Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Формирование коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.

Целью статьи является предоставление опыта по формированию коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования. Основными задачами является: ознакомление с основными этапами занятий их задачами, примерным планом проведения игровых занятий по формированию коммуникативной компетенции у старших дошкольников.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Формирование коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности

Дошкольное детство является периодом интенсивного включения и развития всех психических процессов. Качество развития психических процессов на данном отрезке человеческой жизни влияет в дальнейшем на рост, психическое и физическое здоровье человека. В старшем дошкольном возрасте дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития, включающим расчлененное восприятие, обобщенные нормы мышления, смысловое запоминание; у ребенка формируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, опираясь на которые можно побуждать ребенка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать; его поведение характеризуется наличием сформированной сферы мотивов и интересов, внутреннего плана действий, способностью достаточно адекватной оценки результатов собственной деятельности и своих возможностей.

В современном обществе, одной из важнейших задач дошкольного образования является формирование коммуникативной компетенции, которая рассматривается как базисная характеристика личности дошкольника, как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии, в освоении специфически детских видов деятельности — коллективных игр, конструирования, детского художественного творчества и прочее

В ФГОС дошкольного образования говорится о том, что «социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе» .

Проблемы создания условий для формирования коммуникативных компетенций дошкольников находились в центре внимания: С. В. Проняевой, А. П. Вороновой, Б. М. Гриншпун, О. В. Защиринской, Т. А. Ниловой, О. С. Павловой, В. И. Селиверстова, JI. M. Шипицыной, Н. М. Юрьевой и др.)..

В связи с тем ,что игра является ведущей деятельностью дошкольного возраста, оказывая влияние на развитие мотивационно-потребностной сферы, развитие наглядно-образного мышления ребенка, формирование внутреннего плана действий и произвольности поведения и деятельности и определяя тем самым формирование всех основных психологических новообразований дошкольного возраста. По мнению большинства ученых игра может использоваться для моделирования системы социальных отношений в наглядно-действенной форме в особых игровых условиях, исследование их ребенком и ориентировка в этих отношениях, т.е. для формирования коммуникативной компетенции .

Для формирования коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста можно использовать следующую программу. Данная программа смоделирована на основании аналогичных программ, разработанных О.А. Карабановой, С.Н. Карповой, В.В Лебединским, А.С. Спиваковской.

Программа включает в себя четыре основные этапа, различающихся по своим задачам, используемым методам и средствам работы, тактике поведения педагога на каждом из этапов и по продолжительности этапа:

- ориентировочный этап,

- этап актуализации и объективирования типичных трудностей развития детей и переживаемых ими конфликтных ситуаций,

- конструктивно-формирующий этап,

- обобщающе-закрепляющий этап.

Рассмотрим каждый из этих этапов более подробно.

1. Ориентировочный этап.

Данный этап длиться 1-2 занятия.

Целями данного этапа является установление эмоционально-позитивного контакта педагога с ребенком, ознакомление ребенка с правилами и нормами занятий, установление первичных взаимоотношений. При этом педагог представляет ребенку инициативу и самостоятельность в его действиях. Среди средств и методов, используемых на данном этапе, преобладают: коммуникация принятия с использованием техники эмпатического слушания; спонтанные импровизационные сюжетно-ролевые игры; игры, облегчающие знакомства, использование приемов для формирования чувства принадлежности к группе, игровые и неигровые приемы, обеспечивающие выполнение правил и ограничений в группе.

2. Этап объективирования трудностей развития и конфликтных ситуаций.

Данный этап может реализовываться 2-3 занятия.

Здесь происходит актуализация и реконструкция конфликтных ситуаций в игре ребенка; объективирование негативных тенденций личностного развития ребенка в игре, коммуникации со взрослыми, рисовании; выявление особенностей поведения ребенка в конфликтных ситуациях и трудностей личностного развития; эмоциональное отреагирование ребенком чувств и переживаний, связанных с прошлым негативным опытом взаимодействия.

При этом педагог должен проявлять настойчивость при актуализации трудностей развития и предоставлять ребенку свободу в выборе формы реагирования поведения. Среди средств и методов необходимо использовать следующие: эмпатическое слушание, направленные ролевые игры, подвижные игры с правилами; проективные методики; игровые и неигровые приемы, обеспечивающие выполнение правил поведения в группе, метод цветописи.

3. Конструктивно-формирующий этап.

Данный этап реализуется на 10-12 занятиях. Это самый длительный этап работы, позволяющий решать разнообразные задачи с помощью игр, упражнений, приемов и техник.

Приоритетными задачами данного этапа являются формирование адекватных способов поведения в конфликтных ситуациях, расширение поведенческого репертуара ребенка за счет социально одобряемых и соответствующих социальным ожиданиям норм; формирование способности к произвольной регуляции своей деятельности; развитие коммуникативной компетентности, развитие способности к осознанию себя и своих возможностей, позитивация образа-Я, коррекция самооценки и уровня притязаний в направлении их большей адекватности и реальности при общей позитивной окрашенности, преодоление неуверенности; расширение сферы осознания чувств и переживаний, преодоление эмоционального эгоцентризма. Педагог предоставляет детям возможность обратной связи об эффективности разрешения ими трудных конфликтных ситуаций.

Среди методов и средств предпочтение отдается: эмпатическому активному слушанию, коммуницированию обратной связи об успешности и адекватности поведения в деятельности; направленным сюжетно-ролевым играм, играм-драматизациям, подвижным играм с правилами; игровым упражнениям на развитие эмпатии, лучшее осознание себя, на формирование способов релаксации; проигрыванию реальных условных ситуаций; арт-педагогическим методам; приемам, обеспечивающим выполнение норм и правил поведения в игровой деятельности; приемам, способствующим развитию умения принимать групповые решения.

4. Обобщающе-закрепляющий этап.

Данный этап реализуется на 3-4 занятиях.

На данном этапе происходит обобщение сформированных на предшествующем этапе адекватных способов коммуникации, перенос нового позитивного опыта в реальную жизнедеятельность. Педагог должен предоставлять детям инициативу и самостоятельность на игровых занятиях и обеспечивать условия для переноса нового опыта в реальную жизнедеятельность. Особое внимание уделяется эмпатическому слушанию, игровым упражнениям на развитие эмпатии, лучшее осознание себя; проигрыванию реальных условных ситуаций, приемам, обеспечивающим выполнение норм, правил поведения в группе, формированию умения принимать групповые решения, получение обратной связи от родителей и педагога о новых возможностях ребенка.

Примерный план проведения игровых занятий по формированию коммуникативной компетенции у старших дошкольников.

1 ЭТАП

1 занятие.

Цель: создать в группе эмоционально благоприятный фон; познакомить детей с разными чувствами; умением соотносить цветовую гамму с образом.

1 Упражнение “импульс”, работа с пиктограммами (радость, огорчение, гнев, удивление, стыд).

2. Упражнение “Гномы”,

3. Упражнение “Зеркало”.

2 занятие

Цель: снять психическое напряжение; учить художественным приемам, изображать и определять эмоцию “радости”

1. Игра “Четыре стихии”,

2. Игра “Снег” с музыкальным сопровождением.

3. Игра "Съедобное-несъедобное".

4. Подвижная игра "Паровоз".

5. Игра "Кто так работает?" (на совершенствование невербальных навыков общения).

6. Игра " Море волнуется, раз!" (на раскрытие творческих возможностей каждого ребенка).

2 ЭТАП

3 занятие

Цель: снять психическое напряжение; учить изображать художественными приемами эмоцию “удивления”.

1. Игра-драматизация с Котом (познакомить Кота с ребятами).

2. Игра "Ласковое имя" (на развитие умения входить в контакт).

3. Этюд "Котенок" (мимика, пантомимика).

4. Этюд "Дракончики" (мимика, пантомимика).

5. Этюд "Страх" (мимика).

6. Упражнение “Повтори позу”.

4 занятие

Цель: снятие эмоционального напряжения. Учить изображать и определять состояние “интерес”

1. Игра “Путаница”,

2. Этюд “Собачка принюхивается”..

3. Игра "Кто пришел?" (идентификация эмоций).

4. Этюд "Эгоист".

5. Беседа "Кого зовут эгоистом?"

6. Модель желательного поведения в этюде "Эгоист".

7. "Минута шалости".

8. Игра "Групповой рисунок".

9. Игра "Кто за кем?'' (наблюдательность).

10. Комплекс "Колокола" (саморасслабление).

5 занятие

Цель: создать положительный эмоциональный фон; учить изображать и определять эмоцию “гордость”.

1. Игра "Приятные слова".

2. Игра подвижная "Иголочка и ниточка".

3. Чтение русской народной сказки "Небылица".

4. Игра "Покажем сказку".

5. Игра "Маленький скульптор" (мимика, пантомимика).

6. "Дракон кусает свой хвост" (подвижная игра).

7. Этюд на расслабление "Все спят".

6 занятие

Цель: снять психическое напряжение. Учить изображать и определять эмоции “страдание” и “печаль”; отличать “печаль” от “страдания”.

1. Этюд "Печальный ребенок".

2. Этюд "Смелый ребенок".

3. Беседа "Кто чего или кого боится".

4. Рисование своего страха.

5. Игра "В темной норе" (снятие страха темноты).

6. Игра “Маленькая обезьянка”.

7. Игра “ Кто быстрее рассмешит Царевну Несмеяну”.

7 занятие

Цель: снять психическое напряжение. Содействовать доброжелательной обстановке в группе, изучить чувство “обиды”, сострадание.

1. Этюд на сострадание "Зайку бросила хозяйка".

2. Этюд "Веселые котята" (на веселое настроение).

3. Игра "Цветик-семицветик" (на цветовое восприятие, внимание).

4. Рисование на тему: "Чего или кого я уже не боюсь" (закрепление).

5. Игра "Разговор по телефону" (для развития умения вести диалог).

6. Упражнение "Как говорят части тела?"

8 занятие

Цель: снять двигательную расторможенность, негативизм. Учить распознавать и изображать эмоцию “отвращения”.

1. Сочинение всеми детьми совместно с ведущим "общей волшебной истории, небылицы".

2. Инсценировка "обшей волшебной истории".

3.Этюд Разведчики”,

4. Упражнение “Соленый чай”,

5. Упражнение“Грязная бумажка”.

6. Игра "Оркестр" (на развитие внимания к партнеру по общению).

7. Комплекс "На волшебном острове" (саморасслабление).

9 занятие

Цель: учить распознавать и изображать “гнев”, активизировать ассоциации детей.

1. Этюд "Злой ребенок" (мимика).

2. Этюд "Упрямый мальчик" (мимика).

3. Беседа об упрямстве.

4. Игра "Ну и ну!" (на развитие нравственных качеств личности).

5. Игра “Отгадай, кто мы?”

6. Рисование пальцами на тему: "Веселое настроение" (материал: тушь, зубная паста, большой длинный лист бумаги).

10 занятие

Цель: снятие мышечного напряжения, учить изображать и распознавать чувство “вины” и “стыда”, жадности.

1. Театрализованная игра "Два жадных медвежонка".

2. Этюд "Жадный" (мимика, пантомимика).

3. Беседа о жадности.

4. Модель желательного поведения в этюде "Жадный".

5. Игра "Салочки-выручалочки" (на развитие нравственных качеств).

6. Игра "Зеркало" (на умение согласовывать действия с группой).

3 ЭТАП

11 занятие

Цель: способствовать сплочению группы. Учить преодолевать давление из вне и не бояться трудностей; учить изображать эмоцию «страха».

1. Игра "Лисенок".

2. Игра "Передача чувств".

3. Игра "Вредное колечко" (на сопоставление положительных и отрицательных черт характера). В игре используется этюд "Тише", "Провинившийся", "Хорошее настроение" (мимика, пантомимика).

4. Игра “Ручеек”.

5. Соревновательная игра "Совместный рисунок в волшебном экране".

6. Игра-тест "Угадай, что скажу".

12 занятие

Цель: учить распознавать чувства и эмоции; стимулировать их появление; развивать наблюдательность и активность.

1. Игра "Летает - не летает" (на объединение, развлечение).

2. Игра "Лисонька, где ты" (подвижная игра с правилами на развитие волевых качеств).

3. Ролевая игра "Василиса Прекрасная".

4. Обсуждение роли каждого участника игры (каждый делится своими впечатлениями и получает обратную связь от всех участников игры).

5. Соревновательные игры на собирание фигур из частей.

6.Танцы с детьми.

Список литературы

Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры. – М.: Просвещение, 1991.

Богуславец И. А. Формирование коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста как одно из ключевых направлений Стратегии развития воспитания Российской Федерации [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 31-33.

Карабанова О.А. Игра в коррекции психологического развития ребенка. – М.: 1997.

Мухина В.С., Детская психология: Учебник для студентов педагогического института. / под редакцией Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1985.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013 г. № 1155 (ФГОС ДО)

Смирнова Е. А. Формирование коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста//Воспитатель дошкольного общеобразовательного учреждения, № 1/2008. — М., 2008. С. 58–65.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области