«ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ИНТЕГРАЦИЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ», «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО.
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПИЛОТНОЙ ПЛОЩАДКИ НА ТЕМУ «Формирование и развитие познавательной сферы детей через
физкультурно-оздоровительную работу»
Карасева Виолетта Александровна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 49».
Сообщение из опыта работы
Формирование и развитие познавательной сферы детей через
физкультурно-оздоровительную работу.
Дошкольный возраст является значимым этапом становления способностей человека – двигательных, познавательных, творческих и других, поскольку связан с созреванием необходимых для их развития.
Постоянно возрастающие требования к уровню развития и образованности, необходимость усваивать большое количество информации привели к поиску новых форм организации образовательной работы.
Приказом Министерства образования и науки Мурманской области от 26.07.2013
№ 1619 (с изм. от 05.12.2013) «О подготовке к введению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в Мурманской области» был утверждён перечень направлений деятельности дошкольных образовательных организаций, являющихся региональными (пилотными) площадками по введению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) .
Тема пилотной площадки нашей группы «Формирование познавательной сферы детей через физкультурно-оздоровительную работу». По данной теме мы работаем с января 2014 года.
ФГОС ДО предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях (пункт 2.5 Стандарта).
Продолжая работу по теме пилотной площадки мы определили следующие задачи:
1. Формировать первичные представления о многообразии предметного окружения.
2. Формировать потребности в ежедневной двигательной деятельности.
3. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию самого себя.
4. Развивать умение различать и называть органы чувств, дать представления об их роли в организме т о том, как их беречь и ухаживать за ними.
5. Развивать самостоятельность и творчество при выполнении физических упражнений, в подвижных играх.
6. Воспитывать потребность на доступном уровне заботится о своем здоровье.
Формы работы:
•ООД
•Чтение х/л и познавательных книг
•Изодеятельность и творчество
•Экскурсии и целевые прогулки
•Д/и и с/р игры
•Экспериментальная и опытная деятельность
•Тематические беседы
•Взаимодействие со специалистами
•Взаимодействие с родителями
Методы работы:
В своей работе используем наглядные и игровые методы в сочетании со словесными методами.
Наглядный метод: обеспечивает яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений, необходимых для возникновения у ребенка наиболее полного и конкретного представления об окружающем мире, активизирующий развитие его сенсорных способностей.
Словесный метод: метод обращенный к сознанию детей, помогающий осмысливанию поставленной перед ними задачи.
Игровой метод: метод близкий к ведущей деятельности детей дошкольного возраста, наиболее специфичный и эмоционально-эффективный в работе с ними, учитывающий элементы наглядно-образного и наглядно-действенного мышления. Он дает возможность одновременного совершенствования разнообразных двигательных навыков, самостоятельности действий, быстрой ответной реакции на изменяющиеся условия, проявления творческой инициативы.
С введением ФГОС ДО в нашей работе наибольшее распространение получили технологии, основанные на интеграции образовательных областей.
Интеграция образовательных областей - основополагающий принцип развития современного дошкольного образования.
Данный принцип является инновационным для дошкольного образования и обязывает коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе объединения образовательных областей.
Проблема интеграции образовательных областей физического развития и познавательного развития наиболее актуальна в младшем дошкольном возрасте.
Согласно принципу интеграции, физическое развитие детей осуществляется не только в
процессе специфических физкультурных и спортивных игр, упражнений и занятий, но и
при организации всех видов детской деятельности через физкультминутки, дидактические
игры с элементами движения, подвижные игры с элементами развития речи, математики,
конструирования.
Чем богаче двигательный опыт ребенка, тем больше информации поступает в мозг, что способствует интенсивному интеллектуальному развитию. В дошкольном возрасте происходит активное развитие когнитивной сферы, именно двигательная активность способствует развитию познавательных процессов. Воздействуя на различные анализаторы, развиваем зрительное, слуховое и тактильное восприятие.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
Физическое развитие предусматривает формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании и т. д.).
Развитие зрительного восприятия состоит в представлении о качествах предметов (форме, цвете, величине), умении ориентироваться в пространстве. Развивая слуховое восприятие, мы учим детей улавливать, различать звуки и действовать в соответствии с ними. Например, дети бегут в колонне, изображая ручеек. Если бубен играет тихо – ручеек замедляет скорость и наоборот.
В ходе развития тактильного восприятия закрепляются такие понятия: «мягкий-твердый», «гладкий-шершавый», «тяжелый-легкий».
В роли предметов, помогающих закреплять сенсорные эталоны на физкультурном занятии, выступают спортивный инвентарь и стандартное и нестандартное оборудование. Чтобы обучение происходило естественно и легко, на помощь приходит игра и воображение. Кроме восприятия, формируем и элементарные математические представления (прыжки под счет, ловим мяч, обратный счет).
На занятиях мы закрепляем знания об окружающем мире: осенью «собираем урожай», «ходим в лес за грибами», зимой «играем в снежки» и «шагаем по сугробам». Разнообразие двигательных игровых ситуаций и сюжетов позволяет расширить кругозор детей, помогает формировать целостную картину мира, что по большому счету и является главной целью познания.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.
Существуют два основных принципа ФГОС ДО: Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности и сотрудничество организации с семьёй.
Очень важно оказать необходимую помощь родителям, привлечь их к участию в совместной работе.
Задачи:
1. Ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками.
2. Информировать родителей о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка(спокойное общение, питание, закаливание, движения).
3. Содействовать родителям в сохранении и укреплении физического и психического здоровья детей.
Для решения задач в совместной работе с родителями, использовались разнообразные формы и средства: родительские собрания с использованием ИКТ, беседы, анкетирование, консультации, памятки для родителей; создание картотек - способствующих повышению педагогической культуры родителей. Совместные проекты с родителями не только создают условия для участия в образовательной деятельности, но и развивают любознательность, вызывают интерес к совместной деятельности, так же воспитывают у дошкольников целеустремлённость, настойчивость.
Добиться эффективных результатов в развитии ребёнка можно только в сотрудничестве с родителями воспитанников.
Работая по данной теме, имеем следующие результаты:
У детей формируется
Внимание и интерес к предметам ближайшего окружения, их назначении и свойствам.
Способность устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
Потребность в самостоятельной двигательной деятельности.
Элементарные представления о здоровом образе жизни.