Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств №6» г. Брянска
План-конспект открытого урока
Тема: «Хоровой ансамбль»
Образовательная область:музыкальное исполнительство
Предмет: коллективное музицирование (младший хор)
Класс:1-4
Преподаватель: Пальшина Руслана Фёдоровна
Тема урока: «Хоровой ансамбль»
Цель: Дать понятие что такое «Хоровой ансамбль», добиться ансамблевого пения в партиях и всего хора.
Задачи:
Обучающие:
Достижение интонационного унисона, ритмической устойчивости при исполнении хоровых произведений.
Воспитывающие:
Воспитание ответственности каждого певца за результат общего дела.
Развивающие:
Развитие слуха и голоса детей.
Оборудование: музыкальный инструмент(фортепиано), ноты хоровых произведений.
Форма урока: групповое занятие.
Форма работы с учащимися: Коллективная, работа в партиях, индивидуальная.
Методы реализации задач:
1. Репродуктивный
2. Метод осознанного усвоения нового материала
3.Фонетический
4. Концентрический
5.Личностно-ориентированный
Приёмы реализации поставленных задач:
1. Вслушивание в показ учителя.
2. Подстраивание высоты голоса детей к звуку инструмента, голосу учителя, голосу правильно интонирующих детей.
3.Пение с аккомпанементом и без аккомпанемента.
4.Задержка звучания хора на любом звуке по руке дирижёра с целью выстраивания унисона.
5. Пение по слуху.
6. Вариативность заданий при повторении упражнений и «впеваний» песенного материала: изменение тональности, динамики, тембра(пение с текстом, на слог, с закрытым ртом).
Музыкальный материал:
1.Попевки: «Андрей-воробей», «Солнышко светит».
2. Русская народная песня «Со вьюном я хожу» в обработке С. Благообразова.
3. «Весенняя песня» музыка С.Полонского, слова Н. Виноградовой.
План урока
1. Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Настрой учащихся на работу.
2. Объяснение темы урока.
Объяснение учащимся что такое «Хоровой ансамбль».
3. Практическое изучение темы.
3.1. Распевание.
3.2.Русская народная песня «Со вьюном я хожу» Обработка С.Благообразова.
3.3. «Весенняя песня» Музыка С.Полонского, слова Н. Виноградовой.
4. Закрепление новых знаний.
5. Подведение итогов.
Оценки за работу на уроке.
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие:
Основа приветствия - мажорное трезвучие (нисходящее движение четвертями в С-dur)
Учитель: Здравствуйте!
Ученики: Здравствуйте!
2. Объяснение темы урока.
Объяснение учащимся что такое «Хоровой ансамбль».
Рассмотрим бумажный игрушечный фонарик. На каждой стороне фонарика изображены разные предметы.
-Какие предметы изображены на первой стороне фонарика?- шары, бусы, свеча.
-Чем объеденены все предметы?- Светом от свечи.
-Какие предметы изображены на другой стороне фонарик?- Бант, шары, еловые ветки.
-Чем объеденены все предметы?- Светом от свечи, праздничным настроением.
На третьей и четвёртой стороне фонарика изображены разные предметы, но каждая сторона фонарика объединена одним настроением праздника, радостными яркими красками. На каждой стороне фонарика присутствует согласованность отдельных предметов. Вцелом все стороны фонарика находятся в одном настроении радости и праздничного света. Каждая сторона и все стороны фонарика находятся в согласии, то есть в ансамбле.
В музыке тоже есть понятие «Ансамбль», то есть «Согласованность».
Хоровой ансамбль - это цельность, слитность, уравновешенное звучание всех хоровых партий. Ансамбль бывает частный – в одной партии, общий – всего хора. В пении различают интонационный, ритмический, гармонический дикционный, тембровый, темповой ансамбль. На уроке мы будем работать над ансамблем каждой партии и всего хора на примере знакомых попевок и песен.
3. Практическое изучение темы.
3.1. Распевание.
Попевка «Андрей-воробей».
Работаем над ритмическим и дикционным ансамблем.
Узнать попевку по ритму, который прохлопал учитель.
Прохлопать ритм, называя длительности( та-та-ти-ти-та)
Повторить текст попевки, прохлопывая ритм всем хором.
Исполнить ритмическое двухголосие (одна партия поёт попевку с названием длительностей, другая-поёт с текстом)
Исполнение попевки по полутонам в тональностях: С-dur, Cis- dur,D- dur . Сопрано- с закрытым ртом, альты с текстом.
Попевка «Солнышко светит».
Работаем над частным ансамблем в каждой партии и общим всего хора.
Узнать попевку по сыгранной мелодии на фортепиано.
Исполнение по партиям.
Исполнение хором в тональностях: E- dur, F- dur, Fis- dur, G- dur.
3.2.Русская народная песня «Со вьюном я хожу».
Работаем над гармоническим и тембровым ансамблем.
Настройка в тональность f-moll, пение трезвучия на слог «ле».
Исполнение учителем 1, 2-го куплетов.
Проверка домашнего задания: знание текста, ритма, мелодии 3-го куплета песни. Фронтальный опрос.
Работа над впеванием мелодии и текста 3-го куплета, подготовка к двухголосному исполнению.
Пение всем хором мелодии на слог «лё».
Выстраивание унисона, работа над интонационным ансамблем.
Исполнение по партиям, работа над тембровым ансамблем: одна партия поёт с закрытым ртом, друга – с текстом.
Пение каждой партии на 2 голоса с учителем. Работа над гармоническим ансамблем.
Двухголосное пение 3-го куплета хором.
Одна партия поёт мелодию тихо, другая – громко, одна - связно, другая – отрывисто.
Исполнение всей песни:
1 куплет исполняют сопрано, 2-й куплет - альты, 3-й куплет исполняет весь хор.
3.3. «Весенняя песня» музыка С. Полонского, сл. Н. Виноградовой.
Ребята, сегодня мы работаем над ансамблем хора. Если песня с аккомпанементом, то важен темповой ансамбль хора и аккомпанемента.
Споём песню под аккомпанемент фортепиано. Запев 1-го куплета споёт партия сопрано, запев 2-го куплета - альты, а припев исполнит весь хор. Вспомним, что дыхание в этой песне берётся по предложениям.
4. Закрепление новых знаний
Ребята, сегодня мы познакомились с новым термином –«Хоровой ансамбль». Что обозначает этот термин?
-«Хоровой ансамбль» - это согласованное пение всех участников хора.
На уроке мы работали над ансамблем в пении. Ансамбль бывает частный - в одной партии, общий - всего хора. В пении различают интонационный, ритмический, гармонический, дикционный, тембровый, темповой ансамбль.
На уроке мы работали над этими видами ансамбля.
-Что означает «Интонационный ансамбль»?
-Это правильное и согласованное исполнение мелодии хором.
- Что означает «Ритмический» ансамбль?
-Правильное и согласованное исполнение ритма хором.
-Что означает «Гармонический ансамбль»?
-Правильное и согласованное исполнение гармонии хором.
-Что означает «Дикционный ансамбль»?
-Правильное и согласованное исполнение текста хором.
-Что означает «Темповой ансамбль» хора и аккомпанемента?
-Правильное и согласованное исполнение песни хором под аккомпанемент инструмента в одном темпе.
5. Подведение итогов.
Ребята, вы хороршо поработали на уроке. Споём прощальную попевку (в основе - минорное трезвучие в нисходящем движении), соблюдая хоровой ансамбль.
Учитель: До свидания.
Ученики: До свидания.
Учитель: Урок окончен.