Советы педагога-психолога
Готов ли ваш ребенок к школе?
Готовность ребенка к школе обуславливается тремя факторами: психической, физической и интеллектуальной готовностью. Осень у родителей, дети которых идут в первый класс, очень волнительное время года. Как правило, к этому готовятся родители и дети. Пытаясь облегчить своему ребенку адаптацию в школе, родители водят детей на подготовительные занятия в различные детские центры, проходят обследования на физическую готовность. Однако, все-таки переход от дошкольной жизни к школе не всегда проходит гладко, так как его сопровождают различные проблемы. Родители ребенка до 6 -7 - летнего возраста не так часто обращают внимание на развитие малыша (“да успеет еще научиться, для этого школа есть!”), не уделяют внимание особенностям его общения с окружающими взрослыми и сверстниками (“со временем пройдет…”), на наличие или отсутствие желания учиться (“втянется, повзрослеет.), не обучают ребенка управлять своими эмоциями, поступками, подчиняться требованиям с первого раза. В результате чего у детей не сформированы важные компоненты школьной готовности к обучению.
Хотелось рассмотреть, что должно быть свойственно ребенку, чтобы он оказался готовым к школе.
Раскрывая содержание готовности к школе, вы, уважаемые родители, пожалуйста, постарайтесь присмотреться, проанализировать и решить, на что вам надо уже сегодня необходимо обратить внимание, чтобы ваш ребенок не испытывал стресса в школе, а обучение было для него в радость.
Рассмотрим психологическую готовность ребенка к школе:
Прежде всего, это учебная мотивация: ребенок хочет идти в школу, понимает важность и необходимость учения, проявляет выраженный интерес к получению знаний.
Ребенок должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение.
Этот компонент школьной зрелости необходим ребенку для общения с учителем и одноклассниками. Он должен достичь эмоциональной устойчивости, которая поможет, в дальнейшем прикладывать усилия для выполнения учебных задач. А это, поверьте, нелегко. Переход от дошкольного режима к школьному непрост, ведь еще вчера можно было играть без ограничений, смотреть любимые телепередачи, а сегодня на все это уже меньше времени. Но главный стресс ребенок получает от непривычной ему новой обстановки, нового коллектива, нового педагога. При этом включаться в процесс обучения, уметь регулировать свое поведение, достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание, тем более, если они даются ему с трудом.
А что такое интеллектуальная готовность? Это:
Развитие образного и словесно-логического мышления: способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение объединять предметы в группы по общим существенным признакам, умение устанавливать логические связи между предметами и явлениями.
Развитие произвольного внимания: способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут.
Умение понять инструкцию и четко следовать ей при выполнении задания.
Интеллектуальная готовность характеризуется достижением школьной зрелости и является: наличием у ребенка некоторого круга знаний и представлений о предметах окружающей действительности, развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения, речи и др.(математические представления, речевая подготовка, пространственно-графическая подготовки.
Интеллектуальное развитие является безусловно необходимым, но не всегда достаточным условием успешного перехода ребенка к школьному обучению. Встречаются дети достаточно развитые интеллектуально, но с большими проблемами в в эмоционально – поведенческой сфере, что так же негативно сказывается на процессе обучения.
Необходима и психофизиологическая готовность:
Это развитие мелких мышц руки: ребенок должен уверенно владеть ножницами и карандашом.
Уметь ориентироваться в пространстве, с правильной координацией движений: уметь определять выше-ниже, больше-меньше, вперед-назад, слева-справа.
Это координация в системе глаз-рука: ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ-узор, зрительно воспринимаемый на расстоянии.
Постарайтесь, уважаемые родители, помочь ребенку заблаговременно, не надейтесь только на детский сад, развитие мелкой моторики требует постоянного развития, навыков, что облегчит ребенку обучение в школе. Не стоит отчаиваться, если что-то ещё пока развито недостаточно, ещё есть время наверстать упущенное, наметить конкретные действия по ликвидации проблем.
Причинами школьной незрелости могут быть:
Отсутствие систематических занятий с ребенком.
Состояние соматического развития ребенка. Болезненные дети менее устойчивы к различным нагрузкам, быстрее устают, утомляются. Лучше во время обратиться за консультаций к врачу и, при необходимости, лечению ребенка.
При развитие невротических нарушений характера, агрессии, необходима консультация медицинского психолога с последующей коррекцией поведения.
Адаптация первоклассника может длиться от двух до шести месяцев, в этот период дети могут худеть, чаще болеть.
Нельзя забывать о том, что дети, в первом классе, должны много и с интересом играть. Не доигравший первоклассник чаще всего к учёбе относится, как к игре: «хочу – делаю, хочу - нет». Старайтесь строго соблюдать режим дня школьника, чаще поощряйте ребенка, и ни при каких обстоятельствах не прибегайте к физическим наказаниям.