Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


статья по теме Активизация познавательной деятельности на уроках математики

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Колодина Н.Б

Активизация познавательных интересов учащихся на уроках математики

«Четкость и глубина изложения учебного материала учителем,

ежедневный опрос, доброжелательная помощь педагога и

товарищей, систематическая работа, становящаяся навыком,-

залог прочных знаний. Радость успеха рождает творческое,

заинтересованное отношение к учению, формирует

познавательную самостоятельность»

В.Ф. Шаталов.

Среди важнейших вопросов совершенствования обучения основам наук следует выделить активизацию познавательной деятельности школьников в процессе обучения математике. Это результат действия, прежде всего, усиления роли математики в развитии науки, техники, производства и вызванного математизацией (почти всех областей деятельности человека) значительного повышения требований к уровню математической подготовки школьников.

Развитие ребёнка неразрывно связано с его активностью. Развитие может происходить только через активность. Активность учащихся как психическое состояние является основой для всей их учебной деятельности и умственного развития. Активизация в учебном процессе направлена на стимулирование и развитие интеллектуальной активности. Вызывая систематически активность как состояние, мы тем самым содействуем и формированию активности как свойства личности.

Активизация означает, с одной стороны, проявление активности как состояния и, с другой стороны, увеличение меры активности. Определяя цели и задачи активизации, необходимо иметь в виду, что мерой полноценности личности является не только и не столько то, было ли его школьной оценкой «хорошо» или «удовлетворительно». Важнее то, насколько в процессе обучения развиты желание и умение работать, умение самостоятельно усваивать знания, способность напрягать свои силы во имя достижения поставленной цели, потребность приносить пользу своей активной деятельностью. Таким образом, основной задачей активизации учащихся является достижение не максимальных школьных оценок, а общего развития личности. Этому способствует систематическое предоставление ребёнку учебной деятельности, требующей оптимального умственного напряжения, которое предопределяет развитие умственных сил и – что еще важнее – делают возможным ощущение успеха каждым учащимся. В связи с этим формируются умственные потребности, ценностные установки и активный образ жизни.

Активизировать – это значит целенаправленно усиливать познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) в мозгу учащихся, побуждать их затрачивать энергию, прилагать волевые усилия для усвоения знаний и умений, преодолевая трудности. Существуют различныепути активизацииучебной деятельности:

проблемное изложение материала

комментированные упражнения

самостоятельная работа учащихся

творческая работа детей,

формирование стимулов к учению.

Но можно выделить и другиеспособы активизации:

игровые методы

моделирование

занимательность

проведение нетрадиционных уроков.

Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Учитель заботится о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использует это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда еще формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики.

Элементы занимательности, игры, использование исторического материала, задачи для развития логического мышления, кроссворды, загадки, нестандартные уроки, уроки с применением современных технологий, всё необычное, неожиданное вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления. Живой интерес к процессу познания, помогает им усвоить любой учебный материал.

Говорят, что заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь. И это совершенно справедливо. Настоящее сотрудничество учителя и ученика возможно лишь при условии, что ученик будет делать то, что желает учитель.

В своей практике я использую приёмы, которые способствуют активизации процессов восприятия и запоминания.

Приёмы, способствующие активизации процесса восприятия:

-организация самостоятельной работы учащихся при ознакомлении с новым материалом;

-ознакомление с планом работы над новым материалом;

-постановка проблемных вопросов, которые способствуют непосредственному включению учащихся в процесс рассуждения;

-использование элементов исследовательской деятельности;

-использование сравнения в процессе работы;

-установление связей между ранее изученным материалом и новым;

-применение различных средств наглядности.

Приёмы, способствующие активизации запоминания:

-установка на запоминание определенного материала на длительный срок и сосредоточение внимания на материале;

-обязательная проверка понимания учебного материала и сопоставление его с ранее изученным материалом;

-использование наглядности.

Немаловажная роль отводится игровой технологии на уроках – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве Приложение 1

Необходимо отметить, что ученики заинтересованы в применении мультимедийной технологии, которая способствует лучшему усвоению и закреплению учебного материала. Одной из дидактических преимуществ технологии мультимедиа, по сравнению с традиционными, является то, что создается обучающая среда с ярким и наглядным представлением информации, раскрывающей практическую значимость темы. Приложение 2

Во время занятий проводятся динамические паузы, физкультминутки в рамках здоровьесберегающей технологии, с которыми школьники работают с наибольшим интересом. Приложение 3 .

Высоким развивающим потенциалом обладают провоцирующие задачи. Они способствуют воспитанию одного из важнейших качеств мышления – критичности, приучают к анализу воспринимаемой информации, ее разносторонней оценке, повышают познавательную активность учащихся. Приложение 4

Главная задача каждого преподавателя не только дать учащимся определенную сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить их учиться. Механическая работа на уроке, приводящая к ничтожному напряжению мысли, мало полезна. Интерес к предмету вырабатывается тогда, когда учащемуся понятно то, о чем говорит преподаватель, когда интересны по содержанию задачи и упражнения. Когда учащемуся надо самому подумать, сделать вывод, обобщение, когда он видит перспективу применения полученных знаний на практике.

Эффективному обучению математике во многом способствует решение задач с практическим содержанием (задачи прикладного характера). Потребность в использовании практических материалов при обучении школьников математике определяется тем, что возникновение, формирование и развитие математических понятий имеют своим источником чисто человеческие ощущения и восприятия, а также тем, что в познавательной деятельности учащегося имеет место тесная связь логических процессов мышления и чувственных восприятий. Поэтому обращение к примерам из жизни, окружающей обстановки и т. п. облегчает учителю возможность организовать целесообразную учебную деятельность учащихся. Прикладные задачи можно предложить во время проведения деловой игры. Приложение 5

Таким образом, для активизации учащихся в учебном процессе, а следовательно, развития интереса к предмету можно использовать различные педагогические технологии. Все они предполагают создание условий, способствующих проявлению самостоятельности учащихся при овладении учебным материалом. Используя разнообразные технологии обучения, мы систематически целенаправленно развиваем у детей подвижность и гибкость мышления, настойчиво стимулируем процессы переключения, поисковую активность; учим детей рассуждать, гибко подходить к проблемам, не зубрить, а мыслить, самим делать выводы, находить новые оригинальные подходы, получать изящные результаты, красивые решения, чтобы осуществить удовольствие от учения.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Рассмотрим некоторые примеры игровых моментов, занимательных задач, решения которых активизируют познавательную деятельность учащихся.

Математический аттракцион «Колесо обозрения»

Решить задачу:

Незнайка бегает вокруг клумбы со скоростью 50 м/мин. Где он будет находиться через две минуты после начала движения, если будет бежать из точки А:

По часовой стрелке?

Против часовой стрелки?

Где будет Незнайка через 4 минуты после начала движения?

Сколько пройдет времени, пока он оббежит клумбу 2 раза?

Словарный диктант

Самостоятельно выполните вычисления. Зачеркните в таблице буквы, соответствующие найденным ответам. Оставшиеся буквы позволят вам прочитать слово, которое будет вам наградой.

37,85:0,137,85*0,137,85:0,001

3,785:0,00142,396:0,00110:0,001

3,785

37850

3875

0,3875

42396

378,41

378,5

М

А

Ж

О

Б

Л

Б

4,23

10000

0,38

3,785

36,4

47,81

О

З

Д

К

Е

Ц

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Решение уравнений «Развиваем мышление»

а) Найдите пропущенное число

5х-2=3

3х-4=2

9х+8=35

6х-3=21

1

8

27

64

б) Найдите неизвестное число

15-х=11

34

Х+5=8

3х-2=1

?

13-х=11

в) Найдите неизвестное число

МЕТРО

МЕТР

8-Х=3

ОКРУГ

КРУГ

4х+7=11

РОМБ

РОМ

5+7х=?

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Гимнастика ума и не только… в рамках здоровьесберегающей технологии

Проверяем ответы стоя.

Если ученик ошибся, то он садиться

ЦЕПОЧКА ВЫЧИСЛЕНИЙ

ОТВЕТЫ

1) Вычислить, записать ответ.

7

2) Увеличить полученное число на

3) Результат записать в виде неправильной дроби

4) Умножить на число, обратное полученному

5) Найти 25% от результата

6) Разделить на

7) Полученный результат – это 10% от некоторого числа

Найти это число

В старину корой этого дерева «заговаривали» зубы и лихорадку. Вырежут из коры треугольник, чтобы отдать дань Богу Отцу, Богу Сыну, Святому Духу, и трут десны, читая молитву. А потом треугольник прикладывают на место, откуда вырезали. И боль утихает. И неведомо было людям, что дело не в богах, а в содержащихся веществах в коре именно этого дерева.

О каком дереве идет речь?

614840:760-57*13+204476:68

809

89

751

741

3007

307

37

3748

68

168

3075

8009

71

И

Е

Б

С

А

Р

З

Т

Н

П

О

Л

Ь

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Высоким развивающим потенциалом обладают

провоцирующие задачи.

Они способствуют воспитанию одного из важнейших качеств мышления – критичности, приучают к анализу воспринимаемой информации, ее разносторонней оценке, повышают познавательную активности школьников.

Можно выделить следующие разновидности задач провоцирующего характера:

Задачи, условия которых в той или иной форме навязывают неверный ответ.

Задачи, условия которых тем или иным способом подсказывают неверный путь решения.

Задачи, вынуждающие придумывать, составлять, строить и т. п. такие математические объекты, которые при заданных условиях не могут иметь места.

Задачи, вводящие в заблуждение из-за неоднозначности трактовки терминов, словесных оборотов, буквенных или числовых выражений.

Рассмотрим примеры.

1.Сколько граней имеет новый шестигранный карандаш ?

Навязывается ответ: "6 граней", но он неверный, так как помимо 6 боковых граней у нового карандаша есть еще 2 торцевые грани. Правильный ответ: «8 граней»

2.Сколько цифр потребуется, чтобы записать двенадцатизначное число?

Навязывается ответ: "12 цифр", но это не так, поскольку десятичная система счисления обходится всего лишь десятью цифрами. Правильный ответ: "Двенадцатизначное число можно записать с помощью одной, двух, трех, четырех, пяти, шести, семи, восьми, девяти, десяти цифр".

3.Какое из следующих утверждений истинно ?

а)Четырехугольник, диагонали которого делятся точкой пересечения пополам и взаимно перпендикулярны, является прямоугольником.

б)Четырехугольник, диагонали которого делятся точкой пересечения пополам и равны, является ромбом.

в)Четырехугольник, диагонали которого взаимно перпендикулярны и равны, является квадратом.

Чаще всего учащиеся выбирают утверждение в), хотя все утверждения ложны. Правильный ответ: "Никакое".

4.Какое простое число следует за числом 200?

Напрашивается ответ: 201, ведь это число следующее — за числом 200. Но этот ответ неверен, так как число 201 — составное. На самом деле искомое число 211.

5.Что больше, число а или число 2а?

Обычно учащиеся отвечают: "2а", ведь, чтобы получить 2а, нужно а умножить на 2. Но при отрицательных значениях а справедливо обратное неравенство.

Правильный ответ: "Неизвестно".

6.Функция у = k/х является возрастающей или убывающей на каждом из промежутков (- ; 0) и (0; + )?

Напрашивается ответ: "убывающей". Он неверен, так как при отрицательных значениях к функция возрастает и на промежутке (- ; 0), и на промежутке

(0; + ). Правильный ответ: "Не определено".

7.Сколько натуральных делителей у числа 2 • 3?[Четыре.]

8.Что больше sina или sin2a? [Heопределено.]

9.Что легче: пуд пуха или пуд железа? [Равны.]

10. Одно яйцо сварится вкрутую в кипящей воде за 5 мин. За сколько минут сварятся 2 яйца? [За 5 мин.]

11.Сколько получится десятков, если два десятка умножить на три десятка? [60 десятков.]

12.Сколько натуральных чисел заключено между 300 и 700? [399.]

Литература:

Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики. Пособие для учителя. – М.: Просвещение. 1985.

Касьяненко М.Д. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении математики. – М. Просвещение, 1988.

Ситникова Т.В. Приемы активизации учащихся в 5 – 6 классах.// Математика в школе. 1993, №2 с. 24

Егорова Л.И. Создание ситуации успеха на уроке.// Математика в школе. 1996, №6 с.3 – 5.

Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1990.

Ахметгалиев А. Мотивация деятельности на уроках математики.// Математика в школе. 1996, №2 с. 56-60

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 24.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области