Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Роль литературы в жизни студентов

Привить любовь современной молодежи к малой родины, культуре и традиции Хакасии.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Роль литературы в жизни студентов.

Ирина Евгеньевна Стукан, преподаватель русского языка и литературы

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Хакасия «Саяногорский политехнический техникум». Г. Саяногорск

В настоящее время в культурной жизни нашей страны произошли изменения, обусловившие взрыв интереса к отечественной истории, национальной культуре, утраченным традициям, истокам духовной культуры, фольклору, народным ремеслам.

Эти изменения имеют огромное значение для библиотек, так как чтение книг и других произведений печати остается одним из наиболее универсальных способов постижения своей истории, смысла традиционной культуры, овладения навыками и умениями в различных видах народного ремесла.

Современное поколение и библиотека – на сегодняшний день это словосочетание звучит несколько странно, если не сказать – смешно… Как можно сегодня в век современных технологий электроники и интернета сочетать? Пожалуй, никак. Мне тоже так казалось, но до определенного времени. И я объясню почему. Работая в образовательном учреждении уже более 20 лет, а в образовании в целом 33 года, наблюдая за молодыми людьми, у меня сложилось мнение, что молодые люди, придя к нам из школы, практически не читают литературы в подлиннике. Большинство из них даже учебниками пользоваться не могут, не говоря о том, чтобы открывать сборники подлинных поэтов и писателей. А зачем? Есть интернет, есть готовые ответы на вопросы – стоит запросить и пожалуйста, и рефераты, и краткое содержание того или иного произведения, и биографии, и характеристики героев… Да, согласна, удобно, быстро, доступно – но достаточно ли этого для того, чтобы наши дети были общесторонне развитыми? Думаю, что нет. Если даже и проделан определенный труд (скачать информацию, распечатать), то это не говорит о том, что ребята могут «донести» и до остальных доступно, потому как и техника чтения у большинства желает быть лучшей, да и сами ребята ( а это где то процентов 70) говорят, что последний раз читали в классе 5-6.

А уж о библиотеке и думать не хотели, даже смеялись, когда им было предложено получить учебники и готовить домашние задание по определенной теме – откровенно говорили и говорят, что учебники стоят дома на полках и пылятся.

Тогда я нашла другой способ опроса. Не смотря на то, что я сама была противницей проводить свои уроки вне кабинета единожды побывав приглашенной посидеть в жюри при проведении конкурса, я решила с одной из групп пойти в библиотеку и подготовить ребят (а это было накануне 9 мая) чтобы прочитать стихотворения поэтов о войне. Изначально столкнулась с тем, что оказывается читать стихи перед аудиторией, где есть посторонние люди – стыдно. Повела группу на эту встречу с ветеранами, где было 7 ребят стоящих на учете в ПОДН. Честно говоря, очень боялась, что сорвут мероприятие. Настраивала как могла, даже обещала поставить положительные оценки за присутствие. Вы знаете, была поражена, что большинство слушали приглашенных ветеранов с интересом. На уроке литературы написали эссе о проведенном мероприятии. Просила написать что понравилось, что нет, при этом разрешила не подписывать свои работы. Прочла и поняла, что не зря был сделан первый шаг, нужно работать дальше в этом же направлении, только выбирать то, что студентам действительно интересно. Стали договаривать с краеведом библиотеки Ириной Александровной готовить теперь уже краеведческие часы по определенным темам и проводить во внеурочное время.

Приобщение детей и студентов к народной культуре и вековым традициям восстанавливает связь с предыдущими поколениями, питает души юных, воссоздает духовный потенциал этноса. Чем шире будет в образовании и культуре вестись такая работа, тем больше оснований для надежды на возрождение коренного этноса Хакасии.

Многие обряды и традиции, веками связанные с вспомогательными народными промыслами ( обработка и выделка мехов, изготовление национальной одежды, обработка и художественная резьба по дереву и т.д) утрачиваются безвозвратно. В результате выходят из употребления и забываются целые пласты национальной культуры.

Многие ремесла забыты, технология изготовление изделий утеряна. Сегодня библиотека – активный помощник тем, кто хочет заняться каким-либо ремеслом.

В библиотеке есть книги, знакомящие с различными видами старинных ремесел, технологиями изготовления изделий, предварительной обработки материалов.

В библиотеке оформляются книжные выставки, проводятся обзоры, беседы, например:

«Забытые умения и ремесла»,

«Изделия из дерева»,

«Изготовления пого»,

«Народные художественные промыслы»,

Такие мероприятия всегда интересны, эмоциональны, информационно насыщенны, к тому же можно использовать показ самого изделия.

Организуются выставки поделок местных мастеров:

«Умелые руки не знают скуки»

«Сувениры своими руками»

«Хакасия мое вдохновение»

Занятия по прикладному искусству направлены на освоение приемов традиционных художественных ремесел хакасов. На них дети создают национальные изделия, вполне современные и сегодня. Это хакасский костюм (мужской и женский), нагрудное украшение пого, кисеты и др.

На таких мероприятиях студенты узнают о том, что богатая природа нашего края обусловила развитие у хакасского народа таких промыслов, как охота, рыболовство, сбор кедрового ореха, бортничество и собирательство. А основное занятие – скотоводство – диктовало развитие определённых видов домашнего ремесла: выделка кож, катание войлока, свивание арканов. Но не только этими ремёслами славилась хакасская земля.  Местные мастера считались искусными плавильщиками железа, умели делать прекрасные берестяные и долблёные лодки, изготовлять из красной глины посуду, а из мягкого камня агальматолита вырезать курительные трубки. Женщины-мастерицы славились умением украшать узорным шитьём предметы одежды, убранство, а также изделия для декоративного оформления юрты.

Немалую роль в популяризации народных художественных промыслов и ремесел  Хакасии играет этнокультурный комплекс «Ымай», который создает вокруг себя особое культурное пространство. Здесь сосредоточена работа по созданию условий для развития творчества хакасских мастеров по сохранению преемственности художественных ремёсел, по обмену опытом и пропаганде декоративно-прикладного и изобразительного искусства республики

Место, где расположился этнокультурный комплекс, имеет важнейшее историческое значение. Именно здесь был найден первый памятник орхоно-енисейской письменности. Уже много лет в сентябре тут проходит празднование Дней тюркской письменности и культуры. Кроме того, отсюда открывается замечательный вид на город и на гору Ымай, которая находится на противоположном берегу Енисея и является священной для хакасского народа.

Главной составляющей музея под открытым небом является идея знакомства с условиями жизни людей, их повседневной работой, праздниками и разнообразными традициями, в том числе и с народными промыслами и ремеслами. Экспонаты хакасской юрты расскажут о жизни и быте хакасов, их обычаях. Обстановка русской избы – о быте не только русского народа, но и казачества, ведь казаки первыми пришли осваивать Сибирь.

А экскурсии и краеведческие уроки на базе комплекса, с использованием наглядности помогают расширить и углубить знания по истории, культуре, этнографии, прикладному искусству родного края, изучить опыт народных мастеров; воспитать трудолюбие, уважение и бережное отношение к национальным традициям своего народа;

Одним из таких праздников является Ада-хоорай (праздник, посвященный памяти предков). Название нового праздника произошло от имени мифического Хоорай хана - последнего легендарного правителя Хакасии, останки которого якобы покоятся на горе Хансын, в верховьях Абакана. Согласно мифам, Хоорай хан (т.е Хакасский царь)в последний день мира придет к нам с миссией и спасает свой народ от гибели.

Общественное моление Ада-Хоорай- это поклонение родной земле и предкам, основанное на древних обрядах и ритуалах.

В течение нескольких лет, активно осваивая национально-региональный компонент и в нашем техникуме. Так, успешно реализуется авторские программы мастер-классов по изобразительному искусства и техникам художественной резьбы по дереву. А также студенты по специальности повар, на занятиях изучают, в том числе и хакасскую национальную кухню и на практике готовят хакасские блюда

Таким образом, Мероприятия по сохранению и возрождению народных и промыслов и ремесел помогают ощутить родство, духовную связь с многовековыми традициями наших предков. У подрастающего поколения формирует уважение к своей истории, культуре, нравственным и духовным ценностям.

Для того  чтобы сохранить этот многовековой пласт народной культуры  считаю, что необходимо:

-  пропагандировать мастерство народных умельцев через местную прессу и телевидение, интернет-сайты;

- осуществлять партнерство с учреждениями, которые популяризуют народную культуру;- организовать в этнокультурном комплексе «Ымай» экспозицию «Народные промыслы Хакасии».

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области