ПАСПОРТА ПРОЕКТА
Название: «Волшебная Дымка» (старшая группа)
Автор: Каменских Елена Владимировна
МАДОУ «Юго-Камский детский сад «Планета детства»
Вид проекта | Краткосрочный с 10-14.12.2018, групповой |
Тип проекта | Исследовательско - творческий |
Участники проекта | Дети 5-6лет, воспитатели, родители (законные представители) |
Проблема | У детей слабо развит познавательный интерес об истории народных игрушек, о русском народном декоративно – прикладном искусстве. |
Актуальность | Дымковская игрушка единственный вид народного искусства, который даёт уникальную возможность проследить его развитие на протяжении почти полутора столетий, развитие последовательное и не прерывное в смене многих поколений и династий мастеров. В современном мире многие промыслы еще живут в творческой практике мастеров, и поэтому следует поставить и решить вопрос не только о сохранении для будущих поколений древних технологий и образцов народного искусства, но и об использовании их как воспитательного так и эстетического значения. Декоративно-прикладное искусство является почвой и основой любой национальной культуры, от него тянутся нити ко всем видам художественной деятельности людей. Дымковская игрушка связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Она чрезвычайно разнообразна: барыни, кормилицы, всадники, гусары, фантастические птицы и животные, многофигурные сюжетные композиции. Упрощенно — лаконичной пластике дымковских игрушек соответствует характер ее декоративной росписи, поражающей своей красочностью, оригинальностью. Игрушка одна из самых древнейших форм творчества, является хранительницей изобразительных типов, художественных принципов и техник, на протяжении веков она изменялась вместе со своей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие. |
Цель | Формирование у детей познавательно-творческого интереса к русской народной культуре, через ознакомление с дымковской игрушкой и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности |
Задачи: | Обучающие: Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством – Дымковская роспись и историей возникновения дымковской игрушки. Вызвать интерес у детей к народному творчеству; Закрепить умение выразительно читать стихи о Дымке. Учить понимать образный смысл загадок о дымковских игрушках; Учить видеть красоту узоров и своеобразие дымковской росписи. Развивающие: Развитие познавательной способности и активности детей; Развитие творческого воображения; Развитие эстетического восприятия, чувства ритма, цвета, композиционные умения на основе элементов дымковской росписи; Развитие мелкой моторики, самостоятельности, внимания, мышления, зрительной памяти, умения анализировать; Развитие коммуникативных навыков. Воспитательные: Воспитывать любовь к русскому народному творчеству; Воспитывать уважение к работе народных мастеров. |
Предполагаемый результат | Для педагогов: Развитие профессиональной компетентности педагога основанной на личностно ориентированном взаимодействии с ребенком. Для детей: Знания истории дымковской игрушки, интерес к русской игрушке, умение выделять характерные особенности дымковской игрушки, умение составлять узор по собственному замыслу, появление интереса к искусству народных мастеров. Для родителей: Активное включение семьи в сотрудничество с детским садом по развитию творческой личности. |
Практическая задача для детей (продукт): | Консультации для родителей: « Приобщение детей к русской народной культуре через знакомство с дымковской игрушкой». Рекомендации для родителей по ознакомлению детей с народным декоративно-прикладным искусством. |
Рабочий план реализации проекта
Этап | Действие, мероприятие | Участники, ответственные | Результат | Сроки |
1 этап: подготовительный | Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта | Воспитатель | Выявление проблемы | понедельник |
Подбор материалов, изучение методической литературы по данной теме | Воспитатель | Методическое обеспечение проекта | ||
Консультации для родителей « Приобщение детей к русской народной культуре через знакомство с дымковской игрушкой». Рекомендации для родителей по ознакомлению детей с народным декоративно-прикладным искусством. | Ознакомление родителей с народным промыслом «дымка» | |||
Организация познавательной, развивающей, предметной среды | Воспитатель | Альбомы по дымковской игрушке, лепбук «Дымковская роспись» | ||
Беседа о мастерах народного промысла | Воспитатель Дети | формировать представление у детей о русских народных промыслах (Гжель, Хохлома, Городецкая роспись, Дымковская игрушка). | ||
Чтение сказки о Дымково | Воспитатель Дети | Умение детей слушать произведение, устанавливать последовательность сюжета, отвечать на вопросы | ||
Дидактическая игра «Наряди матрешку» | Воспитатель Дети | Развитие воображения, чувства цвета и формы, глазомера | ||
Дидактическая игра «Сложи узор» (кубики) | Воспитатель Дети | Умение из частей собирать целое, закрепление названий росписи, умение определять дымковскую роспись | ||
2 этап: формирующий, практический | Беседа с детьми "Из чего делают дымковские игрушки". | Воспитатель Дети | Формирование знаний о материалах изготовления дымковской игрушки | вторник |
Рассматривание иллюстраций и изделий дымковских мастеров | Воспитатель Дети | Умение видеть особенности дымковской росписи | ||
«Что такое глина?» работа по экспериментальной деятельности | Воспитатель Дети | Изучение свойств глины | ||
Раскрашивание плоскостных силуэтов дымковских игрушек | Воспитатель Дети | Умение детей создавать узор | ||
Дидактическая игра «Угадай, что за игрушка?» | Воспитатель Дети | Умение называть отличительные особенности росписи | ||
Разучивание стихов и потешек о дымке | Воспитатель Дети | Развитие памяти, внимания | Среда | |
Составление узора из отдельных элементов дымковской росписи | Воспитатель Дети | Умение самостоятельно создавать узор | ||
Тестопластика «Нарядный петушок» | Воспитатель Дети | Научить детей технике изготовления фигурки петушка из соленого теста по мотивам дымковской игрушки. | ||
Дидактическая игра «Мемори» (найди парочку) | Воспитатель Дети | Обогащение словарного запаса качественными прилагательными | ||
Дидактическая игра «Найди нужный элемент росписи» | Воспитатель Дети | Умение видеть отличительные признаки росписи | Четверг | |
Лепка из пластилина «Свинка» | Родители Дети | Умение детей создавать образ свинки, нанесение дымковской росписи | ||
Изготовление дымковской игрушки для выставки «Ярмарка дымковской игрушки» | Воспитатель Дети | Вовлечение в совместную художественную деятельность | ||
Дидактическая игра «Какой игрушки не стало» | Воспитатель Дети | Развитие внимания, памяти, быстроты реакции | ||
Составление сказок с использованием дымковских игрушек | Воспитатель Дети | Развитие речи, обогащение словарного запаса | ||
3 этап: контрольно-диагностический, заключительный | Диагностика полученных знаний | Воспитатель | Анализ полученных результатов | пятница |
Выставка «Веселая Ярмарка» | Воспитатель Родители Дети | Выставка работ |