Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


"История России XIX века в лицах"

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска "Средняя школа № 52"

Рабочая программа внеурочной деятельности

Наименование курса: История России XIX в лицах.

Класс: 9

Уровень общего образования: основная школа

Срок реализации программы: 2017-2018 учебный год

Количество часов по учебному плану: 34 учебных недели, 1 час в неделю, всего 34 часа

Планирование составлено на основе: 1. Примерные программы по учебным предметам. История 5-9 классы( ФГОС).-М.: Просвещение, 2011 г.

2.А.А.Данилов, О.Н.Журавлева, И.Е.Барыкина. Рабочие программа и тематическое планирование курса " История России".6-9 классы( основная школа). Москва. Просвещение, 2016.

3.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование .Под редакцией В.А.Горского.- М.: Просвещение,2011г.

3.Учебник: Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов,И.В.Курукин, А.Я.Токарева под редакцией А.В.Торкунова в 2-х частях. 9 класс.- М.: Просвещение, 2016 г.

Рабочую программу составила Е.Н.Матниязова, читель истории и обществознания высшей категории

I Планируемые результаты освоения курса «История России XIX века в лицах»

Рабочая программа позволяет добиваться следующих результатов.

 Личностные результаты:

осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

 Метапредметные результаты:

способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;

владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты:

овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных  источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления  жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Обучающиеся научатся:

определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.); локализовать во времени общие рамки и события исторических периодов; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории;

использовать историческую карту как источник информации о территории государств, значительных социально-экономических процессах и изменениях на политической карте мира, местах крупнейших событий и др.;

 проводить поиск информации, анализировать информацию из различных источников по отечественной и всеобщей истории;  систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе;

представлять в различных формах описания, рассказа: а) условия и образ жизни людей различного социального положения.; б) ключевые события эпохи и их участников; в) памятники материальной и художественной культуры;

раскрывать характерные, существенные черты экономического и социального развития страны, политических режимов, международных отношений, развития культуры;

объяснять причины и следствия наиболее значительных событий (реформы и революции, войны, образование новых государств и др.);

 сопоставлять социально-экономическое и политическое развитие отдельных стран, сравнивать исторические ситуации и события;

давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории.

используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие государств;

сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия; применять элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);

осуществлять поиск исторической информации в учебной и дополнительной литературе, электронных материалах, систематизировать и представлять её в виде рефератов, презентаций и др.; применять знания по истории России и своего края  при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края; проводить работу по поиску и оформлению материалов истории своей семьи, города, края.

II Содержание учебного курса «История России XIX века в лицах»

Раздел 1. Методологические основы курса ( 3 часа)

Работа с персоналиями. Роль личности в истории. Критерии причисления к историческим личностям. Соотношение целей и средств их достижения. Характеристика причин изучения персоналий. Недостатки в изучении жизни и деятельности исторических личностей: Метафорические и гиперболические прозвища (Владимир Красное Солнышко, Святополк Окаянный, Ярослав Мудрый, Всеволод Большое Гнездо, Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский и т. д.). Выдающиеся и известные деятели, носившие одинаковые фамилии (Несторы, Сильвестры, Филареты, Голицыны, Орловы, Панины, Шуваловы, шесть титулованных Екатерин и т. д.).

Исторический документ как источник информации.

Необходимость работы с историческим документом. Презентация исторических документов. Отработка алгоритма работы при работе с историческим понятием: вычленение существенных признаков из определений понятий, подбор сходных, родственных понятий для анализа, подведение родственного понятия под признаки изучаемого.

Последовательно-текстуальное изучение источников.

Выделение основополагающих идей и положений (проблем) из текста. Постановка к ним уточняющих и детализирующих вопросов. Выработка и запись ответов на поставленные вопросы. Работа над вопросами, поставленными самими авторами источников, и выработка ответов на них. Анализ упоминаемых авторами фактов, событий, личностей. Соотнесение идеи и положений источников с событиями, преобразованиями в жизни нашего общества, т. е. использование исторического опыта России.

Выполнение обобщающих и практических заданий.

Раздел 2. Россия в первой половине XIX в. (15 часов)

Александр I . Император Александр I и его окружение (М.М. Сперанский, А.А. Аракчеев, М.М. Кутузов и др.). Основные направления внутренней и внешней политики.

Николай I . Император Николай I. Укрепление государственного аппарата и социальной опоры самодержавия.

Деятели культуры России 1 половины XIX века . Предпосылки зарождения и культурного развития «золотого века» (Пушкин А.С., Лермонтов М.Ю., Татищев В.Н., К.Ф.Рылеев, Пирогов Н.И.и др.)

XIX век-век технологических открытий и изобретений ( И.П. Кулибин, П.К. Фролов , Черепановы и др.)

Защита проектов (2 часа).

Раздел 3. Россия во второй половине XIX в. (16 часов)

Александр II . Личность Александра II и начало его правления. Предпосылки и причины отмены крепостного права. Смягчение политического режима. Радикалы, либералы, консерваторы: планы и проекты переустройства России. Крестьянская реформа 1861 г. Либеральные реформы 1860—1870-х гг. «Диктатура сердца» М. Т. Лорис-Меликова и его проект реформ.

Александр III . Личность Александра III. Начало нового царствования. К. П. Победоносцев. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Меры по борьбе с «крамолой». Политика в области просвещения и печати. Укрепление положения дворянства. Наступление на местное самоуправление. Национальная и религиозная политика Александра III.

Политические и общественные деятели России. Полководцы и военачальники. Деятели общественного и революционного движения.

Деятели культуры России II половины XIX века .

Моя малая Родина в XIX веке. ( И. А. Гончаров, Н. М. Карамзин, И.Н. Ульянов и др.)

Итоговое занятие . Анализ исторических источников с ответом на вопросы, составление конспекта, тезисов, ответы на вопросы контрольного тестирования, написание исторического эссе.

III Тематическое планирование

№ по п.п.

Тема занятия

Кол – во часов

Из них

Аудитор-ные

Внеауди-торные

Тема 1. Методологические основы курса

3

3

0

1

Личность в истории. Алгоритмы изучения.

1

1

0

2

Исторический документ как источник информации

1

1

0

3

Последовательно-текстуальное изучение источников.

1

1

0

Тема 2. Россия в первой половине XIX в.

15

15

0

4

Александр I

1

1

0

5

Александр I

1

1

0

6

Окружение Александра I

1

1

0

7

Николай I

1

1

0

8

Николай I

1

1

0

9

«Апогей самодержавия»

1

1

0

10

Предпосылки зарождения и культурного развития «Золотого века»

1

1

0

11

Изменения в духовной культуре ( Пушкин А.С., Лермонтов М.Ю., Достоевский Ф.М.)

1

1

0

12

Изменения в духовной культуре

1

1

0

13

Ученые I половины XIX века

1

1

0

14

Политическая и общественная мысль в России (Татищев В.Н. , Рылеев К.Ф.)

1

1

0

15

XIX век- век технологических открытий и изобретений (Кулибин И.П., Фролов П.К.)

1

1

0

16

XIX век- век технологических открытий и изобретений (Черепановы)

1

1

0

17

ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ

1

1

0

18

ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ

1

1

0

Тема 3. Россия во второй половине XIX в.

16

11

5

19

Александр II

1

1

0

20

Александр II

1

1

0

21

Александр III

1

1

0

22

Политические и общественные деятели (М.Т. Лорис-Меликов, Д.А.Милютин, П.Д.Киселев и др.)

1

1

0

23

Политические и общественные деятели (А.М Горчаков, С.Ю. Витте и др.)

1

1

0

24

Полководцы и военачальники (Нахимов П.С., Гурков И.В. и др.)

1

1

0

25

Полководцы и военачальники (Скобелев М.Д., Тотлебен Э.И. и др.)

1

1

0

26

Великие русские музыканты (А.Н. Скрябин, С.В. Рахманинов, С.П. Прокофьев и др) Библиотечный урок.

1

0

1

27

Великие русские архитекторы (А.Н. Воронихин, А.Д.Захаров, К.И.Росси др) Библиотечный урок.

1

0

1

28

Великие русские художники. Товарищество передвижных художественных выставок. Библиотечный урок.

1

0

1

29

Деятели общественного и революционного движения (Г.В.Плеханов, А.И.Герцен и др.)

1

1

0

30

Великие симбиряне XIX века ( И.А.Гончаров, Н.М.Карамзин, Н.М.Языков )

Защита проектов.

1

1

0

31

Великие симбиряне XIX века ( Д.Д.Минаев, И.Н.Ульянов, В.И.Ленин, И.Я.Яковлев) )

Защита проектов.

1

1

0

32

Экскурсия в литературный музей «Дом Языковых»

1

0

1

33

Экскурсия в историко-мемориальный центр –музей И.А.Гончарова

1

0

1

34

Итоговое занятие.

1

1

0

ИТОГО:

34

29

5

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области