Тема: Дифференциация звуков т-д.
Цель: Повторить и закрепить отличительные особенности звуков.
Умение выделять их в речи и на письме.
1.Орг. момент.
2.Повторение артикуляционной гимнастики.
3.Сегодня на занятии мы остановимся на двух звуках. А на каких звуках вы узнаете из моего рассказа.
Тима и Дима были в саду у Димы была дудочка, а у Тимы труба. Они влезли на забор и стали играть, ту-ту-ту – трубил Тима, ду-ду-ду - играл Дима. Как играл Дима? Какой первый звук? Как трубил Тима? Какой первый звук?
Сегодня мы будем работать над звуками т-д.
Учиться различать в речи и на письме.
4.Хоровое и индивидуальное проговаривание. Игра на внимание. Если я показываю красный сигнал все звонко произносят звук д, если синий – т.
5.Уточнение артикуляции по профилю.
Внимательно посмотрите на профиль артикуляции. Вспомним, в каком положении у вас губы, зубы, язык. Есть между ними сходство при произношении?
Кончик языка поднят к верхним зубам, при этом образуется смычка более плотная при звуке д. Боковые края языка подняты к верхним зубам. Мягкое небо поднято. Выдыхаемая струя воздуха идет через рот.
В чем различие: голосовые складки сомкнуты, происходит вибрация при звуке д.
А при звуке т не происходит вибрации.
Проверим. Связь звука и буквы. Запишем в тетради буквы т-д. Вспомним элементы, различие в написании, произношении звуков.
Тренировка на различение звуков т-д.
Поднять синий сигнал на звук – д, красный на звук - т
Например: топор, дорога, катушка, картон, дверь, ветка, одуванчик, торт, диван.
Характеристика звуков в сравнении: отработка звуков т-д в слогах. Игра в мяч, добавь слог со звуками т-д и закончи слово.
Ребя/та, кроко/дил, заво/ды, лопа/та, боро/да, гуся/та.
Звуки т-д в словах: работа с парными картинками.
Душ – тушь.
Расскажите значение каждого слова.
Чем отличаются при произношении эти слова? Один звук меняет значение слова? Составьте предложение с этими словами:
дом-том, дочка-точка, дачка-тачка, уточка - удочка, катушка - кадушка, дрова-трава.
Вставить пропущенные буквы д-т: ?/оля, с?/ул, пру?/ы, ?/оска, с7/ол.
Итог занятия:
над какими звуками мы работали?
Повторить отличительные особенности звуков?
Скороговорка.