Пескотерапия как инновационный метод в работе педагога с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Воспитанники детского дома-интерната не просто дети, они особенные. Отличаются повышенной нервной возбудимостью, агрессивностью, тревожностью, гиперреактивностью, замкнутостью. Неразвитостью эмоциональной сферы, поведенческими расстройствами с другой стороны. Помимо этого у детей с проблемами в интеллектуальной сфере встречается нарушение речи или полное её отсутствие, недостаточное развитие координации движений, мелкой моторики рук, отсутствие чувства ритма, нарушение речевой памяти, внимания, восприятия. Поэтому наши воспитанники нуждаются в особых методах коррекции психоэмоционального здоровья.
Опыт работы показал нам, что одним из наиболее продуктивных и действенных методов обучения, развития и организации коррекционной работы с детьми, имеющих подобные проблемы, является – песочная игротерапия. Принцип «терапии песком» был предложен К.Г. Юнгом, швейцарским психотерапевтом, сначала он рекомендовал использовать песок в целях диагностики и коррекции эмоционального состояния детей. Позднее, Г.М. Грабенко и Г.Д. Зинкевич-Евстигнеева предложили систему песочных игр для сказкотерапии, назвав из коррекционно-развивающими.
При любом взаимодействии с песком, используются обе руки, порой одновременно, благодаря чему идет благотворное влияние на развитие правого и левого полушария, а так же их взаимодействия. При таком подходе гармонизируется эмоциональное состояние. У детей активно развивается мелкая моторика: каждый элемент рисуется определенным пальчиком определенной руки, маленькие фигуры побуждают детей задействовать полностью всю кисть руки: и ладонь, и пальцы. Ребенок учится владеть своими руками, успокаивается, тренирует внимание, воображение, укрепляется нервная система. Давно установлен факт о тесной связи между развитием мелкой моторики и речью. После нескольких песочных занятий дети становятся более спокойными, уравновешенными, появляется интерес к учебной деятельности.
Чем полезны игры с песком?
Развивают восприятие, мышление, память, внимание, речь;
Навыки самоконтроля, творческое мышление, воображение и фантазию;
Формируют у ребенка представления об окружающем мире;
Развивают мелкую моторику, глазомер.
Успокаивают и расслабляют, снимая напряжение;
Воспитывают чувство успешности и уверенности в себе;
Помогают познавать внешний и внутренний мир.
Эффект песочной терапии:
позитивное влияние на эмоциональное состояние детей;
положительная динамика в развитии:
образного мышления;
тактильной чувствительности;
зрительно-моторной координации;
ориентировки в пространстве;
сенсо-моторного восприятия.
Таким образом, игра с песком – это своеобразная само терапия ребёнка с помощью воспитателя.
Песочница – прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. Педагоги получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент. Через игры с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков, т.е. умение нормально общаться.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫБелоусова, Е.Д. Синдром дефицита внимания и гиперактивности / Е.Д. Белоусова, М.Ю. Никанорова // Российский вестник перинатологии и педиатрии. Научно – практический рецензируемый журнал. – 2000. – № 3. – С. 39 – 42.Брязгунов, И.П. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей / И.П. Брязгунов, Е.В. Касатикова. – М.: Медпрактика-М., 2002. С. 38–39, 48–53.Зинкевич-Евстегнеева, Т.Д., Грабенко, Т.Н. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии / Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева, Т.Н. Грабенко. – СПб. : Речь, 2010. – 340 с.