Учебное занятие «Термическая обработка детали и контроль качества» с использованием образовательной технологии
«веб-квест»
Автор разработки: Е.Д. Филиппова
преподаватель дисциплин профессионального цикла
ГБПОУ НСО «Новосибирский технологический колледж»
Узнав о таком виде образовательных технологий как веб-квест (webquest), я не смогла не воспользоваться этими замечательными и современными образовательными технологиями при разработке занятий по специальным предметам.
Ни для кого не секрет, что подрастающее поколение очень много времени проводит в интернете, и веб-квест – это замечательная возможность войти в мир подростка и, «на его территории», решать вопрос повышения образовательного уровня. То есть задача веб-квеста интегрировать в учебный процесс Интернет. Интернет является неотъемлемой частью нашей жизни и пришла пора учиться правильно пользоваться этим инструментом.
Образовательный веб-квест - это проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.
Методическая разработка представляет собой план занятия (веб-квест), которое включает две взаимосвязанные темы: «Виды термической обработки металлов и сплавов» и «Методы контроля твердости после термической обработки деталей».
Веб-квест «Термообработка и контроль твердости состоит из нескольких разделов.
Введение состоит из ряда информативных документов:
Назначение различных видов термической обработки;
Контроль твердости термической обработки тремя методами : Роквелл, Бринелль, Виккерс.
Ссылка на марки печей
Папка Задание в веб-квесте включает в себя документ, который объясняет студентам, в чем будет состоять их работа в данном квесте.
Студенты делятся на две группы: термисты и контролеры.
Студенты группы «термисты» должны:
1. Изучить чертежи деталей с техническими условиями
2. Изучить свойства материала по ГОСТам;
2.1 Хим.состав
2.2 Механические свойства.
3. Назначить термическую обработку;
4. Выбрать оборудование;
5. Выполнить отчет.
Студенты группы «контролеры» должны:
1. Изучить чертежи деталей с техническими условиями;
2. Назначить метод контроля твердости и обосновать его
3. Выбрать оборудование для контроля твердости
4. Описать свои действия при выполнении испытания по ГОСТам
5. Выполнить отчет.
Папка «термисты».
В данной папке находится набор документов и рекомендаций, необходимых для выполнения задания студентов группы «термисты».
Чертежи:
Вал- шестерня, выполненный из стали 40Х;
Насадка из серого чугуна СЧ-15
Калибр-пробка из нержавеющей стали
ГОСТЫ по материалам, из которых изготовлены детали
Иллюстрации. Размещены необходимые для отчета фотографии различных видов термических печей
Диаграмма. Для назначения режимов есть возможность воспользоваться диаграммой «Железо-углерод», на которой также обозначены фазы превращений железоуглеродистых сплавов.
Таблицы режимов. В этой папке заданы режимы термической обработки некоторых сплавов, их механические свойства и значения твердости.
Оборудование. Даны различные виды оборудования, используемого для термообработки металлов и его характеристики. Рекомендации по использованию приспособлений и инструмента для термической обработки деталей.
Папка «контролеры»:
В данной папке находится набор документов и рекомендаций, необходимых для выполнения задания студентов группы «контролеры».
Чертежи. Набор чертежей аналогичен тем, которые предложены группе студентов «термисты»:
Вал - шестерня, выполненный из стали 40Х;
Насадка из серого чугуна СЧ-15
Калибр-пробка из нержавеющей стали
2.ГОСТы. Студентам предложены три ГОСТа по различным методикам измерения твердости металлов: Роквелл, Бринелль, Виккерс.
3.Иллюстрации. Размещены необходимые для отчета фотографии различных марок твердомеров.
Заходя в папку Критерии оценок, обучающиеся имеют возможность ознакомиться с критериями оценок выполненных работ.
Открыв папку Итоги, студенты могут ознакомиться с результатами своей работы.
Веб-квест «Термообработка и контроль твердости» предполагает работу обучающихся в группах. Одновременно, преподаватель, изменяя требования в папке «Задание», может формулировать индивидуальные задания.
Студенты составляют отчет по заданию в электронном виде. Для выполнения заданий они могут пользоваться информацией, которая находится в папке «Введение». Также для оформления отчета используются иллюстрации, которые есть в папках «Термисты» и «Контролеры».
Во время работы двух групп студентов в веб-квесте, можно моделировать ситуации, которые могут произойти на производстве, при этом члены групп должны выбрать методы ее решения.
Например:
В группе «Термисты» назначаются режимы термической обработки детали «Вал-шестерня». В результате неправильного назначения температуры нагрева изделия, твердость детали получена ниже требуемой в чертеже.
Группа студентов "Контролеры" должна обнаружить ошибку «Термистов», описать вид дефекта и вернуть деталь на доработку.
В этом случае студенты группы «Термисты» должны описать дефект и принять решение о назначении новых режимов. Выполнив эту задачу, они могут считать свою работу проделанной.
Преподаватель, ознакомившись с отчетами студентов, оценивает результат по 5-ти бальной системе, заносит оценки в таблицу, которая находится в папке «Итоги».
Ознакомится с результатами студенты могут, зайдя на сайт веб-квеста в любое удобное время.
То, что зайти в веб-квест можно с любого компьютера, дает возможность преподавателю - выдавать задания, а обучающимся решать их и видеть результат дистанционно (дома) так же, как в компьютерном классе колледжа.
Методика веб-квеста направлена на повышение мотивации учебной деятельности, что достигается благодаря подаче учебного материала через привлекательную для учащихся форму деятельности – работу в Сети.
Привлекательность этой формы выполнения учебных заданий заключается в том, что веб-квест похож на компьютерную игру, которая интересна детям. Благодаря этому интересу очень легко давать детям необходимую информацию. Работа с веб-квестом предполагает постоянную активность обучающихся.
Пользуясь данной технологией во время проведения урока веб-квеста «Термообработка и контроль твердости», было замечено, что поскольку студенты действуют самостоятельно при работе с веб-квестом, то они легче запоминают информацию, потому, что контролируют ее получение и интересуются ею.
Большим преимуществом веб-квеста я вижу то, что во время его подготовки, я самостоятельно подбираю и рекомендую материалы и сайты, с которыми студенты должны работать. Это делает возможным использование для занятий предметом проверенных источников, которые однозначно являются полезными для обучающихся.
Ссылка на веб-квест «Термообработка и контроль твердости»:
Список использованных источников:
1. Бенц Ф. Применение веб-квестов в учебной деятельности —
2.1. Андреева М. В. Технологии веб-квест в формировании коммуникативной и социокультурной компетенции // Информационно-коммуникационные технологии. Тезисы докладов I Международной научно-
практической конференции. М., 2014.
2. Пепеляева С.В. Применение веб-квестов в образовательном процессе
//Международный образовательный портал мир учителя [Электронный ресурс]
3. Осадчук О. Л. Использование веб-квест-технологии в самостоятельной работе студентов по дисциплинам профессионального цикла // Педагогическое образование в России, 2012. №2. [Электронный ресурс]
5. Таратухина Т. А. Использование технологии веб-квест в учебном процессе (из опыта работы) // XIII Южно-Российская межрегиональная научно-практическая конференция-выставка "Информационные технологии в образовании" [Электронный ресурс].