Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


проект "Влияние музыки на организм подростков"

Современные подростки, слушаем музыку везде: в школе и дома, на улице и в помещении. И у меня возник вопрос: а как она может на нас повлиять? Музыка - это прекрасный помощник, чтобы снять напряжение, или же она является средством, приводящим в возбуждение? Зная, что музыка может повлиять на состояние организма человека, была поставлена Цель: Выяснить, как влияют различные стили музыки на организм подростков.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Введение

Музыка – это особый мир, обладающий яркими красками, волшебными мелодиями и приятными тонами. Едва ли найдется хотя бы один человек, которого музыка может оставить равнодушным. Музыка всегда присутствует в нашей жизни, без нее трудно представить существование человечества. Но мало кто знает, как она влияет на человека. Доказано, что музыка может изменить настроение, взбодрить или усыпить. Она благотворно влияет на кору головного мозга. Музыка может помочь нам справиться со стрессом и депрессией, снять нервное напряжение и расслабиться. [3]

Мы, современные подростки, слушаем музыку везде: в школе и дома, на улице и в помещении. И у меня возник вопрос: а как она может на нас повлиять? Музыка - это прекрасный помощник, чтобы снять напряжение, или же она является средством, приводящим в возбуждение?

Зная, что музыка может повлиять на состояние организма человека, я поставила перед собой:

Цель: Выяснить, как влияют различные стили музыки на организм подростков.

Задачи:

Изучить литературу по данному вопросу.

Выяснить влияние классической и рок–музыки на внимание, мыслительную деятельность и память подростков.

Сделать выводы, дать рекомендации

Объект исследований:Подростки 14-16 лет (9 А класс)

Предмет исследования:

Внимание, мышление и память подростков.

Методы исследования:

Наблюдение, сравнение, работа с литературой, анализ.

1.Литературный обзор

Что происходит в нас под действием музыки? Под действием музыки в разных зонах головного мозга регистрируется возбуждение. Установлено, что музыка влияет на оба полушария. Причем, правое воспринимает тембр и мелодию, а левое - ритмы. Диапазон музыкальных ритмов лежит близко к частотам дыхания и сердцебиения. Звуки действуют на нас не только эмоционально, но и физически. Благодаря резонансу от одних ритмов поднимается настроение, работоспособность, от других - наступает успокоение, расслабление, снижается давление. Медики разных стран не только признали благотворное влияние музыки на психоэмоциональное состояние человека, но и создали специальные клиники при госпиталях, ассоциациях музыкантов, а на специальных курсах готовят врачей – музыкотерапевтов.

С помощью микроскопа изучались процессы, протекающие в клетках крови под воздействием на них звуковыми частотами. Ученые обнаружили, что звучание той или иной ноты соответствующим образом изменяет цвет и форму клетки. Однако, далеко не всякая музыка положительно влияет на настроение, психику и здоровье человека. Экспериментально доказано, что после прослушивания рок-музыки появляется потребность двигаться, ни о чем не думать, при этом изменяются многие физиологические параметры, заметно повышается уровень раздражительности. Еще в конце 80-х годов профессор Г.А. Аминев говорил о том, что после шумных дискотек с преобладанием металлического рока у некоторых школьников ухудшается память, внимание, скорость чтения, зато нарастают упрямство, агрессивность, может нарушаться сон. На предприятиях у молодых рабочих, слушающих такую музыку, работоспособность снижается на 50 %. [2]

2.Материал и методика исследования

2.1 Диагностика влияния музыки на внимание подростков

Исследования проводились в условиях школы.

Для выяснения влияния музыки на внимание, мною была использована методика Мюнстерберга. [1]

Для определения уровня внимания был предложен буквенный текст, среди которого имеются 13 слов.

Перед работой на 1 минуту включалась рок-музыка.

Необходимо в течение 1 минуты, как можно быстрее читая текст, подчеркнуть эти слова.

Буквенный текст для определения внимания подростков

Часть 1.

бсолнцевтргщоцрайонзгучновостьхэьгчянрвууекэкзаментроч

хэнздвосприятиейцукенгшщзхъвафыапролдблюбовьавфырпл лджьхэшщгиенакуыфйшрепортажэждорлафывюефбьконкурс эзбьтрдщшжнпркывкомедияшлдкцуйфотчаяниейфоячвтлджэ хьфтасенлабораториягщдщнруцтргшщтлроснованиезщдэркэ

Затем, включалась классическая музыка на 1 минуту, и определялся уровень внимания подростков при выполнении второй части теста, в которой также среди буквенного текста имелось 13 слов.

Часть 2.

ослдспектакльячсмитьбюжюерадостьвутцпэждлорпкнародш

йфячыцувскапрличностьзхжэьеюдшщглоджэпрплаваниедтлз

нтаопрукгвсмтрпсихиатриябплмстчьйсмвостоктзацэъагнтэхт

фцуйгзхтелевизорсолджщзфактхюэлгщьбапамятьшогхеюжп

ягшгцкпрокуроргурстабюетеорияентсджэбьамхоккейтрсицы

2.2 Диагностика влияния музыки на мыслительную деятельность подростков

Для выяснения влияния музыки на мыслительную деятельность подростков, я воспользовалась методикой выделения существенных признаков. [1] Исследование проводилось в 2 этапа.

Перед первым этапом работы включалась музыка в стиле рок на 1 минуту. Затем подросткам выдавался бланк, на котором были предложены слова. В каждой строчке бланка написано одно слово, стоящее перед скобками, и далее - пять слов в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к стоящему перед скобками. Надо было выбрать только два, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками. Время работы – 2 минуты. Оценивалось количество правильно выбранных пар.

Задание для выяснения влияния на мыслительную деятельность.

Этап 1.

1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).

2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).

3. Город (автомобиль, здания, толпа, улица, велосипед).

4. Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены).

5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).

6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).

7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, окружность, золото).

8. Чтение (глаза, книга, очки, текст, слово).

9. Газета (правда, происшествие, кроссворд, бумага, редактор).

10. Игра (карты, игроки, фишки, наказания, правила).

Перед вторым этапом работы включалась классическая музыка на 1 минуту, затем подростки выполняли то же самое задание.

Этап 2.

1. Война (самолет, пушки, сражения, ружья, солдаты).

2. Книга (рисунки, рассказ, бумага, оглавление, текст).

3. Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия).

4. Землетрясение (пожар,шум, смерть, колебания почвы, наводнение).

5. Библиотека (столы, книги, читальный зал, гардероб, читатели).

6. Лес (почва, грибы, охотник, дерево, волк).

7. Спорт (медаль, оркестр, состязания, победа, стадион).

8. Больница (помещение, уколы, врач, градусник, больные).

9. Любовь (розы, чувства, человек, свидание, свадьба).

10. Патриотизм (город, родина, друзья, семья, человек).

2.3Диагностика влияния музыки на память подростков

Для выяснения влияния музыки на память я воспользовалась методикой запоминания.[1]

Исследование проводилось в 2 этапа. Общее время работы - 2 минуты. Включалась музыка в стиле рок на 1 минуту, в течение этого времени испытуемый должен был просмотреть 10 слов. После выключения музыки он должен был воспроизвести эти слова на бумаге, на это давалась 1 минута. Оценивалось количество правильно написанных слов

Слова для выяснения влияния музыки на память подростков

Этап 1.

Экономика

Вулкан

Море

География

Дом

Корова

Детство

Медведь

Физика

Линейка

Во время второго этапа включалась классическая музыка на 1 минуту. Подростки выполняли то же самое задание.

Этап 2.

Математика

Автомобиль

Океан

Зеркало

Собака

Квадрат

Крем

Взрыв

Шкаф

Стол

3.Результаты исследования

Проведя диагностику Мюнстерберга, я выяснила, что внимание подростков зависит от того, какую музыку они слушают. Как видно из таблицы 1, после прослушивания классической музыки общее количество выделенных учащимися слов составило 150, что соответствует 55 %, а после прослушивания рок-музыки наоборот уменьшилось на 28 слов и составило 45 % от общего числа.

Проведя диагностику выделения существенных признаков, я выяснила, что после прослушивания классической музыки скорость мышления была значительно быстрее. Как видно из таблицы 2, после прослушивания классической музыки скорость мышления составила 59%, что на 18 % больше, чем после прослушивания рок-музыки.

Проведя диагностику запоминания, я выяснила, как влияет музыка на память подростков. Из таблицы 3 видно, что после прослушивания классической музыки учащиеся воспроизвели 142 слова, что составляет 56% от общего количества слов, а после прослушивания рок-музыки работа памяти ухудшилась и составила 44% от всего числа.

Выводы

В ходе проведенного исследования я пронаблюдала влияние классической и рок-музыки на организм подростков.

Музыка может оказывать на человека разностороннее влияние. С ее помощью можно влиять на эмоциональный настрой и протекание отдельных психических процессов.

Классическая музыка положительно влияет на работу мозга в целом. Она помогает человеку успокоиться и настроить себя на рабочий лад. С ее помощью улучшается работа таких психических процессов как внимание, мышление и память. Рок-музыка несет отрицательное воздействие на психику подростков. Во время и после прослушивания рок-музыки снижается концентрация внимания и способность четко и быстро мыслить. Повышается уровень агрессии и ярости.

На основании полученных результатов можно предложить следующие рекомендации

Рекомендации

Перед сложной контрольной работой или экзаменом рекомендуется послушать классическую музыку. Она поможет успокоиться и настроит работу головного мозга на рабочий лад.

Избегайте прослушивания тяжелой рок-музыки. Пытайтесь заменить ее на классическую. Это поможет снизить общий уровень агрессии.

Если у вас плохое настроение, не слушайте рок, это только усугубит ситуацию. Послушайте классическую музыку, она поможет избавиться от плохих мыслей и улучшит настроение, так как несет мощный энергетический заряд.

С этими рекомендациями ознакомлены ученики девятых классов.

Литература

Джон Бук, Чарльз Ширн - "Альманах психологических тестов" . Изд-во КСП, 1995, 400 страниц.

Соломин Валерий Павлович - "Психологическая безопасность: учебное пособие". Изд. Дрофа, 2008, 175 страниц.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области