муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска
«Детский сад № 381 комбинированного вида»
Дзержинский район, улица Королева, дом № 33а
: 278-19-49 e-mail: ds_381_nsk@nios.ru
«Проект методической работы
по внедрению профессионального стандарта «Педагог» в ДОУ»
Авторы проекта:
Сапрыгина Надежда Петровна-
заведующий МКДОУ д/с № 381,
Савельева Елена Геннадьевна–старший воспитатель МКДОУ детский сад № 381,
I квалификационная категория
Новосибирск 2019
Краткая аннотация проекта
Данный проект был разработан в соответствии с международными документами и нормативными актами федерального и регионального уровней.
Проект поможет педагогам изменить свою профессиональную деятельность, овладеть теми умениями, которые будут способствовать формированию способностей учащихся (рефлексировать, целеполагать, планировать, моделировать, проявлять инициативу, вступать в коммуникацию, принимать или отклонять точки зрения других), что существенно повысит эффективность образовательного процесса, обеспечит реализацию ООП.
Цель проекта: повышение профессиональной компетентности воспитателей и обеспечение перехода дошкольной организации на работу в условиях действия профессионального стандарта «Педагог».
Задачи проекта :
1.проанализировать готовность педагогов к профессиональной деятельности с учетом требований профстандарта;
2. выявить затруднения педагогов в процессе профессиональной деятельности;
3.организовать методическое сопровождение деятельности педагогов, обеспечить их информационно-методическую поддержку в период перехода к работе в условиях действия профстандарта;
4.организовать переподготовку и повышение квалификации педагогов в соответствии с требованиями профстандарта;
5. подготовить педагогов к аттестации с учетом требований профстандарта.
Данный проект представляет собой систему работы по внедрению профстандартов на базе нашего дошкольного учреждения через следующие направления:
Инструменты, которые использованы в данном проекте управления качеством кадрового состава дошкольной организации направлены на создание условий для участия всех педагогических работников в непрерывном образовании, повышения профессиональной мобильности; усиления роли администрации ДОУ в развитии профессиональных компетенций педагогов; установления соответствия квалификации педагога требованиям профессионального стандарта «Педагога».
Анализ готовности педагогов ДОУ к развитию профессиональной компетентности в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог»
Результат самоанализа и самооценки, готовность педагогов ДОУ к развитию профессиональной компетентности в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог».
Приложение с апробированными материалами может эффективно использоваться в дошкольных образовательных учреждениях различных типов.
Сроки реализации проекта: февраль 2018г. - декабрь 2019г.
Участники проекта: администрация ДОУ, педагоги ДОУ, родители
Этапы, содержание и методы реализации проекта
1 этап – ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ
Реализация проекта будет осуществляться в несколько этапов.
1-ый этап – подготовительный включает социологическое исследование.
Цель - предварительная оценка организационно-образовательных условий ДОУ.
Работа на данном этапе включает следующие направления:
- изучить нормативные правовые акты по внедрению профстандарта;
- проанализировать готовность педагогов к профессиональной деятельности с учетом требований профстандарта;
- выявить затруднения педагогов в процессе профессиональной деятельности;
- подбор и разработка диагностического инструментария.
В феврале 2018 года на основании заседания педагогического совета администрация ДОО издает приказ, который регламентировал организацию перехода дошкольного учреждения на профессиональный стандарт педагога.
Создана рабочая группа по внедрению профстандартов в ДОУ, а также утверждено ответственное лицо за внедрение профстандартов. (Приложение №1 )
На подготовительном этапе проекта было разработано и утверждено положение о рабочей группе по организации внедрения профессионального стандарта в ДОУ. (Приложение № 2)
Рабочая группа разработала план – график по внедрению профессиональных стандартов в ДОУ.(Приложение № 3)
2 этап – ОСНОВНОЙ
Включает непосредственную реализацию проекта.
Цель работы на данном этапе : создать условия для профессионального развития воспитателей (повышение уровня теоретических знаний, практических умений и навыков).
Творческой группой по разработке проекта был проведен анализ методической литературы и периодических изданий.
В нормативно – правовую основу проекта были взяты следующие документы:
ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:
В ст. 195.1 определены понятия профессионального стандарта — это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности и квалификации работника — это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.
В ст.195.2 ТК РФ определен порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов.
В ст. 195.3 ТК РФ определен порядок применения профессиональных стандартов.
Профессиональные стандарты:
Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550)
Приказ №422н от 5.08.2016г «О внесении изменений в профстандарт «Педагог»
ПРИКАЗ МИНТРУДА РОССИИ ОТ 18.10.2013 № 544Н Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (с изменениями на 5 августа 2016 года)
Приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» (зарегистрировано в Минюсте России 18.08.2015 N 38575)
Приказ Минтруда России от 08.09.2015 N 613н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (зарегистрировано в Минюсте России 24.09.2015 N 38994)
Приказ Минтруда России от 10.01.2017 N 10н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» (зарегистрировано в Минюсте России 26.01.2017 N 45406)
Федеральные документы, регламентирующие введение профессиональных стандартов:
Приказ Минтруда России от 12.04.2013 N 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» (зарегистрировано в Минюсте России 27.05.2013 N 28534)
Федеральный закон от 02.05.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ “О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544нот 5 августа 2016 г. № 422н
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.03.2015 г. № 08-237 «О переносе срока применения профстандарта педагога».
Письмо Минтруда России от 06.07. 2016 г. N 14-2/ООГ-6465 «О применении работодателями профессиональных стандартов»
Письмо Минтруда России от 22.02.2017 N 14-3/ООГ-1565, разъясняющее вопросы изменения обязанностей сотрудников в связи с принятием профессионального стандарта.
Письмо общероссийского союза работников образования от 10.03.2017 г. N 122 «Об актуальных вопросах применения профессионального стандарта»
В начале проекта в ДОУ было протестировано 14 педагогов, тест для педагогов «Готовность к саморазвитию»:
Сильные стороны:
100%- педагоги осознают необходимость саморазвития в современной образовательной ситуации;
100%- осознают свои достоинства и недостатки как профессионала
100%-хотят соответствовать имиджу современного воспитателя
100% - верят, что все задуманное - осуществится
Затруднение вызывает:
40%- нет определённого плана достижения поставленных перед собой целей и задач в аспекте требований профессионального стандарта «Педагог»
40% - дополнительная нагрузка для педагогов. (Приложение № 4)
С целью изучения уровня соответствия профессиональному стандарту педагогам была предложена возможность оценить свое соответствие критериям, отражающим обобщенную трудовую функцию, необходимые умения, знания, другие характеристики, а именно – соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики.
На начало проекта наиболее низкий показатель выявлен по следующим параметрам:
- владение ИКТ - компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы;
- партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач;
- использование методов и средств анализа педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ.
На конец проекта степень затруднения педагогической деятельности по всем показателям была минимальной.
Было проведено анкетирование родителей о показателях качества образования. Анализ анкетирования позволяет изучить мнение участников образовательного процесса о его организации, содержании, условиях протекания. Оно является важным, так как позволяет выявлять качество образования и регулировать характеристики образовательного процесса, негативно влияющие на его результативность. Удовлетворенность родителей различными сторонами образовательного процесса показывают удовлетворенность содержательной и организационной сторонами образовательного процесса в ДОУ. (Приложение № 5)
После проведения анкетирования, изучения литературы, для педагогов ДОО прошла лекция–диалог №1 «Профессиональный стандарт «Педагог»: подготовка к применению». Был проведен глубокий анализ содержания профессионального стандарта педагога.
После проведения анализа содержания профессионального стандарта педагога, рабочая группа разработала план основных методических мероприятий по введению профессиональных стандартов. (Приложение № 6)
В план вошли такие мероприятия как:
использование научно-методического подхода: проведение работы с педагогами по планированию самообразования,
поддержка института наставничества, создание условий, при которых педагоги могут оказывать друг другу консультативно-методическую помощь)
включение большего числа педагогов в реализацию программы инновационной деятельности.
Лекция –диалог №2 «Профессиональный стандарт. Актуальные вопросы»
Составлен единый перспективный план аттестации и повышения квалификации педагогических кадров. (Приложение № 7)
В ДОУ создана и организована деятельность аттестационной комиссии с целью подтверждения соответствия педагогических работников занимаемой должности.
Лекция-диалог №3 «Профессиональный стандарт. От самоанализа к саморазвитию». Коллективное обсуждение данных самоанализа уровня компетенций педагогов. Определение путей дальнейшего развития.
Для определения ресурсов профессионального развития педагогов для выполнения трудовых функций в соответствии с профстандартом нами было принято решение об разработки и внедрение персонифицированных программ повышения квалификации педагогов на основе профстандартов .
(Приложение № 8)
3 этап - ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Цель - подведение итогов работы над проектом. Данный проект апробирован в нашем дошкольном учреждении с февраля 2018 г., а разработанная нами система мероприятий реализуется в настоящее время и до конца 2019 года будет выполнена в полном объёме. Промежуточные результаты показали положительную динамику. Наблюдается рост профессиональной компетентности педагогов.
В ДОУ ежегодно ведется работа по повышению квалификации педагогов через разнообразные формы. Согласно требованиям к условиям повышением квалификации педагогов, за 3 года охвачено 100%, курсы повышения квалификации по ФГОС ДО. Два педагога прошли дополнительную профессиональную подготовку по профильному направлению, 2 педагога запланированы пройти переподготовку по профильному направлению.
В оставшееся время необходимо приложить максимум усилий для оказания помощи педагогам в подготовке к введению профессионального стандарта, так как каждый педагогический работник должен соответствовать все квалификационным требованиям профессионального стандарта педагога.
В 2019 году на базе нашего ДОУ, мы планируем провести семинар – практикум по внедрению профстандартов. Распространение педагогического опыта между педагогами дошкольных учреждений города, в средствах массовой информации, поиск и привлечение единомышленников.