Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Организация и содержание обследования предпосылок связной речи у детей младшего дошкольного возраста с ОНР I уровня

Целью исследования является формирование предпосылок связной речи у детей младшего дошкольного возраста с ОНР I уровня. стоит выделить ряд задач 1. Проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме исследования с целью изучения теоретической и методологической базы. 2. Выявить особенности развития предпосылок связной речи детей младшего дошкольного возраста с ОНР I уровня.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Черепянко Д.В.

Организация и содержание обследования предпосылок связной речи у детей младшего дошкольного возраста с ОНР I уровня

Гипотеза – у детей младшего дошкольного возраста с ОНР I уровня не сформированы предпосылки связной речи, что обусловлено ограниченностью речевых средств и низкой речевой активностью, и использование сказкотерапии может повысить эффективность формирования предпосылок связной речи у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи первого уровня.

Для подтверждения гипотезы Черепянко Д.В. провела констатирующую диагностику детей с ОНР I уровня.

В экспериментальную выборку вошла одна группа испытуемых – 10 человек.

Группа состоит из детей со следующими характеристиками:

− Дети младшего дошкольного возраста (3 лет);

– Общее недоразвитие речи I уровня (по данным ПМПК).

Исследование проводилось на базе МАОУ СОШ № 15 ДО №2 города Челябинска.

Констатирующий эксперимент проводился в октябре 2017 года.

Черепянко Д.В. установила эмоциональный контакт и взаимопонимание между исследователем и ребенком. Для налаживания такого контакта проводили обследование в знакомой ребенку обстановке.

Исследование проводилось в группе, в несколько этапов, где для этих целей было приготовлено рабочее место для ребенка с заранее подготовленными материалами.

Условия обследования:

У детей младшего дошкольного возраста, с 3 лет ведущей является игровая деятельность. В процессе становления предметных действий и предметной деятельности происходит развитие моторики, восприятия, мышления и речи. При выборе методов и приемов логопедического обследования, Черепянко Д.В. учитывала возрастные закономерности развития детей, а также основной способ освоения детьми общественного опыта – подражание действиям взрослого. Это тогда, когда ребенок уже способен к сотрудничеству со взрослыми.

Предъявление материала было организовано так, чтобы каждый испытуемый мог реагировать на том уровне и такими средствами, которые ему доступны. Формы общения между исследователем и ребенком предполагали учет минимальной реакции последнего (улыбка, жест, фиксация взгляда на предмете и т.д.).

На момент начала эксперимента речевое развитие детей экспериментальной группы соответствовало первому уровню речевого развития (по Р.Е. Левиной). Состояние тонального слуха и зрения детей было в норме.

Методика исследования:

За основу была взята методика Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой и Т.Б. Филичевой. Для изучения эмоций и эмоциональных состояний дошкольников Черепянко Д.В. использовала рисуночный тест Бака «Дом. Дерево. Человек» и методика П. Наполли «Пальцем окрашивания».

Для исследования был использован наглядный материал (картинки, игрушки, предметы).

Методика исследования состоит из 5 этапов:

1.Изучение импрессивной речи (понимание речи);

2.Изучение неречевой функции ребенка (определение особенностей сенсомоторного развития ребенка, его способности к целенаправленной деятельности, развития свойств внимания, а так же определение понимания ребенком обращенной к нему речи и самостоятельное говорение, на сколько это возможно);

3.Изучение невербальных компонентов коммуникации, которые могут на определенном этапе обучения стать для ребенка основными средствами передачи информации.

4. Изучение эмоционально-волевой сферы.

На первом этапе обследования ребенку предлагаются следующие задания

Задание 1. Понимание названий предметов и действий.

«Покажи куклу», «Возьми мяч», «Покатай машинку», «Покажи шкаф, яблоко, чашку, мяч…».

Задание 2. Понимание обобщающих слов.

Перед ребенком разложены предметы по классам: овощи, фрукты, посуда, игрушки.

Ребенку предлагается отыскать те или иные предметы: «Покажи посуду…», «Покажи игрушки», «Покажи овощи».

Задание 3. Знание частей тела человека и животных.

Просим ребенка показать свою руку, ногу, голову и др. части тела. После чего предлагаю ему определить части туловища животных (игрушки), например, «Где хвост у лисы?», «Где лапа у медведя?».

Задание 4. Соотнесение предметов с их функциональным назначением.

Перед ребенком раскладываются знакомые ему предметы, например: ложка, мяч, зубная щетка и т.д. Задают вопросы «Чем ты ешь?», «Чем ты чистишь зубы?», «Во что ты играешь?».

Задание 5. Понимание значений глаголов.

Перед ребенком располагаются сюжетные картинки, на которых изображен мальчик, совершающий различные действия. Предоставляется ребенку возможность внимательно рассмотреть картинки, после чего задают ему вопросы «Где мальчик бежит?», «Где мальчик пьет?» и т.д.

Задание 6. Понимание названий признаков предметов.

Ребенку предлагается сравнить между собой предметы, расположенные в комнате. Вопросы «Где большой/маленький мяч?», «Покажи красный/синий/зеленый кубик», «Где длинная/короткая лента?» и т.д.

Задание 7. Понимание форм единственного и множественного числа имен существительных.

Ребенку предлагается выполнить ряд поручений типа «Дай кубик/кубики», «Где кукла/куклы?» и т.д.

Задание 8. Понимание предлогов, отражающих пространственное расположение объектов.

Даются ребенку задания типа «Положи мяч в коробку, под стол, за стул, на стол» и т.д.

Задание 9. Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Предлагаю ребенку показать, где находится большой стол и маленький столик, коробка и коробочка, мяч и мячик, стул и стульчик и т.д.

Задание 10. Определение источника звука в пространстве.

Ребенок закрывает глаза. Логопед из разных пространственных точек подает свой голос, а также звуки музыкальных инструментов и игрушек: барабана, гармони, дудочки и др. Ребенок определяет источник звука и его место расположения.

На втором этапе обследования ребенку предлагаются следующие задания.

Задание 1. Ориентировка в пространстве комнаты и на плоскости листа бумаги

Предлагают ребенку показать пространственные направления: верх, низ, слева, справа. Для этого просят показать место расположения предметов в комнате. Например: «Где потолок?», «Где стол?», «Где окно?» и т.д.

Задание 2.Праксис позы.

Праксис- (от греч. «Движение») – адекватно координированное движение, сопровождающееся развернутым контролем, которое может нарушаться при поражениях головного мозга различной локализации.

Задание направлено на определение уровня развития вестибулярного аппарата и крупной моторики. Предлагаю ребенку повторять за мной различные действия: присесть, встать, расставить руки в стороны, топнуть, подпрыгнуть на двух и на одной ноге и т.д.

Задание 3.Праксис моторики.

Исследуется состояние общей, ручной и пальчиковой моторики.

Общая моторика: пройти по начерченной на полу линии; попрыгать попеременно на одной ноге и на другой.

Ручная моторика: сжать кулаки, разжать, похлопать в ладоши, сжать кулак правой руки и ударять им по ладони левой руки, затем наоборот.

Пальчиковая моторика: показать 2-й и 3-й пальцы сначала на правой, затем на левой руке, на обеих руках; 2-й и 5-й пальцы; завязать бантик. Отметить координацию движений рук, ног; чувство равновесия; объём движений; переключение движений; самостоятельность выполнения; сопутствующие движения.

Задание способствует определению уровня развития мелкой моторики пальцев рук, точности и скоординированности мелких движений.

С этой целью также просила ребенка повторить за мной различные действия руками, кистями рук и пальцами: «кулачок», «лодочка», «домик», «колечко» и др., а также их сочетания.

Задание 4. Оральный праксис.

Задание направлено на выявление качества выполнения движений органами артикуляции. Прошу ребенка повторить по подражанию нашим действиям следующие артикуляционные упражнения: вытянуть губы в трубочку, растянуть их в улыбку, высунуть язык изо рта и положить его на нижнюю губу, поднять кончик языка вверх, завести кончик языка вниз за зубы и т.д.

Задание 5. Конструктивный праксис.

Задание направлено на определение умения строить фигуры из счетных палочек и строительного материала, анализировать образец, синтезировать объекты по памяти. Предлагаю ребенку по образцу, а затем и по памяти создать различные фигуры: сначала из двух счетных палочек (кубиков), затем из трех, четырех и т.д.

Задание 6. Зрительно-пространственный анализ и синтез.

Предлагаю ребенку собрать разрезную картинку из двух и более частей, разрезанных по горизонтали, вертикали, диагонали. Количество частей и направления разреза зависят от возраста. Прошу соотнести геометрические фигуры с прорезями в игрушке.

На третьем этапе диагностики предлагаются следующие задания:

Задание 1. Изучение способности к подражанию.

Предлагаю ребенку копировать совершаемые действия и мимику. Это может быть махание руками, стук по столу, улыбка, нахмуривание бровей и т.д.

Задание 2. Изучение способности к использованию бытовых жестов.

Просим ребенка показать различные действия: пить, есть, мыть руки, спать, причесываться.

Задание 3. Изучение понимания ребенком невербальных сигналов.

Предлагаем ребенку определить, что мы показываем с помощью жестов. Речевое сопровождение действий отсутствует.

Задание 4. Изучение способности к имитированию действий.

Предлагаем ребенку показать, как «идет мишка», «летит птичка», «бежит собачка», «машет хвостиком лисичка», «умывается котик» и т.д.

Каждое задание оценивается в баллах.

Высокий уровень развития предпосылок связной речи (2 балла) – когда ребенок полностью выполнил задание.

Средний уровень развития предпосылок связной речи (1 балл) – когда ребенок частично выполнил задание.

Низкий уровень развития предпосылок связной речи (0 баллов) – когда задание вызвало у ребенка трудности, и ребенок не выполнил задание.

На четвертом этапе диагностики предлагаются следующие задания:

Задание 1. Ребенку предлагается нарисовать дом, дерево и человека (ДДЧ). Интерпретация представлена в Приложении 2.

Материал: карандаш или ручка, лист бумаги стандартного формата (А4).

Инструкция. Нарисуйте на листе картину, включающую 3 предмета – дом, дерево и человека.

Много информации даст также наблюдение за ребенком в процессе рисования – отмечаются его мимика, спонтанные высказывания, жесты либо необычные движения и т. п. Затем проводится качественно-количественный анализ полученных показателей.

Задание 2.

В основе метода «пальцем окрашивания» лежит базисное утверждение, что рисование пальцами – это форма экспрессивного поведения, анализируя которое можно раскрыть значимые характеристики личности. Наиболее значимые ассоциации субъект выдает в процессе рисования, когда изобразительная деятельность приводит к наибольшему эмоциональному накалу.

Методика «Пальцем окрашивания тест» обладает следующими достоинствами: свобода от двигательных ограничений, культурного влияния и социального давления; широкая возможность для процессуального и исследовательского анализа; отсутствие проблемы эквивалентных форм при повторном рисовании; многовариантность целевого использования методики.

Данная проективная методика позволяет стимулировать проявления фантазии и свободных ассоциаций у детей.

Ограничения во времени нет, хотя как показывает практика, в среднем рисование длится пятнадцать-двадцать минут (крайние варианты от десяти минут до одного часа).

Список используемой литературы

Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. Учебно-методическое пособие. - СПБ., 2003.- 144 с.

Выготский Л.С. Мышление и речь//Собр. Соч.: В 6 т. - М., 1962- Т.2 - С.504.

Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М., 1994. - С. 111

Филичева Т.Б. Психолого-педагогические основы коррекции ОНР у детей дошкольного возраста // Дефектология / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - 1985. - № 4. - С. 72- 78.

Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. -М., 1999. - С. 127.

Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. - М., 1989.-222 с.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области