Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС

Цель работа с одаренными детьми • Создание условий для выявления поддержки и развития одаренных детей. Их самореализации в соответствии со способностями. Задачи обучения одаренных детей: • Организация работы с одаренными детьми через систему учебной и внеурочной деятельности. • Развитие познавательных, творческих способностей учащихся. • Повышение педагогической культуры родителей в вопросах воспитания одаренных детей.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Методическая разработка.

«Работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС»

Становление опыта. Актуальность.

Я работаю в сельской школе, где наполняемость в классе не более 20 учащихся. Родители большинства ребят имеют средне - специальное или среднее образование. Из учреждений культуры в нашем селе имеются Дом ремёсел, Дом культуры и библиотека. В них, конечно же, существуют кружки по интересам для детей с 1 по 11 классы, но выбор их небольшой. Дети посещают такие студии, как танцевальная, сольного пения, бисероплетения, швейного декора, тестопластики. Есть несколько спортивных секций. Но среди учащихся есть такие, которым очень нравиться рисовать, читать стихи, проводить исследовательскую работу, участвовать в интеллектуальных играх, конкурсах и проектах. Вот я и решила помогать развивать талант у неравнодушных ребятишек.

Серьёзно я стала заниматься этой работой с 2013 года. Трудность сельского учителя в том, что нет возможности обратиться за помощью к квалифицированной психолого-педагогической службе.  Приходится опираться  только на свой педагогический опыт, на научно-популярные публикации, на свои творческие и интеллектуальные возможности.

Одним из направлений ФГОС начального общего образования является обеспечение специальных условий для индивидуального развития одаренных детей. В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо важная задача обучения одарённых детей.

Вот один из пунктов послания Федеральному собранию Российской Федерации 30 ноября 2010 г.

«Необходимо завершить создание общенациональной системы поиска и поддержки талантливых детей. Возможность развивать свои способности уже с раннего возраста должны иметь все, вне зависимости от уровня доходов, социального положения родителей и места жительства семей. Поручаю Правительству учесть эту рекомендацию при внедрении новых образовательных стандартов и разработать норматив подушевого финансирования на педагогическое сопровождение одаренных детей».

Одаренные дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности; обладают доминирующей активной познавательной потребностью; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Уже в начальной школе важно выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо значимая задача обучения одаренных детей.

Цель работа с одаренными детьми

Создание условий для выявления поддержки и развития одаренных детей. Их самореализации в соответствии со способностями.

Задачи обучения одаренных детей:

Организация работы с одаренными детьми через систему учебной и внеурочной деятельности.

Развитие познавательных, творческих способностей учащихся.

Повышение педагогической культуры родителей в вопросах воспитания одаренных детей.

Предполагаемый результат:

Расширение возможности участия одаренных детей в мероприятиях, олимпиадах, конкурсах, конференциях различного уровня.

Повышение уровня индивидуальных достижений учащихся.

Установление взаимосвязи с родителями в вопросах поддержки и сопровождении одаренных детей.

Система работы с одаренными детьми

Выявление, отбор одаренных детей.

Развитие одаренности учащихся через систему учебной и внеурочной деятельности.

Отслеживание особенностей развития одаренности ребенка на различных возрастных эталонах школьной среды.

Работа с одаренными детьми на уроках включает:

дифференцированный и индивидуальный подход;

использование современных образовательных технологий (проблемное обучение, деятельностный метод, проектная и исследовательская деятельность);

работа в режиме «консультант» (способные учащиеся в определенной образовательной области курируют остальных, осуществляя взаимообучение и помощь учителю в учебном процессе);

групповая и парная работа;

возможность выбора заданий повышенного уровня сложности в ходе выполнения контрольных, проверочных и самостоятельных работ по разным предметам;

предложение учащимся индивидуальных домашних заданий творческого и поискового характера.

В своей работе использую методы:

- элементы театрализации, эвристические беседы, мультимедийные средства.

- создаю проблемные ситуации, учу детей самих придумывать проблемные вопросы. Психологи говорят, что интеллект человека измеряется умением задать сложный (проблемный) вопрос и способностью понимать тонкий юмор.

- интегрирую один предмет в другой, это тоже позволяет активизировать мышление.

- дополнительно занимаюсь со способными ребятами. Чтобы занятия были более интересными, материал беру из заочных дистанционных олимпиад на различных интернет сайтах, рекомендую принимать участие учащимся.

Результаты работы:

Высокий показатель качества знаний учащихся по предметам (диаграмма)

Развитие коммуникативных способностей учащихся.

Высокий результат выполнения Всероссийских проверочных работ в 4 классе.

Умение работать в парах и группах.

Умение решать нестандартные задания, задания повышенной трудности.

Внеурочную деятельность в работе с одаренными детьми составляют:

участие в школьных и районных предметных олимпиадах и конкурсах;

участие во Всероссийских и международных интеллектуальных конкурсах («Вундеркинд», «Еж», «Молоток», «Муравей»).

активное участие в творческих проектах, акциях, конкурсах («Добрая дорога детства», «Рождественский подарок», «Война глазами детей», «Неделя добра», «Солнечный эльф», «Светлый праздник», «Огонь ошибок не прощает»).

проектная деятельность учащихся: подготовка и защита индивидуальных и групповых проектов на уровне класса школьного, муниципального и регионального уровней.

В своей работе использую методы:

- на уроках ИЗО и технологии в 1- 2-х классах действую по принципу «Следуй за мной и делай как я». Элементы самостоятельности и творчества приветствуются;

- поощряю помощь однокласснику;

- разрешаю копировать, обводить, срисовывать, пользоваться готовыми картинками или их элементами. ( Если это делает работу лучше, эстетичной, почему бы и нет. Рука и вкус всё равно развиваются.);

- при выполнении домашних работ – помощь родителей приветствуется. (совместная работа сближает);

- помогаю выбрать конкурс творческого характера по возможностям и интересам. Пытаюсь любым возможным способом оценить конкурсную работу;

- оказываю помощь при выполнении конкурсных работ регионального и всероссийского уровня. Предлагаю конкурсы, которые были бы доступны, интересны и посильны моим ученикам. По итогам конкурса провожу индивидуальное обсуждение, анализируем работы победивших конкурсантов;

- определяю условия формирования исследовательских умений младших школьников;

-провожу работу с родителями обучающихся, чтобы они имели представления о проектном обучении;

- объясняю ученикам, что такое проект;

-создаю условия для занятий проектно-исследовательской деятельностью;

- ввожу в учебный процесс метод проектов, как технологию развития умений учиться;

- пропагандирую здоровый образ жизни, рекомендую принимать участие в спортивной жизни класса и школы.

Результаты работы

Победители и призеры муниципального и регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников для начальных классов.

Лауреаты Всероссийских и международных интеллектуальных конкурсах («Вундеркинд», «Еж», «Молоток», «Муравей»).

Победители и призеры в творческих проектах, акциях, конкурсах.

Победители и призеры проектных и исследовательских работ на муниципальном и региональном уровнях.

Активное участие учащихся класса на классных, школьных, мероприятиях.

100 % занятость учащихся в кружках и секциях.

Победители и призеры спортивных мероприятий на школьных и муниципальных уровнях.

Участие учащихся в конкурсах, акциях, соревнованиях, олимпиадах за 3 года.

Наименование конкурса

Число участников

Класс

Уровень

Результат

Участие в предметных олимпиадах

6

6

15

2 (2013-14г.)

3 (2014-15г.)

4 (2015-2016г.)

Муниципальный

Региональный

Международный

Победители

Призеры

Лауреаты

Конкурс чтецов «Солнечный эльф», «Светлый праздник».

3

5

5

2 (2013-14г.)

3 (2014-15г.)

4 (2015-2016г.)

Муниципальный

Региональный

Победители

призеры

Участие в защите проектных и исследовательских работ.

1

3

4

2 (2013-14г.)

3 (2014-15г.)

4 (2015-2016г.)

Муниципальный

региональный

Победители

Призеры

Конкурсы рисунков.

6

6

7

2 (2013-14г.)

3 (2014-15г.)

4 (2015-2016г.)

Муниципальный

Международный

Победитель

Призёр

участники

Спортивные соревнования.

4

6

8

2 (2013-14г.)

3 (2014-15г.)

4 (2015-2016г.)

муниципальный

Победители

Призеры

На данной диаграмме можно проследить динамику увеличения участников конкурсов, акциях, соревнованиях за 3 года.

Система дополнительного образования используется для мотивации учащихся к познанию и творчеству, развитию их способностей в различных видах деятельности. Она направлена на создание условий для развития личности каждого ребенка.

Педагог не должен быть одинок в поддержании этого огонька, главными помощниками должны стать родители. Без их помощи и поддержки одному учителю очень сложно охватить всех детей. Задача семьи  состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Работа с родителями в данном направлении включает:

проведение тематических родительских собраний («Проблема детской одаренности», «Какого ребенка считать одаренным?», «Развитие творческого потенциала младших школьников» и т.п.);

участие родителей и учащихся в конкурсах;

консультации для родителей и индивидуальные встречи;

открытые уроки и внеклассные мероприятия;

творческие отчеты перед родителями на классных родительских собраниях.

Моя работа с родителями включает:

- участие родителей учащихся в классных, школьных внеклассных мероприятиях, акциях;

- посещение родителей учащихся уроков;

- привлечение родителей к жизни класса: совместные экскурсии, походы, благоустройство класса;

- привлечение к тестированию норм ГТО совместно с учащимися;

- поддержка и помощь родителей в участии учащихся в конкурсах и проектах.

Результаты работы:

80 – 90% посещаемость родителей родительских собраний.

100 % посещаемость родителей классных и школьных мероприятий.

Участие родителей совместно с детьми в творческих конкурсах, проектах, акциях социального характера.

(Приложение 6 к критерию 1 Справка о посещаемости родителей родительских собраний. Копия публикации газеты «Звезда», фотоматериалы совместных мероприятий родителей и учащихся).

Почему в работе со способными детьми я выбрала три направления указанные выше? Наверное, потому что они достаточно сильно связаны между собой. Я считаю, что если ты сама творческий человек, то и твои ученики тоже будут творчески развитыми личностями.

«Дети – прирождённые художники, учёные, изобретатели – видят мир во всей его свежести и первозданности; каждый день они заново придумывают свою жизнь. Они любят экспериментировать, и смотрят на чудеса окружающего мира с удивлением и восторгом»

Поль Вайнцвайг

Дети быстро взрослеют. Но жить самостоятельно и успешно они смогут, если сегодня мы поможем развиться их способностям и талантам. А талантлив по-своему каждый ребенок. Выявление и воспитание одаренных, талантливых детей – чрезвычайно важный вопрос. Основная наша задача – так построить учебную и внеурочную деятельность, чтобы любые индивидуальные особенности детей, таящие в себе зерно опережающего развития в той или иной сфере, не прошли мимо нашего внимания, реализовались и выращивались в нашей педагогической деятельности с этими детьми.

Возможные затруднения.

Работа занимает много личного времени, это должно быть интересно самому учителю.

Учитель должен очень хорошо работать на компьютере и в интернет сайтах.

Учитель должен сам выполнить задания, выдаваемые детям и если не знать ответ, то хотя бы представлять, где его можно найти.

Обязательно сотрудничать с родителями учеников – они главные помощники и спонсоры.

Не переусердствовать – способные дети тоже должны отдыхать.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области