Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска "Средняя школа № 52"
Рабочая программа внеурочной деятельности
Наименование курса: История России XIX в лицах.
Класс: 9
Уровень общего образования: основная школа
Срок реализации программы: 2017-2018 учебный год
Количество часов по учебному плану: 34 учебных недели, 1 час в неделю, всего 34 часа
Планирование составлено на основе: 1. Примерные программы по учебным предметам. История 5-9 классы( ФГОС).-М.: Просвещение, 2011 г.
2.А.А.Данилов, О.Н.Журавлева, И.Е.Барыкина. Рабочие программа и тематическое планирование курса " История России".6-9 классы( основная школа). Москва. Просвещение, 2016.
3.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование .Под редакцией В.А.Горского.- М.: Просвещение,2011г.
3.Учебник: Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов,И.В.Курукин, А.Я.Токарева под редакцией А.В.Торкунова в 2-х частях. 9 класс.- М.: Просвещение, 2016 г.
Рабочую программу составила Е.Н.Матниязова, читель истории и обществознания высшей категории
I Планируемые результаты освоения курса «История России XIX века в лицах»
Рабочая программа позволяет добиваться следующих результатов.
Личностные результаты:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты:
овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Обучающиеся научатся:
определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.); локализовать во времени общие рамки и события исторических периодов; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории;
использовать историческую карту как источник информации о территории государств, значительных социально-экономических процессах и изменениях на политической карте мира, местах крупнейших событий и др.;
проводить поиск информации, анализировать информацию из различных источников по отечественной и всеобщей истории; систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе;
представлять в различных формах описания, рассказа: а) условия и образ жизни людей различного социального положения.; б) ключевые события эпохи и их участников; в) памятники материальной и художественной культуры;
раскрывать характерные, существенные черты экономического и социального развития страны, политических режимов, международных отношений, развития культуры;
объяснять причины и следствия наиболее значительных событий (реформы и революции, войны, образование новых государств и др.);
сопоставлять социально-экономическое и политическое развитие отдельных стран, сравнивать исторические ситуации и события;
давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории.
используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие государств;
сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия; применять элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
осуществлять поиск исторической информации в учебной и дополнительной литературе, электронных материалах, систематизировать и представлять её в виде рефератов, презентаций и др.; применять знания по истории России и своего края при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края; проводить работу по поиску и оформлению материалов истории своей семьи, города, края.
II Содержание учебного курса «История России XIX века в лицах»
Раздел 1. Методологические основы курса ( 3 часа)
Работа с персоналиями. Роль личности в истории. Критерии причисления к историческим личностям. Соотношение целей и средств их достижения. Характеристика причин изучения персоналий. Недостатки в изучении жизни и деятельности исторических личностей: Метафорические и гиперболические прозвища (Владимир Красное Солнышко, Святополк Окаянный, Ярослав Мудрый, Всеволод Большое Гнездо, Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский и т. д.). Выдающиеся и известные деятели, носившие одинаковые фамилии (Несторы, Сильвестры, Филареты, Голицыны, Орловы, Панины, Шуваловы, шесть титулованных Екатерин и т. д.).
Исторический документ как источник информации.
Необходимость работы с историческим документом. Презентация исторических документов. Отработка алгоритма работы при работе с историческим понятием: вычленение существенных признаков из определений понятий, подбор сходных, родственных понятий для анализа, подведение родственного понятия под признаки изучаемого.
Последовательно-текстуальное изучение источников.
Выделение основополагающих идей и положений (проблем) из текста. Постановка к ним уточняющих и детализирующих вопросов. Выработка и запись ответов на поставленные вопросы. Работа над вопросами, поставленными самими авторами источников, и выработка ответов на них. Анализ упоминаемых авторами фактов, событий, личностей. Соотнесение идеи и положений источников с событиями, преобразованиями в жизни нашего общества, т. е. использование исторического опыта России.
Выполнение обобщающих и практических заданий.
Раздел 2. Россия в первой половине XIX в. (15 часов)
Александр I . Император Александр I и его окружение (М.М. Сперанский, А.А. Аракчеев, М.М. Кутузов и др.). Основные направления внутренней и внешней политики.
Николай I . Император Николай I. Укрепление государственного аппарата и социальной опоры самодержавия.
Деятели культуры России 1 половины XIX века . Предпосылки зарождения и культурного развития «золотого века» (Пушкин А.С., Лермонтов М.Ю., Татищев В.Н., К.Ф.Рылеев, Пирогов Н.И.и др.)
XIX век-век технологических открытий и изобретений ( И.П. Кулибин, П.К. Фролов , Черепановы и др.)
Защита проектов (2 часа).
Раздел 3. Россия во второй половине XIX в. (16 часов)
Александр II . Личность Александра II и начало его правления. Предпосылки и причины отмены крепостного права. Смягчение политического режима. Радикалы, либералы, консерваторы: планы и проекты переустройства России. Крестьянская реформа 1861 г. Либеральные реформы 1860—1870-х гг. «Диктатура сердца» М. Т. Лорис-Меликова и его проект реформ.
Александр III . Личность Александра III. Начало нового царствования. К. П. Победоносцев. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Меры по борьбе с «крамолой». Политика в области просвещения и печати. Укрепление положения дворянства. Наступление на местное самоуправление. Национальная и религиозная политика Александра III.
Политические и общественные деятели России. Полководцы и военачальники. Деятели общественного и революционного движения.
Деятели культуры России II половины XIX века .
Моя малая Родина в XIX веке. ( И. А. Гончаров, Н. М. Карамзин, И.Н. Ульянов и др.)
Итоговое занятие . Анализ исторических источников с ответом на вопросы, составление конспекта, тезисов, ответы на вопросы контрольного тестирования, написание исторического эссе.
III Тематическое планирование
№ по п.п. | Тема занятия | Кол – во часов | Из них | |
Аудитор-ные | Внеауди-торные | |||
Тема 1. Методологические основы курса | 3 | 3 | 0 | |
1 | Личность в истории. Алгоритмы изучения. | 1 | 1 | 0 |
2 | Исторический документ как источник информации | 1 | 1 | 0 |
3 | Последовательно-текстуальное изучение источников. | 1 | 1 | 0 |
Тема 2. Россия в первой половине XIX в. | 15 | 15 | 0 | |
4 | Александр I | 1 | 1 | 0 |
5 | Александр I | 1 | 1 | 0 |
6 | Окружение Александра I | 1 | 1 | 0 |
7 | Николай I | 1 | 1 | 0 |
8 | Николай I | 1 | 1 | 0 |
9 | «Апогей самодержавия» | 1 | 1 | 0 |
10 | Предпосылки зарождения и культурного развития «Золотого века» | 1 | 1 | 0 |
11 | Изменения в духовной культуре ( Пушкин А.С., Лермонтов М.Ю., Достоевский Ф.М.) | 1 | 1 | 0 |
12 | Изменения в духовной культуре | 1 | 1 | 0 |
13 | Ученые I половины XIX века | 1 | 1 | 0 |
14 | Политическая и общественная мысль в России (Татищев В.Н. , Рылеев К.Ф.) | 1 | 1 | 0 |
15 | XIX век- век технологических открытий и изобретений (Кулибин И.П., Фролов П.К.) | 1 | 1 | 0 |
16 | XIX век- век технологических открытий и изобретений (Черепановы) | 1 | 1 | 0 |
17 | ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ | 1 | 1 | 0 |
18 | ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ | 1 | 1 | 0 |
Тема 3. Россия во второй половине XIX в. | 16 | 11 | 5 | |
19 | Александр II | 1 | 1 | 0 |
20 | Александр II | 1 | 1 | 0 |
21 | Александр III | 1 | 1 | 0 |
22 | Политические и общественные деятели (М.Т. Лорис-Меликов, Д.А.Милютин, П.Д.Киселев и др.) | 1 | 1 | 0 |
23 | Политические и общественные деятели (А.М Горчаков, С.Ю. Витте и др.) | 1 | 1 | 0 |
24 | Полководцы и военачальники (Нахимов П.С., Гурков И.В. и др.) | 1 | 1 | 0 |
25 | Полководцы и военачальники (Скобелев М.Д., Тотлебен Э.И. и др.) | 1 | 1 | 0 |
26 | Великие русские музыканты (А.Н. Скрябин, С.В. Рахманинов, С.П. Прокофьев и др) Библиотечный урок. | 1 | 0 | 1 |
27 | Великие русские архитекторы (А.Н. Воронихин, А.Д.Захаров, К.И.Росси др) Библиотечный урок. | 1 | 0 | 1 |
28 | Великие русские художники. Товарищество передвижных художественных выставок. Библиотечный урок. | 1 | 0 | 1 |
29 | Деятели общественного и революционного движения (Г.В.Плеханов, А.И.Герцен и др.) | 1 | 1 | 0 |
30 | Великие симбиряне XIX века ( И.А.Гончаров, Н.М.Карамзин, Н.М.Языков ) Защита проектов. | 1 | 1 | 0 |
31 | Великие симбиряне XIX века ( Д.Д.Минаев, И.Н.Ульянов, В.И.Ленин, И.Я.Яковлев) ) Защита проектов. | 1 | 1 | 0 |
32 | Экскурсия в литературный музей «Дом Языковых» | 1 | 0 | 1 |
33 | Экскурсия в историко-мемориальный центр –музей И.А.Гончарова | 1 | 0 | 1 |
34 | Итоговое занятие. | 1 | 1 | 0 |
ИТОГО: | 34 | 29 | 5 |