Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Использование развивающих приемов обучения при формировании элементарных математических представлений

Обобщение опыта работы воспитателя в рамках самообразования

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Использование развивающих приемов обучения при формировании элементарных математических представлений

Все началось с одной ситуации в группе, в первые. Придумываю какой-то рисунок с карандашом и ластиком в руках. Трехлетняя Вика спрашивает, что я делаю. Объясняю, что стираю ненужное стирательной резинкой. После небольшой паузы гениальное: «Странно, моя мама стирает порошОком!». В этот момент и началось мое осознание непосредственности и гибкости детского сознания.

Взрослые! Все наши умозаключения, понятные нам на 100%, для детей требуют обязательных объяснений, разъяснений и доказательств. Особенно в раннем возрасте. Развить у ребенка способность не потерять гибкость ума стало для меня моим воспитательским кредо. Чтобы та же Вика, в более позднем возрасте, могла продолжить мою фразу своей: «А стирать еще можно мел тряпочкой, краску ацетоном, плохое из памяти…».

Мысли выстроились в более-менее понятный последовательный ряд: воспитывать самостоятельность, познавательный интерес и мыслительную активность, опираясь на возрастные особенности и индивидуальность ребенка.

Более близкой мне была тема формирования элементарных математических представлений. Система доказательств, понятная и интересная мне со школы. Интересная - для меня. Как сделать интересной ее для детей?

Пришлось перелопатить кучу методической литературы, периодики и надоесть своему методисту. Сотрудничество с доцентом АКИПКРО Модиной И.А. (на базе моей группы проходила апробация ее авторской программы по формированию элементарных математических представлений) способствовало подведению научно – методической базы под мои, в чем – то интуитивные, начинания.

В процессе многолетней работы с детьми дошкольного возраста сформулировала для себя основной концептуальный принцип взаимодействия с детьми: отказ от репродуктивной формы обучения, когда ребенку предлагают готовые знания и переход к экспериментальной деятельности, в процессе которой ребенок сможет добывать знания самостоятельно, через свой опыт, преодоление трудностей и неудач, путем совершенствования навыков исследовательского поведения.

Основной целью моей работы стало повышение познавательной активности детей. Ребенок будет активным и деятельным в единственном случае – если ему интересно заниматься. Так началась моя работа по применению в воспитательно-образовательном процессе методов и приемов развивающего обучения.

Один из методов – проблемная ситуация. Для ребенка это великий стимул к действию. Движущей силой любого развития является преодоление противоречий. А преодоление этих противоречий всегда связано с определенными способностями: адекватно оценить ситуацию, выявить причины возникновения трудностей и проблем в деятельности, а также спланировать и осуществить специальную деятельность по преодолению этих трудностей. Эти способности лекциями и рассказами не передаются. Они "выращиваются". Значит, обучающий процесс нужно организовать таким образом, чтобы "выращивать" эти способности у детей. Задача воспитателя - смоделировать процесс возникновения и преодоления противоречий на доступном ребенку учебном содержании.

У моих детей, например, «возникла» проблема при изучении мерки. Нужно было измерить длину спортивной дорожки – соперник Зайца поспорил, что она у него длиннее. Ни одной линейки, конечно, в группе не оказалось. Измеряли шагами, кубиками и даже ложками. Для детей стало открытием, что один и тот же предмет может быть и коротким, и длинным в зависимости от мерки. А вечером, судя по рассказам родителей, это стало открытием и для них. Папы были измерены всеми подручными средствами.

Очень нравится детям прием незаконченного предложения. Психологи считают его эффективным способом для выявления уровня осознания содержания пройденного. Я же считаю этот прием незаменимым в создании ситуации успеха у детей. Ведь он позволяет ребенку без особых усилий, опираясь на свой опыт, сделать логическое заключение.

«Ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она ни была, все равно должна быть скрытой. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с помощью подачи учителя... радость успеха может померкнуть» (В. А. Сухомлинский).

Создать каждому ребенку ситуацию успеха и дать ему возможность пережить радость достижения, осознать свои способности, поверить в себя – одна из важнейших задач моей работы. Потому что верить в себя должен даже самый тихий и скромный ребенок группы.

Еще один прием - математико-ориентированная деятельности в ситуации сказочной задачи.

Сказки! Благодатное поле для воспитателя. Особенно знакомые и любимые ребенку. С помощью сказок можно легко показать, как математические понятия используются в повседневной жизни. Ребенку не нужно много времени, чтобы сюжет сказки рассмотреть с несколько иной позиции – через призму математических понятий. Например, русская - народная сказка «Теремок». Рассматривая иллюстрацию, задаю вопросы: кто пришел первым? Четвертым? Сколько всего пришло зверей? Кто был выше всех? Кто в правом верхнем окошке? Здесь и ориентировка на листе, в пространстве, прямой, обратный порядковый счет, и закрепление временных понятий.

Я повторюсь в том, что все умозаключения должны подтверждаться доказательствами. Особенно в процессе получения новых знаний. Примером служит прием заведомо ложного ответа. Подсказка взрослого в решении той или иной задачи не должна быть аксиомой для ребенка. Естественно это не касается утверждений типа «мячик – круглый» и «кубик – квадратный». Не стоит доказывать очевидное. А вот в утверждении - «кубик не катится, поэтому колеса не делают квадратными» - детям пришлось усомниться. Как – то, в игре на детской горке у Виталика кубик - скатился! И тут он вспомнил мои слова про обратное. Пришлось выкручиваться. В ходе экспериментальных проверок вместе с детьми пришли к выводу: « Да. Кубик катится. Но только с горки. А по прямой дороге – нет. И если у машины будут квадратные колеса, ей придется ездить только с горок. А таких дорог не бывает». Шикарный итог! Я гордилась своими детьми!

Теперь можно сказать о главном – о результате. Детям интересно, они экспериментируют, ищут доказательства, являются активными участниками процесса получения знаний и умений. А это - ли ни есть повышение познавательной активности. Начиная применять данные методы с раннего возраста, замечаю, что старшие дошкольники используют их самостоятельно, например, при работе в микрогруппах.

Активная познавательная позиция – залог успешности во взрослой жизни. Мой преподаватель математического анализа в институте всегда говорила: «Умный человек – не тот, который все знает, а тот, который знает, где эти знания добыть». И я хотела бы, чтобы мои дети выросли такими «добытчиками».

Список используемой литературы

Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. М.:"Политиздат", 1989.

Белкин А.С. Ситуация успеха. Как её создать. - М.: Просвещение, 1991г.

Ильин Е. Н. Искусство общения. М.:"Просвещение", 1982.

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - К.: Рад. шк., 1988.

Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. СПб.: Речь, 2001.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области