказывается, как важно уметь молчать: молча слушать, думать. Ведь молчание, оно многогранно, недаром говорят: молчание – золото.