Конспект открытого занятия
Маликовой М.В. МБДОУ Детский сад №23 «Чебурашка».
Тема занятия: «Я готовлюсь стать лётчиком-космонавтом».
Цель: «Формирование певческих навыков как условие музыкального и гармонического развития детей старшего дошкольного возраста»;
Задачи:
Образовательная – В ходе занятия расширить знания детей о профессии лётчика-космонавта.
Воспитательная – формирование коммуникативных навыков, коллективизма, дружбы, взаимопомощи, патриотизма.
Развивающая – развитие музыкальных навыков:
-чистоты интонирования,
-чувства ритма,
-певческого дыхания,
-дикции,
-расширение голосового диапазона,
-выразительности исполнения.
Оборудование:
-фотография российских космонавтов в открытом космосе,
-фотография Ю.А.Гагарина,
-фотография космодрома «Восточный»,
-фотография МКС,
-изображение логотипа Роскосмоса,
-циферблат с двигающимися стрелками,
-логопедические карточки с артикуляцией «а», «и», «у», «о»,
-шоколадные медали с логотипом Роскосмоса,
Техническое оборудование:
-видеопроектор для показа презентации.
Ход занятия.
Дети под музыку входят в зал. Встают вкруг.
Здравствуйте, ребята. Сегодня я проведу с вами музыкальное занятие. Но оно будет не совсем обычное. Посмотрите, сколько у вас сегодня гостей. Давайте с ними поздороваемся (дети здороваются). Меня зовут Марина Владимировна. Повторите, пожалуйста. …
Ребята, какие вы красивые, и взрослые. А вы уже мечтали о том, кем вы станете, когда вырастите? (называют профессии). Ребята, а профессия лётчик-космонавт сложная. … Как вы думаете, каким должен быть космонавт? (называют качества). А вы знаете, кто был первым космонавтом? Да, Юрий Гагарин, наш русский космонавт первый в мире полетел в космос (фото).
Ребята, а сейчас космонавты летают в космос в одиночку? … Нет. А как? (с друзьями, командой, экипажем) Да, и наверное они должны быть очень дружными, правда? А почему они должны быть дружными? … Да, чтобы помогать друг другу в трудную минуту.
Посмотрите, ребята, как работают в открытом космосе наши дружные, смелые и умелые космонавты . (видео)
Ребята, а вы хотели бы сейчас полететь в воображаемый полёт нашим экипажем? … И вы не боитесь трудностей, которые будут встречаться на нашем пути?... Какие вы смелые! Тогда нам нужно подготовиться к полёту. Ведь вы должны быть и дружными, и сильными, многое узнать и суметь выполнить космическое задание! Вы готовы? Начинаем подготовку к полёту!...
1-е упражнение «Хлопки-шаги»
(упражнение на чувство ритма)
Похлопайте пожалуйста сейчас дружно в ладоши! … А теперь дружно потопайте! … Как у вас получилось? … Получилось очень … громко, но нам надо потренироваться, чтобы получилось ещё и дружно. Давайте попробуем вместе! Приготовили ладошки. (дети вместе с МР сначала один раз хлопают, а потом топают)
Уже гораздо лучше. Но этого пока не достаточно. Посмотрите на меня, и прохлопайте все вместе, как я: «раз-два-три-четыре», теперь протопайте: «раз-два-три-четыре», теперь одновременно протопаем и прохлопаем: «раз-два-три-четыре»! А теперь сделаем это под музыку! (делают под музыку «хлопки –шаги на каждую 1/4 долю).
Вы стали ещё дружнее. Ребята, а я вам сейчас усложню тренировку. Мы сейчас хлопали и топали на каждую долю: «раз-два-три-четыре». А можно и не на каждую. Например на первую и третью хлопать, на вторую и четвёртую пропускать: «раз-два-три-четыре». Давайте попробуем так. …
Это было ещё лучше. Ребята, а как ещё можно попробовать потренироваться? (предлагают дети: «раз-два-три-четыре», «раз-два-три-четыре» и т.д.)
2-е упражнение «Мячик»
(дыхательное упражнение)
Да. Первое испытание вы прошли. Вы теперь действительно дружные ребята. У вас хорошо получилось. А кто из вас знает, как называется специальный костюм, в котором летают космонавты? … Скафандр. А зачем космонавтам скафандр? (нагрузки, холод, отсутствие воздуха)
Но в скафандре дышать совсем не просто. Нужно иметь сильные лёгкие. Нам надо потренировать своё дыхание и свои лёгкие. Положите ручки на животик. Вдыхаем через носик – животик надувается, плавно выдыхаем через ротик – животик сдувается. (повторяем несколько раз)
А теперь гимнастика для животика. Резко выдыхаем: «Ф-Ф-Ф-Ф» - тренируем наши лёгкие. Отлично. Предполётную подготовку мы с вами прошли. Теперь мы прибыли на космодром.
Мы зашли в корабль и садимся в кресла (садятся на ковёр). Ребята, а что такое космодром? … Правильно, место, откуда взлетают космические корабли. (фото)
Ребята, а теперь давайте придумаем название нашему космическому кораблю! … Итак, мы выбираем название «….» Будьте внимательны! Взлёт ровно в 12 часов.
3-е упражнение «Часики»
(артикуляционное упражнение без голоса)
Ребята, а что нужно знать, чтобы мы взлетели ровно в назначенное время и не опоздали? Как мы узнаем, что уже 12 часов? … Да, нужно знать время, уметь его определять. А что же нам подсказывает, сколько сейчас время?
Часы, конечно. А как часы показывают время? Да, стрелки показывают на цифры. А какие стрелки есть? … Минутные и часовые. А чем они отличаются? … Да, минутная длинная и тонкая, а часовая короткая и потолще.
Ребята, а покажите мне пожалуйста язычком минутную стрелочку, длинную и тонкую. … А теперь часовую, короткую и широкую. … А кто знает, где находится 12 часов? Наверху. Покажем язычком 12 часов. (тянут язык к носу) А 6 часов? (к подбородку) А теперь 9 и 3 часа.
А как ходит стрелочка?... По кругу. Давайте мы покажем как стрелочка ходит по кругу…. А теперь за губками… И в обратную сторону. Так где у нас находится 12 часов? Отлично! Вот уже 12 часов.
Приготовились к взлёту! (руки соединили наверху «ракетой», звук взлетающей ракеты) Мы отрываемся от земли (встают на ноги), набираем высоту (бежим по кругу) и выходим в космическое пространство! Делаем виток вокруг Земли (пробегают по кругу). Снижаем скорость, подлетаем к космической станции и состыковываемся с ней. (садятся на стульчики)
Ребята, а вы знаете, что такое космическая станция? … Да, это космический корабль, который уже много лет летает вокруг Земли. (фото) К станции пристыковываются другие космические корабли из разных стран и люди занимаются там наукой, исследованиями, экспериментами. Эту станцию построила и запустила в космос наша страна – Россия! И только наши русские космические корабли доставляют на эту станцию наших космонавтов и космонавтов других стран!
4-е упражнение «Зеркало»
(артикуляционное упражнение с голосом
и на выразительность исполнения)
Итак, мы состыковались с космической станцией. Ребята, смотрите, здесь лежит для нас конверт с заданием, которое мы должны выполнить. Давайте откроем его и посмотрим. (достаёт картинку с рукопожатием) Ребята, а что здесь изображено? Как вы думаете, что это означает? Что нам нужно сделать? …
Да, наверное нам нужно наладить контакт, подружиться с теми, кто уже находится на этой космической станции. Оказывается здесь уже пристыковался инопланетный космический корабль. Мы открываем люк – это металлическая круглая дверь, проходим в этот корабль и встречаем там … (инопланетян…).
Но мы не знаем их языка. А нам необходимо наладить с ними контакт! Подружиться с ними. Что же делать? … Да, если мы хотим подружиться с кем-то, нам надо сначала ему улыбнуться.
Мы подошли к ним и улыбнулись «И», а потом они протянули нам руки, и мы удивились «У», мы пожали друг другу руки и мы порадовались «А», а потом мы показали на свою землю (страну) и все увидели, какая красивая у нас планета «О».
Ребята, а что было дальше? Давайте представим? (Дети предлагают свой вариант рассказа общения с «инопланетянами»). Вот так, своими эмоциями, улыбками мы подружились с («инопланетянами»).
5-е упражнение «Я лечу» («Я пою»)
(певческое упражнение на расширение диапазона
и звуковысотного слуха)
Ну вот, наше задание выполнено. Мы можем возвращаться домой и мы взяли курс на родную Землю. Ребята, а возвращаться домой весело? А с песней еще веселей. Давайте так и споём: «Я лечу, весело лечу» (распевка Т3/5 с подъёмом на ½ тона вверх). Ребята, а космос – высоко? А как мы можем об этом спеть? … «Я лечу, высоко лечу»
Земля становится всё ближе, мы спускаемся ниже. Как мы об этом споём? … «Я лечу, ниже я лечу». (распевка Т3/5 с понижением на ½ тона вниз) И вот мы уже подлетели к Земле. И мы споём об этом… «Я летел, вот я прилетел».
Ну вот мы коснулись нашей родной планеты! Наш полёт окончен! И я прошу сейчас экипаж корабля выйти на торжественное построение!
Окончание занятия.
Ребята, вам понравилось наше космическое путешествие? А что вам понравилось больше? … А почему?... Что нового вы сегодня узнали? (лётчик-космонавт, экипаж, космодром, космическая станция…) А вам захотелось по-настоящему полететь в космос?
Ребята, наши космонавты, которые сейчас находятся на космической станции просили передать вам своё видеообращение! Посмотрите, пожалуйста! (видеообращение)
Ребята, а вы знаете, что все российские лётчики-космонавты, которые побывали в космосе, получают самую высокую награду – звезду Героя России? Я поздравляю вас с вашим первым полётом! И награждаю вас медалями за выполнение космического задания! (музыка)
Желаю вам, чтобы ваши мечты всегда сбывались и вы не боялись трудностей, которые могут встретиться на вашем пути, а смело их преодолевали! Я благодарю экипаж корабля « …» за отличную работу! Давайте попрощаемся с гостями! До следующего полёта, друзья!