Консультация на тему:
«Современные подходы к реализации образовательной области «Социально коммуникативное развитие» в рамках ФГОС ДО».
Цель: повышение профессионального уровня педагогов в овладении современными образовательными технологиями в социально-коммуникативном развитии дошкольников и последующее использование их в осуществлении образовательного процесса ДОУ.
Проблема социально личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей.
Актуальность социально коммуникативного развития дошкольников возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.
В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание уделяется достижению целей и решению задач социально коммуникативного развития.
Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Задачами социально – коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО являются следующие:
-присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
-развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
-формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,
-формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
-формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
-формирование социально коммуникативных речевых умений (развитие способности вступать в общение и поддерживать его).
Для решения поставленных задач необходимо соблюдать ряд условий:
использование в практике работы ДОУ здоровье сберегающих образовательных технологий;
-реализация общеобразовательной программы;
-обогащение предметно пространственной среды.
Введение ФГОС дошкольного образования определяет характер взаимодействия взрослых и детей как личностно развивающий и гуманистический, предполагающая уважение к ребенку, создание доброжелательной атмосферы сотрудничества детей в группе, ориентация детей на общечеловеческие ценности.
Развитие собственной активной позиции у ребенка обеспечивается предоставлением ему инициативы в самых разных видах деятельности, и, прежде всего в игре.
Выделяются основные принципы дошкольного образования,
-направленные на формирование личностных качеств дошкольника и его адаптацию к социуму:
-содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
-приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
-формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
-учёт этнокультурной ситуации развития детей;
ФГОС дошкольного образования изменяет представления о содержании и условиях реализации образовательной области «Социально коммуникативное развитие»:
Выделяется ряд требований к условиям реализации образовательной области «Социально - коммуникативное развитие»:
1. Требования ФГОС ДО к основным компетенциям педагога:
Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка;
Поддержка индивидуальности и инициативы детей;
Установление правил поведения и взаимодействия с детьми в разных ситуациях;
Построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника;
Организация сотрудничества с родителями воспитанников.
2. Рекомендуемые инновационные формы работы с детьми по «Социально коммуникативному развитию» по ФГОС:
Младший дошкольный возраст:
Вариативная организация игр экспериментов и игр путешествий предметного характера с детьми как основных методов воспитания;
-Организация сюжетных игр;
-Организация моментов радости, связанных с культурно гигиеническими навыками и навыками ЗОЖ;
-Простейшие поисковые и проблемные ситуации;
-Игры с моделированием;
-Литература и игра (чтение).
Средний дошкольный возраст
-Организация сюжетно ролевых игр;
-Вариативная организация игровых проблемных ситуаций, игровых поисковых ситуаций, усложняющихся игр экспериментирований и игр путешествий, игр этюдов.
-Введение в процесс воспитания простейших ситуационных задач.
-Беседы и совместная познавательная деятельность воспитателя и детей с элементами игры.
Старший дошкольный возраст:
-Ситуационные задачи, их широкая вариативность.
-Использование метода проектов.
-Использование метода коллекционирования.
-Использование театрализованной деятельности.
-Использование литературно игровых форм (сочинение с детьми загадок, стихотворные игры, сочинение с детьми лимериков (форма коротких стихов)
-Самостоятельная деятельность детей.
Инновационные формы работы с родителями:
-Совместные образовательные проекты, а также семейные и межсемейные;
-Вечера вопросов и ответов;
-Родительские гостиные;
-Тренинги по запросам родителей;
-Клубы по интересам;
-Родительские конференции;
-Совместное творчество родителей, детей и педагогов;
-Творческие выставки и фотовыставки;
-Тематические вечера и викторины;
Совместные досуги;
-Видеоинтервью и мультимедийные презентации;
-Выпуск семейных газет и книжек малышек.
4. Формирование социально коммуникативной компетентности дошкольников будет успешным, при соблюдении следующих организационно педагогических условий:
Создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания и любви;
Обучение умению слушать и слышать другого;
Развитие умения использовать мимику, пантомимику и голос в общении;
Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях;
Обучение умению использовать формулы речевого этикета адресовано и мотивировано;
Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам;
Формирование чувства симпатии между участниками общения;
Объяснение детям, что неосторожно сказанное слово ранит, не менее больно, чем действие;
Обучение умению детей владеть собой;
Развитие умения анализировать ситуацию;
Целенаправленное формирование у детей коммуникативных навыков.
ФГОС направлены на повышение качества и статуса дошкольного образования что соответственно, предусматривает профессиональное развитие педагогических работников, повышение их профессиональных и личностных компетенций. Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Педагог должен постоянно самосовершенствоваться и соответствовать требованиям современности.