Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Модульная программа обучения по предмету «Технология»

− выделить возможности, достоинства, принципы проектирования и применения модульного обучения; − проанализировать модульную программу; − разработать структуру модульной технологии обучения − разработать пакет учебных элементов.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Министерство общего профессионального образования

Свердловской области

Нижнесергинской МОУО

Муниципальное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 11

р.п. Верхние Серги

Аналитический отчет

по итогам профессиональной деятельности

учителя технологии в межаттестационном периоде.

Модульной программа обучения по дисциплине «Технология»

Составитель: Гаврилов А.В.,

учитель технологии I категории

2009г.

Введение.

Современные работодатели предъявляют новые требования к подготовленности рабочих кадров, важнейшим из которых является их профессиональная мобильность и компетенция, которые формируются в рамках профессиональной деятельности.

В настоящее время в большинстве учреждений профессионального образования наблюдается содержательный разрыв между учебной и профессиональной деятельностью. Это обусловлено тем, что при традиционной организации обучения не учитываются динамичные условия труда. Быстро меняются потребности работодателей в квалифицированной рабочей силе. Следовательно, существует потребность повышения педагогической эффективности подготовки рабочей силы, что и обуславливает поиск новых технологий, способов и методов профессионального обучения. Одной из таких технологий может быть модульная технология, ориентированная на обучение профессиональной деятельности, которая широко применяется во многих странах мира.

Актуальность применения модульной технологии определяется индивидуализацией процесса обучения; постоянной обратной связью; динамичностью и гибкостью содержания, разделенного на минимальные завершенные единицы; деятельностной направленностью и структурированностью процесса обучения.

Таким образом, можно выделить следующее противоречие : с одной стороны существует необходимость индивидуального обучения рабочих кадров на основе модульной технологии, с другой стороны отсутствие структуры содержания обучения, структуры организации процесса обучения не позволяет применять модульную технологию для подготовки учащихся по дисциплине «Технология».

Это противоречие определяет проблему исследования: какой должна быть структура и содержание модульной программы подготовки учащихся и как организовать процесс их модульного обучения?

На основе этой проблемы можно сформулировать цель исследования: проанализировать модульную программу и разработать модульную технологию подготовки учащихся по дисциплине «Технология».

Задачи исследования:

− выделить возможности, достоинства, принципы проектирования и применения модульного обучения;

− проанализировать модульную программу;

− разработать структуру модульной технологии обучения

− разработать пакет учебных элементов.

Я рассмотрел три направления теоретического анализа понятия «модуль» (содержательное, организационное, системное) и остановились на СИСТЕМНОМ.

ГДЕ - (Модуль – однородный учебный блок, охватывающий относительно самостоятельную функцию или сферу деятельности)

Модульное обучение имеет принцип.

В соответствии с принципом модульности обучение строится по отдельным функциональным узлам – модулям, предназначенным для достижения конкретных дидактических целей.

Принцип структуризации рассматривает учебный материал в рамках модуля не только как единую целостность, но и как имеющий определенную структуру, состоящего из отдельных элементов.

Принцип динамичности обеспечивает свободное изменение содержания модуля с учетом социального заказа.

Принцип действенности и оперативности знаний и их системы выражает целенаправленность обучения, которая способствует формированию мотивации учения. Для этого цели в модульном обучении должны формулироваться в терминах методов деятельности (умственной или практической) и способов действий.

Принцип гибкости требует построения модульной программы и соответственно модулей таким образом, чтобы легко обеспечивалась возможность приспособления содержания обучения и путей его усвоения к индивидуальным потребностям обучаемых.

Принцип осознанной перспективы подчеркивает, что условием успешности обучения является сформированная мотивация учения, осознание обучающимися близких, средних и отдаленных стимулов учения.

Принцип разносторонности методического консультирования требует обеспечения профессионализма в познавательной деятельности обучаемого и педагогической деятельности.

Принцип паритетности требует рассматривать взаимосвязь педагога и обучаемого, как субъект – субъектное. Эффективным педагогический процесс будет при условии, если сам обучающийся максимально активен, а преподаватель реализует консультативно-координирующую функцию, реализуемую на основе индивидуального подхода к каждому обучающемуся.

В аналитическом отчете показано 13 МБ, которые включают в себя ряд учебных элементов для изучения раздела или нескольких разделов по дисциплине «ТЕХНОЛОГИЯ»

В основу применения модульной программы в обучении мною положен принцип "Учить ученика учиться", т.е. самостоятельно добывать знания по предлагаемому плану с учетом личных особенностей, с учетом личного темпа изучения и в том объеме, в каком ученик определит себе сам. Различные способы самоконтроля помогут обучаемым объективно оценивать свои знания и умения, прогнозировать результат, а сочетание индивидуальной и групповой форм работы (отсутствие проверки домашнего задания, вызова к доске и т.д.) поможет снять тревожность и создать психологический комфорт на уроке.

Развитию познавательной активности учащихся во многом способствует правильно организованная проверка усвоенного материала. Предлагаемый годовой контроль состоит из отдельных модулей, границы которых определяются основными темами курсов. Отработка модуля ведется каждым учащимся в индивидуальном темпе. Прохождение курса засчитывается лишь тогда, когда учащийся усвоил и отчитался перед преподавателем за каждый модуль курса.

В основе модульного обучения лежит овладение обязательным и повышенным уровнем обучения. Учащийся в зависимости от своих возможностей и прилежания может получить положительную оценку. Любая положительная оценка говорит о том, что он овладел обязательным для усвоения учебным материалом и добился определенных успехов в обучении.

Такой подход снимает напряженность, позволяет учащимся поверить в свои силы, самоутвердиться. Возможен и повышенный уровень подготовки, который заключается в большем объеме усвоенных знаний и умений и определяется их глубиной. Это достигается такой деятельностью учащихся, как работа с дополнительной литературой, когда учащимся предлагается прочитать статью, материал для дополнительного чтения из учебника; составить план; сделать соответствующие выводы по теме, можно предложить выполнение тестового задания повышенной трудности .

Модульное обучение предполагает такую организацию образовательного процесса, при которой учебная информация разделяется на модули (относительно законченные и самостоятельные единицы информации). Совокупность нескольких модулей позволяет раскрывать содержание определённой учебной темы или даже всей учебной дисциплины. Модули могут быть целевыми (содержать сведения о новых явлениях, фактах), информационными (материалы учебника, книги), операционными (практические упражнения и задания).

Все основные профессиональные операции разделяются на «шаги», которые компонуются в модульные элементы (операционно законченные единицы), а те – в модульные блоки (тематически законченные единицы). Состав и количество учебных элементов, подлежащих изучению, определяются входным тестированием и зависят от предварительной подготовки и разряда будущей профессии каждого конкретного обучаемого.

Брошюры модульных элементов представляют собой иллюстрированные конспекты с подробным описанием всех технологических операций, выполняя которые учащийся осваивает навык. Брошюра учебного элемента должна полностью заменять учебник и тетрадь. Учебные элементы доступны на занятиях в мастерских каждому учащемуся. Самостоятельно, в индивидуальном темпе изучая брошюры, учащийся сдаёт преподавателю-инструктору каждый учебный элемент, модульный блок и в целом МТН-программу, завершающиеся соответственно текущими, промежуточными и квалификационным испытаниями, содержащими как закрытую тестовую контрольную часть (по форме «сдал – не сдал»), так и творческое нормированное задание, предусматривающее тренировку практического навыка на учебных станциях. Только выполнив практические и теоретические задания текущего учебного элемента на 100 % верно, учащийся может перейти к следующим элементам. Текущий тематический модульный блок завершает испытание на присвоение разряда. Взаимодействия обучаемого и учителя при этом осуществляется по регламенту, определяемому модульной программой, что в значительной мере позволяет снизить психические затраты обоих субъектов педагогического управления.

Темп прохождения индивидуален и у наиболее способных учащихся может составлять 2-3 месяца против 9-10 месяцев учебного года классно-урочной системы обучения. В ряде случаев более целесообразным представляются согласованные изменения расписания предметов общеобразовательной подготовки и занятий в мастерских: чётные месяцы при этом посвящены только практическим занятиям, а нечётные – как общеобразовательным, так и специальному предметам. Определённые требования предъявляются и к оснащению лабораторий – учебных станций, совмещённых с учебными помещениями. Отметим, что, по меньшей мере, один комплект учебных инструментов должен приходится на 4-х учащихся.

В ходе выполнения своей работы были разработаны учебные элементы в соответствие со схемой разработки учебных элементов.

Разработаны следующие УЭ которые приведены в приложении.

То есть были оформлены учебные пакеты, которые выдаться учащемуся для самостоятельного изучения.

Также разработана структура модульной технологии обучения, которая состоит из 4 этапов:

1 Входной контроль

2 Изучение УЭ и текущий контроль

3 Промежуточный контроль по модульным блокам

4 Итоговый контроль (заключительные испытания) после изучения модульной программы.

(ПРИМЕР) В модульной технологии обучения слесаря содержанием промежуточного контроля усвоения первого модульного блока является изготовление детали, включающей основные операции слесарной обработки, заложенные в первом модуль ном блоке – правка, рубка и гибка. Примером такой детали может быть кронштейн.. Промежуточным контроль по второму модульному блоку является изготовление коробочки, которая помимо операций рубки, резки и гибки включает операцию разметки. По третьему модульному блоку промежуточным контролем является опиливание молотка.

В заключении усвоения всех модульных блоков программы и прохождения промежуточного контроля проводится аттестационное испытание. По рассматриваемой технологии аттестационным испытанием является выполнение работ по изготовлению и сборке изделия, включающего все операции слесарной обработки и сборки.

Для реализации учебных занятий разработано рабочее и учебное места учащегося.

Основные отличия между традиционным методом обучения и обучением по системе модульных блоков трудовых навыков состоит в следующем:

1. Подготовка планов уроков выполняется в форме инструктивных блоков, которые могут готовится и в связи с учебными элементами;

2. Ответственность инструктора за привитие навыков и передачу знаний в урочной форме превращается в ответственность за создание благоприятных условий для самостоятельного изучения и самостоятельной практической отработки обучаемым каждого учебного элемента, проще говоря, инструктор превращается в помощника;

3. Вместо запланированного прохождения учебного материала всей группой обучаемых в соответствии с заданным расписанием, каждый обучаемый проходит учебный материал в своем собственном темпе;

4. Инструктор должен оказывать индивидуальную помощь, стимулировать и инструктировать каждого отдельного обучаемого, когда это необходимо.

Различия между традиционной и модульной системами влияют и на некоторые аспекты подготовительных работ, осуществляемых инструктором.

1. Каждый учебный элемент данного пакета учебных материалов должен быть тщательно изучен в целях определения необходимых изменений и модификаций, которые могут потребоваться для того, чтобы привести в соответствие содержание, задания и работу по проверке усвоения с местными стандартами и местными условиями, с наличием нужных инструментов, станков, оборудования, материалов.

2. Для усиления воздействия учебных элементов и других учебных материалов, инструктор должен отобрать и (или) подготовить учебные пособия типа макетов, фильмов, видео.

3. Везде, где это возможно, инструмент, станки, оборудование и материалы, необходимые для заданий или проверки усвоения, следует готовить и располагать в виде ученических рабочих мест.

4. Квалификационные испытания, а также все средства, необходимые для проведения таких испытаний по каждому пакету учебных материалов должны быть приготовлены заранее. Также рекомендуется, чтобы сам инструктор выполнил бы эти задания, чтобы знать самому правильные ответы.

К документам обучаемых относятся:

1. Краткое введение – ознакомление с концепцией модулей трудовых навыков, а также с концепцией самостоятельного обучения в темпе, который определяется самими обучаемыми;

2. Формулировку цели учебной программы по овладению модулями трудовых навыков;

3. Перечень и таблицу выбора трудовых навыков, которые должны информировать учащегося о том, какие учебные элементы входят в пакет его учебных материалов и какие модульные блоки охвачены его программой подготовки;

4. Перечень или схему учебного процесса, в которых должна быть указана последовательность прохождения учебных элементов, а также какие учебные места должны для этого использоваться;

5. Пояснения по применению и поиску учебных элементов, по методам выполнения заданий и проверок, содержащихся в них;

6. Комплект материалов по правилам техники безопасности, а также правил и норм, действующих в учебном заведении;

7. График и расписание учебного процесса, которые должны соблюдать обучаемые;

8. Пояснения по квалификационному испытанию, которое должен пройти обучаемый.

ВЫВОД

В аналитической работе были проанализированы подходы к определению сущности модульного обучения с целью использования их для организации подготовки учащихся по дисциплине «Технология».

Проанализирована программа подготовки учащихся, разработана последовательность изучения учебных элементов, отражающая последовательность профессиональной деятельности учащихся.

Разработаны учебные элементы различных категорий, структура модульной технологии и организационные документы.

Выполненная работа подтвердила возможности модульной технологии для повышения эффективности подготовки учащихся по дисциплине «Технология».

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 28.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области