Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Использование элементов музейной педагогики в становлении образа малой Родины у детей дошкольного возраста

Важнейшим моментом практической работы данного направления является обеспечение востребованности созданной среды ДОУ, планомерность и отлаженность включения элементов музейной педагогики в педагогический процесс.Погружение ребенка в мир традиционной культуры необходимо начинать с культуры самой близкой, знакомой, родной. Интересен подход к реализации задач ознакомления с человеком в истории и культуре ДОУ в организации «Музея старины».

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №82»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД СТЕРЛИТАМАК

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Использование элементов музейной педагогики в становлении образа малой Родины у детей дошкольного возраста

(выступление из опыта работы)

Подготовила:

Т.И.Алферова

воспитатель

2019

Использование элементов музейной педагогики в становлении образа малой Родины у детей дошкольного возраста

Русский историк В.О. Ключевский писал: « Чтобы знать, куда и как идти, надо знать, откуда и как мы пришли». Наше беспамятство в плане духовности всех последних десятилетий не прошло даром. Мы воспитали поколение людей, не восприимчивых к наследию, поколение у которых отсутствуют чувство и мера, позволяющие отличать временное от вечного.

Стоит задуматься и над словами В.Распутина: «Я до сих пор не пойму, почему осквернение одной могилы мы называем вандализмом, а глумление над останками всего нашего рода-племени мы называем благоустройством».

Следовательно, чем раньше и легче, как бы невзначай, мы начнем приобщать детей к сфере культуры, тем естественнее и органичнее у детей будет вырабатываться так называемое шестое чувство, которое сделает картину, памятник архитектуры естественной потребностью, а не случайной диковинкой, навязываемой наставником. В этом главное предназначение элементов музейной педагогики.

В течение многих лет мы старались бывать с детьми в музеях хотя бы два раза в год. Только сейчас в сознание наших педагогов пришло понимание того, как это ничтожно мало. Ведь музейно-педагогическая деятельность может осуществляться как в условиях музейной среды, так и в любом ином пространстве: группы, холла, помещения кружковой работы. Иными словами речь идет об «обмузеивании» образования, и тогда предметная среда начинает играть роль Учителя и Воспитателя с большой буквы. Задача педагога заключается в том, чтобы научить ребенка распознать эти скрытые в предметах смыслы.

Начиналась работа в нашем детском саду через коллекционирование и организацию тематических выставок. Дети с интересом рассматривали многочисленные оттенки казалось бы так хорошо знакомого всем песка (коллекция насчитывала 10 разновидностей), диковинных морских камней и раковин, « Земной кладовой» (кварцевый мел, известняк, и др.). На данных экскурсиях дети получали много нового и интересного.

Наши педагоги заметили, что став элементом выставочной композиции предметы приобретали особый смысл, молчаливые до недавнего времени предметы «начинали неторопливый разговор», в ходе которого маленькие исследователи делали для себя множество неожиданных открытий. Оказывается обычные предметы: ручка и тетрадь, стол и шкаф, обувь и шляпа могут поведать необыкновенные истории о себе, людях, целых исторических событиях. Так впервые мы подошли к идее создания мини-музеев ДОУ.

Организатором «Музея диковин природы родного края» может стать любой педагог.

Крайне необходимо, чтобы данный специалист был твердо уверен в том, что с умения видеть красоту родной природы начинается чувство малой Родины. В каталоге экспонатов все как в настоящем музее (название, где собран, энциклопедические сведения, как использовать в работе детьми).

Решению задач формирования этнокультурной осведомленности способствует образовательная среда нашего ДОУ. Огромный опыт работы педагогов показал, что у современного ребенка, который живет в условиях города, нет выраженной этнической принадлежности. Традиционную культуру своего народа городские дети воспринимают как чужую.

Погружение же ребенка в мир традиционной культуры необходимо начинать с культуры самой близкой, знакомой, родной. Музейная обстановка тщательно продумана. Все экспонаты в музее представлены в гармонии друг с другими.

Сколько вдохновения, радости, сопричастности к волшебному миру красоты дарит детям сказочный мир «Музея народной игрушки». Здесь и яркая Дымка, и сине-голубая Гжель, и колоритная Хохлома и, конечно же, обворожительно красивая Башкирская матрешка.

Интересен подход к реализации задач ознакомления с человеком в истории и культуре ДОУ в организации «Музея старины». Лошадиная подкова и старинная печать, щипчики для сахара и амбарная щеколда, формочка для выпечки хлеба и приспособление для расчесывания конского хвоста и другие, порой потемневшие от времени, предметы «музейного саквояжа», «волшебного сундука», « бабушкиной шкатулки» переносят наших детей -«путешественников» в самые разные времена и эпохи.

Большое значение в данной работе мы придаем подготовительному этапу любой предстоящей мини-экскурсии. Ведь попадая в музей, ребенка со всех сторон окружают незнакомые и непонятные предметы. Диалог в рамках музея любого, даже самого маленького, затруднен. В этом и есть камень преткновения использования элементов музейной педагогики.

Для наших малышей посещение музея - это серьезное испытание. И подчас оно может иметь непоправимые последствия: ребенок может навсегда остаться глухим и слепым к истории, культуре, искусству.

Всю подготовительную работу мы стараемся строить так, чтобы ребенок с нетерпением ждал этой встречи. Успех ее будет зависеть оттого, в какой степени оправдаются эти ожидания, и не сменит ли их досадное разочарование.

Своего рода эталоном продуманности, профессионального мастерства может быть названа деятельность кружка «Горница» с включением элементов музейной педагогики. «В тереме расписном я живу, к себе в гости всех зову», «Прости, меня хлеб», «Русская красавица» (матрешка), «У бабы рубашки - те же мешки: рукава завяжи, да что хочешь положи» и др. - вот некоторые темы музейных занятий нашей «Горницы». В практической работе данной направленности педагоги ДОУ делают акцент на то, что интерес к изучаемой теме можно вызвать лишь при условии, когда затронута эмоционально-чувственная сфера. Решается эта задача включением фольклора, дидактических игр, элементов театрализации.

Согласно основных принципов музейной педагогики, малышам

противопоказаны традиционная форма работы музеев - монологическая экскурсия. Поэтому ведущее место педагог отводит методам и приемам, направленным на повышение познавательной и эмоциональной активности. Каждый предмет, выступающий в роли актера, рассказчика, не только можно, но и необходимо трогать и изучать. Напомню главный принцип музейной педагогики: в сознании, душе, памяти навсегда останется только то, что пропущено через сердце и руки.

Результатом взаимодействия со специалистами ДОУ в деятельности данного мини-музея следует считать музыкальные развлечения и спортивные досуги интегрированной направленности: «Покров - натопи избу без дров», «Кузьминки - об осени поминки», «Сорок сороков» («Воронья каша»), «Праздник русской рубахи», «Как у нас на Руси веселятся от души», «Русская песня - душа народа», «Соревнуются маленькие богатыри родного края».

Особую значимость востребованности музейной педагогики приобретает реализация проектов. Так результатом проектной деятельности по темам: «Наша Буренушка» и «Наша лошадка» стала организация соответствующих мини-музеев в младших группах ДОУ; музея «Коричневый цвет в природе родного Башкортостана» в средней группе, «Игрушки минувшего века» в подготовительной группе.

И, конечно, же не только педагоги должны знакомить детей с этнокультурным многообразием. В решении данной проблемы важная роль принадлежит родителям.

Использование потенциала семьи осуществляется следующим образом: участия в выставках, устройство презентаций национальных раритетов, семейных реликвий (семейные уголки, полочки семьи), создание мини-музеев семейных коллекций (марки, спортивные награды и др.), ведение исследовательской деятельности в рамках реализуемых проектов и др.

«У нас в Башкортостане, в самом сердце Евразии и России единой семьей живут, трудятся и радуют друг друга богатствами своих самобытных культур люди многих национальностей...»- так проникновенно начался мастер-класс для детей и родителей в подготовительной группе по приготовлению башкирского национального блюда «Чак-чак».

«Здравствуйте, гости мои званые, гости мои желанные. Всех приглашаю, душевно встречаю. У меня для каждого найдется и уютное местечко, и ласковое словечко» - эти слова стали лейтмотивом радушной встречи родителей с детьми в русской «Горнице» ДОУ в рамках мастер класса «Крепкую семью и беды стороной обходят» по ознакомлению с историей изготовления оберегов на Руси.

В планах мероприятий, посвященных, юбилейным датам Великой Победы ставятся задачи организации соответствующей развивающей среды. «Победа в воздухе не вьется, а руками достается», так назван созданный, мини-музей в ознаменовании праздников Великой Победы

Вот так складывается работа по выстраиванию музейного пространства и организации работы в нем.

Важнейшим моментом практической работы данного направления является обеспечение востребованности созданной среды ДОУ, планомерность и отлаженность включения элементов музейной педагогики в педагогический процесс.

А что же дети?! Очень хочется достигнуть такого уровня, когда в процессе занятий-путешествий, занятий-экскурсий дети достаточно умело будут ориентироваться в культурном пространстве и вполне готовы будут сами выступать в роли проводников в свою культуру.

И лучшей наградой для нас педагогов, родителей всегда останется самый важный детский вопрос: «А когда мы еще пойдем в музей?» Очень хочется надеяться, что в нашей практике он будет звучать еще неоднократно.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области