Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Духовно-нравственные ценности в произведениях древнерусской литературы

Цели: формирование у учащихся собственных духовно-нравственных ценностей, взглядов, суждений, оценок на примере произведений древнерусской литературы. Критическое осмысление и анализ своих поступков, поступков сверстников и одноклассников. Развивать познавательный интерес учащихся к древнерусской литературе. Задачи: воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения. Приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине. Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №20 имени Героя Советского Союза Н.Д.Дугина муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области

140006, Московская область, Люберецкий муниципальный район,

Улица Южная, д. 20, телефон 8-495 -554-45-96

Сценарий мероприятия на тему

«Духовно-нравственные ценности в

произведениях древнерусской литературы»

Автор:

Хованская

Елена Геннадиевна

учитель русского языка

и литературы

Люберцы, 2014 г.

Сценарий мероприятия

«Телепередача на канале «Культура»

Цели:

формирование у учащихся собственных духовно-нравственных ценностей, взглядов, суждений, оценок на примере произведений древнерусской литературы. Критическое осмысление и анализ своих поступков, поступков сверстников и одноклассников. Развивать познавательный интерес учащихся к древнерусской литературе.

Задачи:

воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения.

Приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине.

Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Копылова Таня и Курчавова Даша исполняют русский народный танец «Барыня»

(Слайд 1)

Выходит ведущая.

- Здравствуйте, дорогие друзья! С вами я – Холова Лола. Вы смотрите канал «Культура». Мы рады приветствовать вас. Сегодня у нас в гостях эксперты

в области духовной культуры Мовсисян Лиана и Латанов Егор .

(Егор и Лиана выходят из зала. Ведущая предлагает им занять свои места)

(Слайд 2)

- Сегодня мы поговорим о духовно-нравственных ценностях в произведениях древнерусской литературы.

(Вопрос в зал) Почему именно древнерусская литература? (Ведущая подходит к желающим ответить с микрофоном.)

Ведущая, подводя итог: Конечно потому, что именно древнерусская литература – это исток духовно-нравственного воспитания.

(Слайд 3)

Егор:

- Древнерусская литература – гордость национальной культуры, источник нравственных идеалов. В современной России нарушено духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.

(Слайд 4)

Лиана:

- Хотелось бы напомнить, что в послании президента России говорится: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность. И общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории».

Ведущая, обращаясь к Лиане:

- А в сфере образования позиция президента учитывается?

(Слайд 5)

Лиана:

- Конечно. Концепция модернизации российского образования определяет одну из важнейших задач воспитания: формирование у школьников духовности и культуры. Основополагающие изменения содержания курса литературы направлены на усиление духовно-нравственной и эстетической функции предмета.

(слайд 6)

Егор:

- Как говорил величайший литературовед, академик Дмитрий Сергеевич Лихачев: «Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя».

(слайд7)

Лиана:

- Дополню другими словами Дмитрия Лихачева: «Чтобы воспринимать культурные ценности во всей их полноте, необходимо ЗНАТЬ их происхождение, процесс их созидания и исторического изменения, заложенную в них культурную память. ИМЕННО ПАМЯТЬ помогает человечеству преодолевать время, она накапливает то, что называется культурой». То есть, в контексте сегодняшней темы, было бы правильным сначала разобраться в происхождении славянской письменности.

Ведущая (вопрос зрителям):

- А знаете ли вы изобретателей славянской азбуки? (ответы из зала)

Конечно, это братья Кирилл и Мефодий.

(вопрос зрителям):

- А что вам известно о них? (ответы из зала)

(слайд 8)

- Братья Кирилл и Мефодий родом были из Греции, потому сначала на основе греческого алфавита они создали глаголицу, а потом уже кириллицу.

(слайд 9)

Ведущая:

- Если оглянуться назад, то становится понятно, что Кирилл и Мефодий создали не просто алфавит, они открыли славянскому народу новый путь, ведущий к совершенству человека на земле и торжеству новой веры.

Егор:

-Азбука – это не просто набор букв, а своеобразное послание, имеющее тайный смысл.

(слайд 10)

Лиана:

- Изучая старославянскую азбуку, многие ученые приходят к выводу, что на самом деле первая «Азбука» является ТАЙНОПИСЬЮ, которая имеет глубокий религиозный и философский смысл, а самое важное – она построена таким образом, что представляет собой сложный логико-математический организм.

(слайд 11)

Ведущая:

- То есть, мудрость жизни заложена в славянской азбуке, и при её изучении ребенок постигал основы нравственности и духовной доброты.

(слайд 12)

Лиана:

- Совершенно верно. Славянская азбука представляет из себя письменную систему. Буквы записаны не хаотично, а в строгом порядке. Азбука делится на две части – «высшую» и «низшую», правизну и левизну – это означает два пути в жизни человека, которому предстоит сделать выбор в сторону добра или зла. Именно азбука объясняла, что смысл духовной жизни человека

в постоянной борьбе в его душе добра и зла, божественных и дьявольских сил.

(слайд 13)

Егор:

- Действительно, это так. Для того чтобы понять тайнопись славянской азбуки, необходимо не просто бегло просмотреть её, а вчитываться в каждую букву-слово. Ведь каждая буква-слово содержит смысловое ядро, которое вкладывал в неё Кирилл.

Ведущая:

- Я думаю, что наши гости сейчас не совсем понимают, о чем идет речь. Не могли бы вы нам объяснить?

(слайд 14)

Егор:

- Конечно. Ученые доказали, что азбука – это тайное послание, завещание из глубины веков. Её надо не только знать, но и понимать, что же хотел передать Кирилл потомкам. Азбука представляет собой перечень символов-слов. Их смысл был понятен каждому славянину.

Ведущая:

- Действительно (обращая внимание на слайд), посмотрите: с одной стороны мы видим знаки, обозначающие звуки, а с другой – названия букв.

(слайд 15)

Лиана:

- Правильно. Каждая буква – это слово с лексическим значением.

Например, Азъ – это первая буква славянского алфавита, которая обозначает местоимение Я. Однако ее коренным смыслом является слово «изначально», «начинать» или «начало». Букве соответствует число 1.

Буки – значит «быть», «будет». В некоторых азбуковниках называют «Боги»

Веди – «ведать», «знать», «владеть». Этой букве соответствует число 2

Глаголь – значит выполнять действие или произносить речь (говорить). Букве соответствует число 3.

Добро – и есть «добро», «добродетель». Соответствует число 4.

И так каждая буква азбуки.

Ведущая:

- Да. А если произносить по две и более букв, то получаются словосочетания и предложения.

Например, (слайд 16) (обращаясь к залу)

Азъ Буки Веди

- Как вы думаете, какой смысл заложен в этих словах? (ответы из зала)

(Обобщая ответы)

(слайд 17) Я ведаю (знаю) буквы, или я буду ведать (знать).

(слайд 18)

Глаголь Добро (ответы из зала)

(слайд 19)

– это значит говори и делай добро. Буква-слово глаголь обозначала одновременно и слово, и дело.

(слайд 20)

Живете Зело Земля

(слайд 21)

– это дословно означает «живите землею», а смысл – «земля – кормилица наша».

(слайд 22)

Како Люди Мыслете – Наш Он Покой

(слайд 23)

– как вы люди думаете, таков и ваш мир.

(слайд 24)

Рцы Слово Твердо

(слайд 25)

– говори слово твердо истинное , правдивое.

Ведущая:

- Столько интересных фактов мы сегодня узнали. Так о чем же говорится в азбуке? К какому выводу мы можем прийти? (ответы из зала)

(слайд 26)

- Итак, изучив азбуку с самых «азов», мы можем прийти к выводу, что братья

Кирилл и Мефодий оставили своим потомкам главную ценность – творение, которое призывает нас стремиться к самосовершенствованию, учению, мудрости и любви, обходя темные тропинки злобы, зависти и вражды.

Ведущая:

- Сейчас мы прервемся на короткую музыкальную паузу и после продолжим беседу

Данилова Стася, Копылова Таня, Савич Артем, Далакишвили Марк исполняют танец.

Ведущая:

- А мы продолжаем нашу беседу, а знаете ли вы кто ещё из деятелей Древней Руси оставил своим потомкам духовно-нравственное завещание? (ответы из зала)

- Это Владимир Мономах и его «Поучение». (слайд 27)

- А кем был Владимир Мономах? (ответы из зала)

Лиана:

- Владимир Мономах вошел в историю государства Российского и как писатель, и как великий князь и политический деятель.

Гаснет свет в зале. Шторы медленно раздвигаются. На сцене стоит маленький столик. На нем лист бумаги, горящая свеча, чернильница, перо.

Чтение стихотворения Ивана Есаулкова о Владимире Мономахе:

Начались усобицы, и пошло всё прахом,И тревожат половцы Киевскую Русь...Только лишь с Владимиром, мудрым Мономахом,Наконец, закончились и тоска, и грусть.Бил он торков, вятичей, половцев и чехов,Громкими победами славен он в веках.Иль в Ростово-Суздале не снимал доспехов,Или «Поучение»* он держал в руках.Сам в степи он половцам наносил удары,Нового набега их никогда не ждал.Стали реже полыхать на Руси пожары,И никто сожжённых сёл больше не видал.Стали править на Руси по его «Уставу»,Новый создали при нём летописный свод.Пели и сейчас поют Мономаху славу,Память о его делах по сей день живёт!

(Слайд 28)

Выходит «Владимир Мономах». Он в раздумьях прохаживается по сцене, разговаривает вслух сам с собой.

-Я, смиренный, дедом своим Ярославом, благословенным, славным, нареченный в крещении Василием, русским именем Владимир, отцом возлюбленным и матерью своею из рода Мономахов… и христианских ради людей, ибо сколько их соблюл по милости своей и по отцовской молитве от всех бед! Сидя на санях, помыслил я в душе своей и воздал хвалу богу, который меня до этих дней, грешного, сохранил. Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться.

Садится за стол, начинает писать, проговаривая вслух. Периодически поднимает голову, проговаривает некоторые фразы ещё раз, снова пишет.

Уповай на бога, ибо верю в него. Не соревнуйся с лукавыми, не завидуй творящим беззаконие, ибо лукавые будут истреблены, послушные же господу будут владеть землей.

Не ленитесь, но за всем наблюдайте.

Ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью.

Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело.

Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте

убить его.

Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев.

Не пропустите человека, не приветив его.

Соблюдайте своё слово.

Напоите и накормите просящего.

Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы

смертны.

Гордости не имейте в сердце и в уме.

Творите добро.

Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете,

тому учитесь.

О я, многострадальный и печальный! Много борешься, душа, с сердцем и одолеваешь сердце мое; все мы тленны. Не осуждайте меня, дети мои или другой, кто прочтет: не хвалю ведь я ни себя, ни смелости своей, но хвалю Бога и прославляю милость Его. Найди мир и отгони зло и живи во веки веков.

(Уходит со сцены. Занавес)

Егор:

- Свое «Поучение» Владимир Мономах писал 900 лет назад, но и сегодня оно не утратило своей актуальности. Более того, я бы советовал не только детям, но и их родителям читать и задумываться над советами, которые и через века остаются аксиомой .

Ведущая:

- Но список древнерусских произведений значительно шире.

(Обращаясь к залу) А какие вы можете вспомнить и назвать?

(Ответы из зала)

- Хорошо, спасибо.

(слайд 29)

Лиана:

- Замечательно, что среди перечисленных произведений назвали «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Этих святых особенно почитают в России.

(Слайд 30)

Ведущая: (Обращаясь к залу)

- А что вам известно о них?

(ответы из зала)

- Хорошо. А какой праздник и когда отмечается в России в честь святых Петра и Февронии?

(ответы из зала)

- В честь святых супругов Петра и Февронии Муромских, живших долго и счастливо и умерших в один день – 8 июля 1228 года в России был утвержден праздник «День семьи, любви и верности». Этот истинно русский праздник поведал нам из глубины веков о тех духовно-нравственных ценностях, над которыми не властно время, поведал о культуре отношений в семье, существовавшей века назад.

(Слайд 31)

Егор:

- Древнерусская литература рисовала нравственный идеал человека на примере жизнеописания святых. Герои повести в своем поведении руководствуются христианскими понятиями о добре и зле, о цели жизни, о своем месте среди людей. Трудолюбие, ум, знания, отвага, любовь, верность – нравственные ценности, которые исповедует древнерусский человек в личной жизни. Закончили Петр и Феврония свою жизнь тихо, спокойно. Люди пытались положить их тела в разные гробы, но утром они снова оказывались вместе. Их любовь – это чудо.

(Слайд 32)

Несколько учеников читают стихотворение

Был сыном Муромского князя Князь Петр, правда, лишь вторым. Однажды, заболев проказой, Узнал - недуг неизлечим. Петру во сне открыто было, Что сможет "древолазца" дочь Своею мудростью и силой Ему несчастному помочь. Крестьянка и живет в деревне. Ее Февронией зовут. И, не смотря на род свой древний, Князь едет. Вот уже он тут. По исцеленьи дал князь слово Жениться, да не стал держать. Недуг к нему вернулся снова, Но дева помогла опять. И взял Февронию князь в жены, И жили дружно, хорошо. А вскоре бывший прокаженный На Муромский престол взошел. *** (Слайд 33)

Случилось, что по Божьей воле, В монастыри их путь лежит. Петра с Февронией нет боле. Есть Ефросиния, Давид. В друг друга влюблены, как прежде, Дожили до преклонных лет. Трудились с верой и надеждой, Монашеский приняв обет. И стали Господу молиться: - Чтоб умереть в один нам час. Мы приготовили гробницу, Где вместе похоронят нас. И внял Господь мольбам горячим. Не стало их июльским днем. Случиться не могло иначе. Ведь Бог - любовь, стоим на том. Тела раздельно положили. Боялись, если грех - беда. Они на завтра рядом были. Теперь - навеки, навсегда. *** Идут спустя столетья люди К мощам святых издалека. Так было, есть и дальше будет. Любви не высохнет река... 

(слайд 34)

Лиана:

- «Повесть о Петре и Февронии» стала любимым чтением средневековых русичей. Сохранилось 150 списков повести, в которых эта история излагается во множестве вариантов.

(Слайд 35)

Ксения Курбанова и Каширин Никита исполняют песню о Петре и Февронии

2 куплет (Слайд 36)

Ведущая, Лиана и Егор встают в центре сцены.

Ведущая:

- Время нашего эфира подходит к концу, и, в завершение, хочу подвести итоги сегодняшней встречи. Значительную роль в формировании у ребенка духовно-нравственных ценностей играет семья. Семья – колыбель духовного рождения человека.

(Слайд 37)

Ребенок учится тому,

Что видит у себя в дому.

Родители - пример ему!

Кто при жене и детях груб,

Кому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит

От них все то, чему их учит.

Не волк воспитывал овец,

Походку раку дал отец!

Коль видят нас и слышат дети,

Мы за дела свои в ответе

И за слова: легко толкнуть

Детей на нехороший путь.

Держи в приличии свой дом,

Чтобы не каяться потом.

Копылова Таня и Курчавова Даша исполняют русский народный танец «Варенька».

Ведущая:

- Дорогие друзья, читая произведения древнерусской литературы, у нас появляется возможность познакомиться с событиями древней истории нашей родины, усвоить сложные понятия о месте человека в жизни, о его целях и устремлениях, убедиться в истинности духовно – нравственных ценностей русского народа.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 24.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области