Патриотическое воспитание в рисунках детей старшего дошкольного возраста.
Воспитывать в детях чувство любви и уважения к Родине важно начинать в дошкольном возрасте. Именно в раннем детстве у детей формируется представление о своей семье, традициях и обычаях своего народа, истории своей страны или города. Задача старшего поколения учить ребенка с уважением относится к своим родственникам, любить и беречь природу родного края, воспитывать чувство сострадания, отзывчивости и милосердия к тем, кто в этом нуждается.
Детская душа еще так ранима, что порой дошкольники не всегда справляются в нахлынувшими эмоциями и чувствами. Необходимо развивать в детях умение находить способы выражения своих переживаний, чувств и впечатлений. Детское дошкольное творчество многогранно: рисование, аппликация, театрализованная деятельность, чтение художественных произведений, хороводные игры, заучивание потешек, поговорок и пословиц. Все эти занятия способствуют не только всестороннему развитию личности дошкольника, но и помогают детям применять полученные умения и навыки самовыражения, уметь реализовывать собственные проекты.
Одной из важных задач в воспитании и развитии дошкольников-является патриотическое воспитание. В групповых комнатах детского сада имеются патриотические уголки, в которых собраны литература, наглядное пособие, элементы и предметы быта своего народа, фотографии своего города, страны и многое другое. Все это помогает педагогам прививать детям чувство любви к своей Родине, воспитывать бережное отношение к природе своей планеты, формировать представление об истории родного края. В течении учебного года, наряду с повседневной работой по патриотическому воспитанию дошкольников, в нашем дошкольном учреждении ведется совместная работа педагогов, родителей, сторонних организаций по формированию патриотических чувств у дошкольников. Проводятся вечера встреч с ветеранами ВОВ, посещаются музеи и картинные галереи, организуются и проводятся фотовыставки, утренники, приуроченные к праздникам. Дети совместно с педагогами и родителями участвуют в различных проектах и конкурсах, посещают значимые и памятные места в области и стране, делятся впечатлениями, собирают информацию о своих предках, составляя гинеологические семейные древа.
Одним из наиболее доступных и интересных видов детского творчества, помогающего воспитывать патриотические чувства у детей старшего дошкольного творчества, является рисование. В процессе рисования на занятиях у дошкольников развиваются не только творческие способности, воображение, образное мышление, но также тренируются мышцы кисти рук, формируется умение правильно держать кисть, карандаш, идет подготовка руки к письму.
Воспитателю важно выстраивать процесс обучения рисованию детей грамотно, последовательно и интересно. Чтобы дети могли выразить свои чувства и переживания на бумаге, при этом передали свое отношение к главным героям произведения, например, или смогли передать свое настроение в рисунке, нужно учить преодолевать стеснительность детей, поощрять желание фантазировать и вносить свои идеи в рисунок.
В своей педагогической деятельности, я стараюсь разнообразить обычные занятия рисованием, с применение нетрадиционных техник, использованием в ходе занятия аудиозаписей, наглядных элементов и предметов. Довольно часто на занятиях по изобразительной деятельности я предлагаю детям сначала в устной форме предположить и проговорить свой будущий рисунок, представить, какими цветами будет он раскрашен, что будет основным в картине. Таким образом, дети сначала мысленно представляют свое будущее творение, учатся воображать, преодолевают стеснение к самовыражению, воспитывают умение применять полученные знания на практике. На занятиях по иллюстрированию сказок, созданию коллективных работ по изображению своего города, области, мира животных и растений своего края, рисованию семейных портретов, дети не только учатся переносить свои мысли и чувства в рисунках, но и пробуждают в себе желание узнавать что-то новое о своей Родине, семье.
Задачей педагогов и родителей в процессе воспитания, развития и обучения дошкольника является грамотно выстроенный процесс выявления и формирования положительных качеств личности, талантов детей, формирования ответственности и осознания своей значимости в мире, воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Следует понимать степень важности самого процесса совместного творчества взрослого и ребенка, постоянного вербального общения, знакомства с историей и традициями своего народа в процессе воспитания, развития и обучения дошкольника.