Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Игровые методы как средство формирования знаний о животных на уроках окружающего мира в начальной школе

Цель: на основе теоретического анализа разработать классификацию игровых методов и привести примеры эффективных игровых методов для уроков окружающего мира в начальной школе. Задачи: 1. Рассмотреть понятия игровых методов, игровых технологий и игры, как наиболее частого метода применяемого на уроках в начальной школы, в целом; 2. Проанализировать соответствующую литературу и дать наиболее полную классификацию игровых методов; 3. Раскрыть каждое понятие в классификации и привести примеры эффективных игровых методов, для применения их на уроках окружающего мира в начальной школе.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Игровые методы как средство формирования знаний о животных на уроках окружающего мира

Игровые методы – это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и детей, которые направлены на достижение образовательных и воспитательных задач. Достоинство методов состоит в том, что они переносят учебное действие в условный план, который задаётся соответствующей системой правил или сценарием [1, c. 82].

Игровые технологии – технологии, цель которых создание учебных ситуаций, имитирующих систему общественных отношений и способствующих усвоению общественного опыта, социализации и самореализации учащихся в игре. При этом цель игры представляется обучающимся как игровая задача, осуществляемая в рамках установленных правил, в ограниченные временные сроки, а результат – формирование стойкого познавательного интереса к предмету, перерастающего в творческий поиск путей нетрадиционной реализации познавательных и учебных задач; формирование умений работать в коллективе (команде), принимать решения; волевой регуляции, самокоррекции, рефлексии; личностного самоопределения. Педагог сам организует определенную игровую ситуацию, помимо этого он также создает комфортную эмоциональную атмосферу для усваивания учебной информации по предмету. А обучающийся участвует в установлении правил решения предметной задачи, временных границ ее решения [2, c. 109].

Игровые ситуации — один из методов активного обучения, отличающийся тем, что при его осуществлении используются некоторые, обычно один-два, игровых принципа (из принципов активного обучения), реализация которых происходит в условиях свободной, не регламентированной формальными правилами и организационной структурой деятельности.

Игра — одно из замечательнейших явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. «Игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли» [3, с. 112]. Различные исследователи и мыслители обращались к этой проблеме — К. Гросс, Ф. Шиллер, Г. Спенсер, К. Бюлер, З. Фрейд и другие. Но, при этом, ни одно из определений не отражает полностью феномена игры, не охватывает подлинной ее сущности.

Прежде всего, игра — это осмысленная деятельность, т.е. совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива. Игра является выражением определенного отношения личности к окружающей действительности [4, с. 139]. Основное положение, определяющее сущность игры, состоит в том, что мотивы игры заключаются не в утилитарном эффекте и вещном результате, и не в самой деятельности безотносительно к ее результату, а в многообразных переживаниях, значимых для играющего, сторон действительности [5, с. 206] .

По мнению С.Л. Рубинштейна, в игре совершаются лишь действия, цели которых значимы для индивида по их собственному внутреннему содержанию. В этом основная особенность игровой деятельности и в этом ее основное очарование и лишь с очарованием высших форм творчества сравнимая прелесть [6, с.135] .

Игровая деятельность является ведущей в дошкольном звене. Но и после того как ребенок попадает в школьную среду, игровой вид деятельности остается для него немаловажным [2, c. 78]. Ведь новоиспеченный школьник в силу своего возраста воспринимает происходящее в учебном заведении как игру с новыми правилами (как поднимать руку, как отвечать у доски, как общаться с учителем, как складывать числа, как читать по слогам и т.д.). Он приобретает новую игровую роль – «ученик». Ребенок хочет получать удовольствие от самого процесса занятий. Совет типа: «вот научишься писать ровные палочки, тогда тебе самому будет приятно смотреть на свою тетрадь» не работает. Внутреннее удовлетворение нужно получать от самого процесса написания палочек. Поэтому к каждой палочке пририсовывается головка, бантик или цветочек. И в то же время, все окружающие (одноклассники и учителя) тоже приобретают свои роли. А всевозможные школьные принадлежности выступают средствами и помощниками в этой большой игре. Это обликание новой для ребенка учебной деятельности в игровую форму помогает ребенку постепенно адаптироваться к школе, а также освоить свою социальную роль – «ученик». Дети всегда с удовольствием готовы познавать что-то новое, но предъявляют к процессу обучения собственные законные требования.

Увлечение ребенка школой как сложной игрой по правилам надолго заслоняет от него важнейшую интеллектуальную проблему. «Игра является незаменимым средством для того, чтобы все эти математические понятия, правила русского языка и прочие наполнились для ребенка личным смыслом, стали собственной логикой ребенка» [7, с. 115] .

Игра — один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, младших школьников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. В школьный период игра приобретает наиболее развитую форму.

Игра одновременно преследует три цели: воспитательную, игровую и учебную. Огромное положительное влияние оказывает игра на учебную деятельность интеллектуально-пассивных детей, на детей, испытывающих трудности в обучении. Учение – это новый, а порой и достаточно сложный вид деятельности для младшего школьника, и в этом случае игра является своеобразным помощником для преодоления барьера между «миром знаний» и «миром ребенка». Игровые ситуации позволяют ребенку вновь окунуться в пока еще привычную дошкольную среду, позволяя тем самым свободно усваивать правила школьной жизни и узнавать новую информацию. Игры и различные упражнения, построенные в игровой форме, обязаны присутствовать в начальной школе на уроках окружающего мира. Это даст возможность учителю организовывать познавательную активность учащихся начальных классов.

Педагогические игры имеют следующую классификацию [5, c. 235]:

-  по виду деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные  и психологические;

-  по характеру педагогического процесса:

обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

 познавательные, воспитательные, развивающие;

 репродуктивные, продуктивные, творческие;

4.коммуникативные, диагностические, профориентационные и др.;

- по характеру игровой методики: предметные, ролевые, имитационные и т. д.;

- по игровой среде: с предметами, без предметов, компьютерные и с ТСО, комнатные и др.

Игры, применяемые в учебном процессе, многогранны и разнообразны. Можно выделить пять основных групп:

1.Настольные игры;

2.Дидактические игры;

3.Подвижные игры;

4.Деловые игры;

5.Интеллектуальные игры [8, c.12].

Настольные игры — это игры, основанные на манипуляции относительно небольшим набором предметов, которые могут целиком разместиться на столе или в руках играющих. Особенностью данного вида игры является то, что в отличие от спортивных игр, она не требует активного перемещения игроков, наличия дополнительного технически сложного инвентаря или специальных сооружений, игровых площадок, полей и т. п. [9, c.142]

Например, настольная игра «Давайте учиться: о животных» имеет направленность на изучение животных и их природного мира (чем питаются, где обитают). Цель игры: больше всех набрать победных очков (жетонов животных). Правила игры следующие: игроки бросают кубик и решают, какое животное и куда именно передвинуть по полю. Условия просты — животное должно найти свой дом или любимое лакомство. За успешно выполненное задание игрок получает жетон животного. Данную игру выгодно отличают простые правила, направленность на обучение детей, приятный дизайн, интересный игровой процесс и, конечно, польза, которую приносит игра — расширение знаний детей о животном мире, развитие памяти, мелкой моторики, логического мышления.

Дидактическая игра это активная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Основной деятельностью здесь является учебная, но при этом она прочно вплетена в игровую. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера обучающей задачи. Ею руководствуется взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают её в занимательную для детей форму [2, с. 174] .

Существенный признак дидактической игры устойчивая структура, которая отличает её от всякой другой деятельности. Структурные компоненты дидактической игры: дидактическая задача, игровая задача, игровые действия и правила.

Как и в любой другой игре в дидактической игре существую определенные правила, которые выстроены на основе учебных задач и целей, а также на фактическом познавательном материале. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой и отсутствие любого из них разрушает игру [6, с. 89] .

В дидактической игре ребенок действует самостоятельно, тем самым приобретая незаменимый действенный и чувственный опыт. А вот роль взрослого (учителя) в данном виде игр двойственна: с одной стороны, он руководит игровым и познавательным процессом, а с другой – присоединяется к команде игроков в роле участника, тем самым направляя каждого ребенка на выполнение игровых действий, а при необходимости дает эталон поведения в игре.

Ведущей функцией дидактической игры является образовательная функция, которая становится основой потому, что содержит дидактическую цель. В игровой ситуации дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи. Ученики в период её выполнения усваивают общие принципы работы с учебным материалом и используют эти умения при решении других задач, где эти знания и умения применимы.

Следующая функция — воспитывающая. Дидактической игре присуще воспитание трудолюбия, усидчивости и положительного отношения к предмету. Обучающиеся приобретают навык ведения дискуссий, учатся отстаивать свое мнение.

Дидактическая игра выполняет также развивающую функцию. В специально созданных игровых условиях ребенок расширяет свой кругозор, развивает мышление, память и внимание. Все это непосредственно способствует повышению эффективности процесса обучения.

Следовательно, дидактическая игра через обучающую, воспитывающую и развивающую функции способствует решению дидактических задач процесса обучения — образовательных, воспитывающих и развивающих.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания действенной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения [6, с. 148]. Интересный вид дидактической игры выделил Г.К. Селевко. Исходя из игровой методики, он предложил среди прочих видов (предметные, сюжетные, ролевые, имитационные, драматизации) выделять деловую игру.

Например, для развития умения классифицировать животных по заданному признаку, а также для развития речи и памяти можно использовать дидактическую игру "Добавь следующее". Её правила таковы: ученик называет животное по заданному учителем или ведущим признаку (обитатели саванны, хищники, птицы и т. п.) и предает эстафетную палочку соседу, тот придумывает второе животное, подходящее по признаку, и называет уже два слова по порядку. Следующий ученик называет два слова и добавляет свое и т. д., например: признак – обитатели леса; животные: 1) медведь, 2) медведь, лиса, 3) медведь, лиса, волк и т. д. Таким образом, игра помогает развивать не только умение классифицировать животных по определенному признаку, но и совершенствует знания о многообразии животного мира.

Итак, дидактические игры могут быть полезны для понимания и осмысления нового материала, усвоения и обобщения, установления связей между понятиями, выражения собственных мыслей и речи.

Они могут помочь:

— активизировать учебную работу в классе, повысить активность и инициативу школьников;

— умение подчиниться правилам

— дать ощущение свободы и раскованность, особенно нервным, слабым и неуверенным в себе детям;

— укрепить дружеские отношения в классе [10, с. 114].

Подвижная игра — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.

Подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, закрепление их, совершенствование, но и формирование новых качеств личности [2, с. 205].

Например, подвижная игра «Движения животных» развивает не только воображение и координацию ребенка, но и расширяет его знания о животных. Правила игры просты: ведущий называет любое знакомое остальным животное и просит изобразить его характерные движения. Побеждает и становится следующим ведущим тот, кто лучше всего покажет данное животное. Такую игру можно применять на уроках окружающего мира в качестве физкультминутки, так как из-за активного участия самих учеников она вызывает у них особый интерес.

Деловая игра — метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам. Базовый элемент игровой процедуры – сценарий. В нем отображается общая последовательность игры, разбитая на основные этапы, операции и шаги, и представленная в виде блок-схемы. Вот пример деловой игры «Профессии», развивающей представления детей о животном мире. Это игра в ассоциации: даны изображения птиц и людей разных профессий, необходимо немного пофантазировать – какая птица какой профессией могла бы заниматься (нужно сопоставить изображение птицы с изображением человека определённой профессии и объяснить свой выбор). Примеры: сова – учёный (у совы есть «очки», такие же, как у профессора), пингвин – дирижёр (у него красивый, строгий, чёрный фрак), попугай – диктор (у попугая хорошо развита речь) и клоун (у него яркое оперенье, как костюм клоуна), дятел – врач (он лечит, только не людей, а деревья в лесу) и т.п. Такая игра обобщает и закрепляет знания учащихся о представителях животного мира: их внешнем виде, отличительных признаках, повадках, развивает ассоциативное мышление, умение анализировать, обобщать и фантазировать.

Интеллектуальная игра — это вид игры, основывающийся на применении игроками своего интеллекта и/или эрудиции. Как правило, в таких играх от участников требуется отвечать на вопросы из различных сфер жизни. Интеллектуальные игры распространены в массмедиа, в первую очередь, на телевидении, где победитель награждается какими-либо призами. Кроссворды, ребусы, загадки и т.п. также являются видами интеллектуальных игр, которые можно использовать для формирования знаний о животных, на этапе контроля и проверки знаний или др. [8, c.16]. Например, можно использовать кроссворд «Такие разные животные», который помогает закрепить знания детей о строении и многообразии животных.

Примером интеллектуальной игры для детей может быть игра «Что? Где? Когда?». Правила аналогичны телевизионной игре: заранее подготавливаются наиболее сложные вопросы о животных для знатоков, на которые в процессе игры необходимо найти ответ путем совещания за несколько секунд/минут (зависит от степени сложности вопроса). Можно также включить вопрос с «черным ящиком» (необходимо отгадать предмет в нем). И, конечно же, незаменимым символом данной игры является «волчок», который и выбирает вопрос для знатоков. Безусловно данная игра развивает мышление, внимание и творческие способности ребенка, расширяет его кругозор. А также, помимо этого, обобщает и систематизирует знания о животных.

Также особого внимания заслуживают игры на эмпатию. Эмпатия – это способность человека сопереживать, умение понять состояние другого. Такие игры развивают умение понимать состояние другого человека, помогают научить ребенка самому выражать ту или иную эмоцию, развивать наблюдательность, внимание, доверительность и интуицию. Во время проведения игр на эмпатию в классе создается адекватный эмоциональный фон общения между учениками, дети учатся доброжелательности по отношению друг к другу. [11, c. 52]. Например, можно представить детям игру «Перевоплощение». Предложить им перевоплотится в кошку, собаку, лошадь. Перед началом игры можно добавить небольшую историю о том, как котенок оказался бездомным, хочет есть, поговорить о том, что он чувствует и делает; как просит еду у людей и как убегает от собаки. О лошади можно рассказать то, что ей прицепили тяжелую телегу, и она весь день работает, что она при этом чувствует? А когда в конце тяжелого дня ее гладят, кормят, что тогда она чувствует? С помощью этой игры ребенок может почувствовать и представить, что на самом деле испытывают животные каждый день, в каких нелегких условиях порой они находятся. Данная игра помогает развивать чувство сопереживания и ответственности за братьев наших меньших.

Игровой вид деятельности способствует закреплению системы знаний, развитию творческого мышления, совершенствованию навыков принятия коллективных решений, развитию коммуникативных умений разного рода. Еще один вид классификации дидактических игр: обучающие, контролирующие, обобщающие [5, с. 174] . Обучающей будет игра, если учащиеся участвуют в ней, приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре. Причем результат усвоения знаний будет тем лучше, чем четче будет выражен мотив познавательной деятельности не только в игре, но и в самом содержании материала. Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. Для участия в ней каждому ученику необходима определенная подготовка. Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умений действовать в различных учебных ситуациях.

Перечисленными типами игр не исчерпывается, конечно, весь спектр возможных игровых методик. Однако на практике наиболее часто используются указанные игры, либо в «чистом» виде, либо в сочетании с другими видами игр: подвижными, сюжетно-ролевыми и др. [7, с. 213].

Таким образом, для формирования знаний о строении, разнообразии, жизнедеятельности животных на уроках в начальной школе можно использовать различные виды игр: настольные, дидактические, подвижные, деловые, интеллектуальные. Их можно применять на различных этапах урока: и для введения новых знаний, и для систематизации знаний о животных, и для повторения пройденного материала о животном мире, и на уроках обобщения знаний. Игровые ситуации помогают включить младшего школьника в систему активного обучения и приобрести новые знания и умения. Ведь игра – это основной вид деятельности ребенка до школы, и в процессе школьного обучения она является незаменимым методом работы при изучении тем о животных, так как способствует расширению и углублению знаний о строении, жизнедеятельности, особенностях питания и многообразии животных и, в то же время, помогает воспитывать бережное отношение к братьям нашим меньшим.

Список использованной литературы:

Босова Л.Л. Игры в начальной школе // Информатика и образование. – 2012. – №1. – С. 152.

Колесникова Ю.А. Первое место – игре. // Начальная школа плюс До и После. – 2012. – №7. – С. 34 – 37

Барышева Ю.А., Вахрушев А.А., Раутиан А.С. Я и мир вокруг: 1 класс: Методические рекомендации для учителя по курсу «Окружающего мира» «Мир и человек». М.: 2013. – С. 304.

Бурлакова А.А. Игровая деятельность на уроках в начальных классах. // Начальная школа плюс Дои После. – 2012. – №7. – С. 32 – 34.

Глушков В.М. Основы игровой деятельности. – М.: Наука, 2013. – 552 с.

Советский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 2014. – 1600 с.

Куликова, Т.А. Первые игры ребенка: практические советы педагога / Т.А. Куликова; Автор Н.П. Флегонтова. – М.: Школьная пресса, 2005. С. 32.

Горячев А.В. О понятии «Игровая деятельность» // Информатика и образование. – 2012. – № 8. – С. 8 – 14.

Гуненкова Е.В. Для чего на уроке компьютер? // Начальная школа плюс

Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. – М.: Просвещение, 2005. – С. 96 – 110.

Карпова С.В. Урок окружающего мира в 1-ом классе с использованием игровых методик. // Практика административной работы в школе. – 2013. – №2. – С. 50 – 53.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области