Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Рабочая учебная программа по географии, начальный курс, 5 класс

Целью данной программы является систематизация знаний обучающихся о природе и человеке, подготовка к изучению страноведческого курса в процессе выявления причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Елизовская средняя школа № 2»

«Рассмотрено»

Руководитель МО МБОУ ЕСШ № 2

__________Кочубеева В.Н.

Протокол № ___

от «____»________2017 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УР МБОУ ЕСШ № 2

___________Яровая Е.В.

«____»_________ 2017 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ ЕСШ № 2

_______ Иванова Р.Ш.

Приказ № ___

от «___» ______ 2017 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу «География. Начальный курс»

5 класс

Составитель программы

учитель географии

Никонова З.В

2017 год

Пояснительная записка.

Рабочая программа по географии составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерных программ по учебным программам (География 5-9 классы.М.,: Просвещение, 2012г.), Федерального перечня учебников, базисного учебного плана, рабочей программы по географии М.:Дрофа,2013).

Рабочая программа ориентирована на использование учебника «География. Начальный курс. 5 кл».-учебник для общеобразовательных учреждений / И.И. Баринова, А.А.Плешаков, Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2014 г.

Программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).

Программой предусмотрено проведение:

- контрольных работ -4;

- практических работ -7.

«География. Начальный курс» - первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. При изучении этого курса начинается обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследованию местности проживания, накопленные знания будут необходимы в дальнейшем для освоения курса географии.

Курс «География. Начальный курс» призван систематизировать знания о природе и человеке, подготовить учащихся к изучению природно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

Целью курса является:

- формирование у учащихся целостных представлений о природе Земли как планете, о неоднородности различных территорий на примере крупнейших стран и регионов Земли, своей Родины, своего края;

- знакомство с географической картой;

- пробуждение интереса к естественным наукам;

- формирование умений безопасного поведения в окружающей среде.

Задачи обучения:

- знакомство с географией, формирование интереса к предмету;

- формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы.

Содержание учебного курса.

Тема 1.Что изучает география (3 часа).

Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле. Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология. География – наука о Земле. Физическая и социально – экономическая география – два основных раздела географии. Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно –географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.

Тема 2. Как люди открывали Землю (6 часов).

Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья. Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды. Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.

Практические работы:

1.Обозначение на контурной карте географических объектов, указанных в тексте учебника.

2. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий.

Тема 3.Земля во Вселенной (9 часов).

Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птоломею. Изучение вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о Вселенной. Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс. Планеты – гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн, Уран и Нептун. Плутон. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия. Уникальная планета – Земля. Земля – планета жизни: благоприятная температура. Наличие воды и воздуха, почвы.

Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К.Э. Циолковского, С.П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли – Ю.А. Гагарин.

Тема 4. Виды изображений поверхности Земли (5часов).

Стороны горизонта. Горизонт. Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам. План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.

Практические работы:

1.Определение с помощью компаса сторон горизонта, Составление плана кабинета.

2.Составление плана школьного двора.

Тема 5. Природа Земли (10 часов).

Как возникла Земля Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет. Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры. Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.

Путешествия по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.

Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.

Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере.

Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.

Живая оболочка Земли. Понятия о биосфере. Жизнь на Земле.

Почва – особое природное тело. Почва ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы. Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?

Практические работы:

1.Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов.

2.Используя карту полушарий составить описание океанов.

3.Составление карты стихийных явлений.

III. Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения географии обучающийся должен:

- объяснять роль различных источников географической информации;

- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;

- формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;

- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;

- составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников информации;

- определять на карте местоположение географических объектов;

- определять роль результатов выдающихся географических открытий;

- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.

Изучение географии в основной школе дает возможности обучающимся достичь следующих результатов.

Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознанному отношению к прошлому и настоящему многонационального народа России; знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формирование ответственного отношения к учению готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе

ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования ответственного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. Учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

-формирование осознанного, уважительного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- осознание норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

-формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.

Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

-самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цели УД;

-выдвигать версии решения проблемы. Осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а так же искать их самостоятельно;

-работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные УУД:

-анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;

- выявлять причины и следствия простых явлений;

-осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

-создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

-составлять тезисы, различные виды планов (простые, сложные);

-преобразовывать информацию из одного вида в другой(таблицу в текст и т.д.);

-определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

-самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом);

-учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать свои ошибочность своего мнения и корректировать его.

Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:

- объяснять, для чего изучают географию;

- использовать различные источники географической информации для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;

- составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием различных источников географической информации;

- строить простые планы местности;

- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ;

- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, явления и процессы на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступления презентацией;

- описывать воздействие какого-либо процесса или явления на географические объекты;

- называть отличия в изучении Земли с помощью географии по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);

- называть основные способы изучения Земли в прошлом и настоящее время и наиболее выдающихся результаты географических открытий;

- показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;

- описывать представления древних людей о Вселенной;

- называть и показывать планеты Солнечной системы;

- приводить примеры планет земной группы и планет-гигантов;

- описывать уникальные особенности Земли как планеты;

- находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;

- работать с компасом;

- ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков;

- называть и показывать по карте основные географические объекты;

- наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;

- приводить примеры форм рельефа суши и дна океана;

- объяснять особенности строения рельефа суши;

- описывать погоду своей местности;

- объяснять значение ключевых понятий.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения;

- сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней;

- адаптации к условиям проживания на определенной территории;

- самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Технологии.

Планируется использование следующих педагогических технологий в преподавании предмета:

здоровьесберегающие, проблемного обучения, игровые, информационно-коммуникационные, развивающего обучения, проектные, дифференцированного обучения, составление алгоритма выполнения задания, развития навыков самопроверки и самоконтроля, конструирования

(моделирования).

Формы контроля.

Промежуточный (2 раза в год), итоговый контроль в форме тестов, контрольных работ.

Текущий контроль в формате самостоятельных, проверочных работ, тестов, опроса, работы с контурными картами.

Критерии оценки учебной деятельности по географии

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.

При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного

материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную

литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

Ответ самостоятельный;

Наличие неточностей в изложении географического материала;

6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

9. Понимание основных географических взаимосвязей;

10. Знание карты и умение ей пользоваться;

11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

Не делает выводов и обобщений.

Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Оценка "1" ставится, если ученик:

Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

Выполнил работу без ошибок и недочетов;

Допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

Не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

Или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

Не более двух грубых ошибок;

Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

Или не более двух-трех негрубых ошибок;

Или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

Или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

Не приступал к выполнению работы;

Или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из10 вопросов.

Время выполнения работы: 10-15 мин.

Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

2. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

Время выполнения работы: 30-40 мин.

Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003.

Оценка качества выполненияпрактических и самостоятельных работ.

Отметка "5"

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материала ми, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено

плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5»- правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование

в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4»- правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3»- правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2»- неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1»- полное неумение использовать карту и источники знаний.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты ( в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»:отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Правила работы с контурной картой.

1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.

3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.

4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.

5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы .

Не забудьте подписать работу внизу карты!

Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!

Тематическое планирование.

Тема

Количество часов

Что изучает география.

3

Как люди изучали Землю.

6

Земля во Вселенной

9

Виды изображений земной поверхности.

5

Природа Земли.

11

Всего

34

Календарно-тематическое планирование.

№ урока

Дата

Тема урока

Индивидуальная работа

Хар-ка деят-ти учащихся

план

факт

Тема 1. Что изучает география – 3 часа.

1

Мир, в котором мы живем. Науки о природе.

Устанавливать этапы развития географии. Определять понятие «география». Выявлять особенности изучения Земли географией по сравнению с другими науками.

2

География-наука о Земле.

3

Методы географических исследований. Обобщение знаний по теме.

Тема 2. Как люди открывали Землю – 6 часов.

1/4

Географические открытия древности и Средневековья. П.Р.

Исследовать по картам маршруты известных путешественников. Находить информацию в Интернете, энциклопедиях, справочниках о географии и путешественниках.

2/5

Важнейшие географические открытия. Первое кругосветное путешествие. П.Р.

3/6

Открытие Австралии и Антарктиды. П.Р.

4/7

Открытия русских путешественников. Освоение Севера поморами и новгородцами. П.Р.

5/8

Освоение Сибири, Камчатки. Охотское, Берингово моря, Командорские острова.

6/9

Обобщение знаний по теме «Как люди открывали Землю».

Тема 3. Земля во Вселенной – 9 часов.

1/10

Как древние люди представляли себе Вселенную.

Анализировать иллюстративно-справочный материал и сравнивать планеты Солнечной системы по разным параметрам. Находить информацию по заданной теме и подготавливать сообщения на тему «Представления о форме Земли в древности.

2/11

Изучение Вселенной от Коперника до наших дней.

3/12

Соседи Солнца. П.Р.

4/13

Планеты-гиганты и маленький Плутон.

5/14

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.

6/15

Мир звезд.

7/16

Уникальная планета Земля.

8/17

Современные исследования космоса.

9/18

Обобщение знаний по теме «Земля во Вселенной»

Тема 4. Виды изображений поверхности Земли – 5 часов.

1//19

Стороны горизонта.

Научиться определять стороны горизонта и ориентироваться на местности. Распознавать различные виды изображения земной поверхности. Распознавать условные знаки планов местности и карт. Наносить условные знаки на контурную карту и подписывать объекты. Научиться строить план методом полярной съемки.

2/20

Ориентирование на местности. П.Р. Составление плана местности по описанию.

3/21

План местности и географическая карта.

4/22

П.Р. Составление плана кабинета.

5/23

Обобщение знаний по теме «Виды изображения земной поверхности».

Тема 5. Природа Земли – 11 часов.

1/24

Как возникла Земля

Описывать модель строения Земли. Выделять особенности внутренних оболочек Земли на основе анализа иллюстраций, сравнивать оболочки между собой. Устанавливать связь между строением Земли и горными породами. Научиться распознавать материки по контурам и особенностям природы, научиться обозначать объекты на контурной карте.

2/25

Внутренне строение Земли

3/26

Землетрясения и вулканы. П.Р. Обозначение районов землетрясений и крупнейших вулканов.

4/27

Путешествие по материкам.

5/28

Вода на Земле.

6/29

Воздушная одежда Земли.

7/30

Живая оболочка Земли.

8/31

Почва – особое природное тело.

9/32

Человек и природа.

10/33

Урок обобщения и контроля знаний за курс.

11/34

Резервный урок

Распределение КИМ по четвертям:

Четверть

Количество КИМ

1

1

2

1

3

2

4

1

Учебно- методический комплект:

Учебно-методический комплекс:

Учебник. И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. География. Начальный курс. 5 класс. М.: Дрофа. 2015 г. Рабочая тетрадь. Н. И.

Сонин, С. В. Курчина. География. Начальный курс. 5 класс. Рабочая тетрадь М.: Дрофа. 2015 г.

Методическое пособие. И.И.Баринова. География. Начальный курс. 5 класс.

Атлас. География 5 класс. М.: Дрофа. 2015 г

Электронное приложение к учебнику. Дрофа. 2015 г.

Литература для учителя:

1. География. Начальный курс. 6 класс: методическое пособие / авт.-сост. А.П. Кузнецов. – М.: Дрофа, 2010. – 284 с. – (Книга для учителя).

2.География. Дидактические и развивающие игры с применением информационных технологий. 6-11 классы. Методическое пособие с электронным приложением/ Авт.- сост. И.А. Кугут. 2-е изд.стереотип. _ М.: Планета, 2013.

3.Галеева Н.Л., Мельничук Н.Л. Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках географии.-М.: «5 за знания», 2007.

4.Касаткина Н.А.География: Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям в 6-8 классах (викторины, диктанты, тесты, кроссворды, стихи, вопросы для КВН, олимпиад, бесед). – Волгоград: Учитель, 2005.-155с.

5. Никитина Н.А., Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: 6 класс. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2010. – 304 с. – (В помощь школьному учителю).

6. Уроки географии с использованием информационных технологий.6-9 классы. Методическое пособие с электронным приложением/ И.А. КУГУТ, Л,И,Елисеева и др.-М.:Глобус,2008.-244с.

7.Элькин Г.Н. Физическая география. 6 класс. Справочно-информационные материалы к урокам. (Учебно-методическрое пособие). – СПб.: «Паритет», 2003 –160с

Литература для учащихся

Безруков А., Пивоварова Г. Занимательная география: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001. – 608 с.

Баринова И.И. Занимательная география. Любопытные факты, кроссворды. // М., Школа-Прсее, 1992.

Маркин В.А. География. Я познаю мир. Дет.энцикл. // М., АСТ, 2002.

Энциклопедия для детей: Геология. – М.: Аванта+, 1995.

Интернет - ресурсы.

Единая коллекция ЦОР

карты Google

Google планета Земля

блог ГЕОграфиня

ресурс сетевых сообществ Открытый класс

представительство Сети творческих учителей

газета «География» /p>

Gismeteo.ru

Географическое общество России

клуб журнала «GEO»

журнал «Вокруг света»

журнал «National geographic»

великие путешественники, мореплаватели и географы

Национальное географическое общество

Средства мультимедиа:

Электронное приложение к учебнику. Дрофа. 2015 г.

Учебно - наглядные пособия:

Коллекция «Минералы и горные породы»

Набор настенных карт

Таблицы

Компас

Рулетка

Барометр

Термометры

- «География. Начальный курс»,5 класс., учебник для общеобразовательных учреждений

Баринова И.И., Плешаков А.А., Сонин Н.И.

– М., «Издательство ДИК», Дрофа, 2014 г.

- Географический атлас «География», 5 класс., М. « Издательство ДИК», Дрофа 2015 г.

- контурные карты «География», 5 класс М., «Издательство ДИК» Дрофа 2015 г.

- Н.И. Сонин, С.В. Курчина, Рабочая тетрадь к учебнику И.И. Бариновой, А.А. Плешакова, Н.И.

Сонина «География. Начальный курс 5 класс»

- электронное мультимедийное издание.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области