Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка.

Преподавание элективного курса «Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка в старших классах ведется на основе учебника С. В. Богомазовой. Задачник, позволит ученикам существенно повысить уровень своей функциональной грамотности. Решая задачи, отправной точкой для которых служит предложенный текст, ученикам придётся продемонстрировать весь комплекс имеющихся у них знаний и способностей. Они обнаружат, что для решения той или иной задачи этих знаний и способностей не всегда достаточно, но современная открытая информационная среда позволяет их приобрести. В процессе поиска решений придётся найти и изучить определённый объём информации, представленной в различных форматах: текста, таблицы, схемы и др. Исходя из стоящей задачи, информацию необходимо будет обработать: интерпретировать, отобрать важную, оценить степень её достоверности. Придётся обращаться к разным источникам: печатным изданиям, сайтам, другим людям. В процессе работы ученики поймут, что не всегда решение бывает правильным или неправильным, но всегда важно, чтобы оно было грамотным.

Задачи и упражнения в учебнике распределены по тематическим блокам. Каждый блок разделен на темы. Внутри каждой темы задания выстроены по принципу усложнения и завершаются олимпиадным уровнем. Задания могут относиться к качественным и расчётным типам.

Различные формы представления заданий, нестандартные формулировки, разделенные по уровням сложности и видам деятельности - все это позволит школьникам подготовиться к итоговой аттестации. ( Показать книгу, обозначить основные разделы.)

Раздаточный материал (ознакомление с содержательной формой заданий.)Задание 1.

К какой группе бытовой техники, представленной на диаграмме, можно отнести приборы, перечисленных в левой части таблицы?

Отметьте крестиком соответствующую клетку таблицы.

Техника

для

кухни

Цифровая

техника

Техника по уходу за одеждой

Экология для дома

ТЕКСТ № 1.

1. Прочитайте текст. Озаглавьте.

Сегодня, в каждой квартире имеется телевизор, но не все знают и понимают, как правильно за ним ухаживать, чтобы он как можно дольше служил. Что же для этого нужно? Правильно использовать телевизор не так уж сложно, главное, начать заботиться о нем сразу, после того, как только принесли покупку домой.

Первое, что необходимо сделать – выбрать для LCD телевизора самое подходящее место. Как правило, телевизор устанавливается на одно определенное место, причем он должен стоять так, чтобы на его экран не попадали прямые солнечные лучи. Кроме того, телевизор должен стоять как можно дальше от нагревательных приборов, находящихся в комнате. Очень важным фактором при установке телевизора является достаточное расстояние от вентиляционных отверстий, необходимо, чтобы данные отверстия не были ничем закрыты. В случае невыполнения данного требования неизбежным станет перегрев. Если неприятность с телевизором все-таки произошла, самостоятельно произвести ремонт лучше не пытаться, так как это может привести к самым тяжелым последствиям, ведь для ремонта телевизора потребуется не только опыт мастера, но и соответствующее оборудование. При уходе за LCD телевизором необходимо следовать рекомендациям технической документации, которые являются вполне осуществимыми. Телевизор следует в обязательном порядке выключать после шести часов непрерывной работы. Часто включать и выключать устройство не рекомендуется, интервал должен составлять хотя бы 15 секунд. Кроме того, экран телевизора необходимо оберегать от ударов. Чтобы телевизор всегда выглядел, как новый не стоит прикасаться к экрану пальцами, лучше вообще взять за правило лишний раз его не трогать, так как на нем тут же становятся видны отпечатки пальцев, он быстро становится грязным, и приходится думать о том, как его правильно почистить.

Отметьте верные утверждения значком √.

Телевизор должен стоять как можно дальше от нагревательных приборов.

Рекомендуется часто включать и выключать устройство

Телевизор следует в обязательном  порядке выключать после шести часов непрерывной работы

Телевизор устанавливается на одно определенное место, причем он должен стоять так, чтобы на его экран не попадали прямые солнечные лучи.

Вентиляционные отверстия телевизора необходимо плотно закрыть.

Заполните

достоинства

недостатки

на улучшение

если не было этого предмета

Ситуация 1.

Вы являетесь владельцем магазина бытовой техники. Дайте рекламное объявление в газету «Айна» об открытии вашего магазина.

Ситуация 2.

Вам необходимо продать телевизор известной фирмы. Разместите объявления в различные СМИ: газета «Айна», сайты «MANO.KZ», «OLX»

Выполни грамматические задания:

Определи части речи

Телевизор - ____________________

Необходимо - __________________

Определенное - _________________

Устанавливается - _______________

Подбери синонимы из текста:

Хранить – ___________________

Соединение - ________________

Увлекательный - _____________

Находиться - ________________

. Подберите антонимы из текста:

Включать - _____________________

Иногда - _______________________

Ближе - ________________________

Отдых - ________________________

Найдите предложение с однородными членами предложения и сделайте синтаксический разбор.

ТЕКСТ № 2

Задания.

Ознакомьтесь с содержанием текста и придумайте 2-3 заголовка.

Перед вами несколько советов, выполнение которых избавит от досадных поломок ноутбука.

Не стоит кушать или пить, работая за ноутбуком. Попадание жидкости или частичек пищи в ноутбук может привести к эрозии токовых дорожек на материнской плате, а также к их замыканию. Пользоваться устройством, когда на него попадают прямые солнечные лучи, например на пляже, крайне опасно, так как они максимально негативно влияют на кристаллы матрицы дисплея. Ноутбук – это тонкое, высокотехнологичное устройство, ему противопоказаны сильные встряски, поэтому при транспортировке, он должен находиться в специальной сумке для ноутбука, у которой плотные противоударные стенки. Неосмотрительная сильная вибрация или удар могут дорого обойтись портативному компьютеру. Типичной поломкой в таком случае зачастую бывает повреждение матрицы и винчестера, ремонт которых обойдется не дешево. Не рекомендуется работать с ноутбуком на ворсистых поверхностях, так как пыль, ворсинки или того хуже, шерсть вашего домашнего питомца со временем приведут к засорению системы охлаждения, что чревато перегревом, нестабильной работой, а в худшем случае - к замыканию. Если ноутбук выключен, необходимо также отключать от электросети сетевой адаптер. Не стоит оставлять без нагрузки включенным в сеть блок питания. Если сетевой адаптер к мобильному компьютеру не подключен, а подключен к сети электропитания, он все равно работает, при этом ресурс работы блока питания ограничен. Во время грозы электропитание лучше не использовать, а работать на ноутбуке от аккумуляторной батареи, так как перенапряжение в электросети наверняка приведет к кратковременным, но очень болезненным броскам тока. Это в свою очередь выведет из строя сетевой адаптер. Хранить ноутбук желательно подальше от маленьких детей, которым свойственно дергать за все, что попадается под руку, в том числе и кабель, что повлечет падение дорогостоящего устройства. Не стоит доверять разборку или ремонт ноутбуков дилетантам. Кроме того, пытаться отремонтировать ноутбук самому также не стоит, ведь без специального оборудования, инструмента и опыта – ничего не получится. При обнаружении  проблем в работе аппаратной части ноутбука, не сомневаясь, немедленно обращайтесь за помощью к мастерам сервисного центра.

Используя текст, заполните таблицу.

Правила эксплуатации ноутбука

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Заполните

достоинства

недостатки

на улучшение

если не было этого предмета

Выполните задание.

Составьте связный текст, используя предложенные слова, и озаглавьте его . Значение незнакомых слов найдите, используя интернет и другие источники информации.

Определите жанр получившегося текста.

Представьте текст участникам.

ТЕКСТ № 3

Ознакомьтесь с текстом.

Среди самых распространенных моделей различают напольные, настольные и потолочные вентиляторы. Они отличаются конструкцией, мощностью и функциональным обеспечением.Первый вид охладителей воздуха – это настольный вентилятор. Он обладает такими характеристиками как небольшие габариты, малая мощность и малый радиус действия. Его можно устанавливать на любой поверхности (стол, сервант, тумба), есть модели с гибкой ножкой-прищепкой, которую можно прицепить хоть к спинке кресла. Такой вентилятор легко переносить с места на место. Но он ограничен по функциям и имеет, как правило, одно рабочее положение или поворачиваются только на 900. Еще один тип – это потолочные вентиляторы. Они не пользуются таким спросом среди устройств для дома, так как предполагают наличие высоких потолков. Конечно, их тоже покупают, ведь их можно установить как под самым потолком, так и, по возможности, на длинном висящем проводе. Плюсом этого вида является то, что они не занимают места в комнате и имеют большую мощность.А самый популярный и ходовой – это напольный вентилятор. С его помощью можно обеспечить прохладным воздухом не только рабочее место, но и целую комнату. В отличие от настольного вентилятора, он имеет высокую ножку, благодаря чему, его можно ставить на пол. Лопасти данных моделей в 1,5-2,5 раза превышают длину лопастей настольного вентилятора, соответственно, он способен обдувать большее пространство. Высота такого вентилятора может регулироваться как на уровень сидячего человека, так и на большую высоту.  Функциональный набор тут довольно широкий и предлагает массу удобств. Среди них присутствуют: работа при любом угле поворота, много режимов обдува и скоростей.

«Нужно или нельзя?». Заполните таблицу словами и словосочетаниями из текста.

нужно

нельзя

Выполните задание.

Составьте связный текст, используя предложенные слова, и озаглавьте его . Значение незнакомых слов найдите, используя интернет и другие источники информации.

Определите жанр получившегося текста.

Представьте текст участникам.

Если у вас остались неиспользованные слова, объясните, почему вы не сумели ими воспользоваться.

Фиксаторы решетки, винт фиксации лопастей, лопасти, корпус вентилятора, вал электромотора, панель управления, пульт дистанционного управления, выдвижная штанга, стойка, фиксатор выдвижной штанги, подставка.

Грамматические задания.

Выпишите из текста по 5 слов с орфограммами:

а) удвоенная согласная - ______________________________

б) непроизносимая согласная - _________________________

в) безударная гласная - _______________________________

Выпишите из текста словосочетания «прилагательное + существительное». Выделите окончание у имен прилагательных, определите род, число, падеж.

Произведите морфемный анализ слов:

Электромоторы, дистанционный, привинтить, напольный, настольного.

Прочитайте и запишите, учитывая все правила орфографии:

[В'энт'ил'атары тр'эбуй'ут край'н'э б'эр'эжнава абращ'эн'ий'а с н'им'и].

Таким образом, в книге содержатся тексты об особенностях мышления и поведения человека; тексты о городах, странах;Известные художественные, публицистические произведения или их фрагменты;- тексты о человеке создающем, действующем и взаимодействующим;- тексты об объектах живой природы;- тексты о техносфере. К текстам даны очень интересные задания.Например: используя полученную информацию из текста, самостоятельно составьте рекламное предложение для туристов, желающих посетить Японию. Или: автор текста сравнивает японскую культуру с приёмами борьбы дзюдо. Проанализировав авторскую аргументацию, сравните в той же логике английский характер и русскую натуру с одним из известных вам видов единоборств.

-

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области