Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад №9 «Малахитовая шкатулка»
Номинация «Лучший творческий проект
дошкольника-2018»
«Берегиня»
Автор проекта:
Фролова Катя 6 лет
Руководитель проекта:
Ржевская Светлана
Александровна
г. Нижневартовск
2018год
Аннотация
Мир народной куклы чрезвычайно интересен и разнообразен. Сейчас сложно представить всё богатство русской кукольной традиции, потому что оно почти полностью исчезло из повседневного быта. Рассматривая альбомы, заинтересовалась историей создания куклы.
Кукла – одна из интереснейших страниц в истории культуры. Традиционная матерчатая кукла – это простейшее изображение женской фигуры. В ней нет ничего лишнего, она почти символ. Кусок ткани, свернутый «в скалку», лицо из льняного лоскута, грудь из туго набитых шариков, коса, наряд из пестрых лоскутков – вот такая кукла. В русских семьях к куклам относились бережно, передавались по наследству.
Тряпичная кукла – игрушка с ценными воспитательными качествами. Возрождение рукотворной тряпичной куклы следует оценивать как вклад в сохранение и развитие отечественной культуры.
Актуальность
Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою страну. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную куклу. Бесценность работы с народной куклой понять не трудно. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Вместе с тем, в процессе формируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, развивается мелкая моторика – все эти качества и навыки пригодятся ребенку для успешной учебы в школе.
В этом помогает созданный в ДОУ образовательный кружок «Берегиня»
Проект «Берегиня» – призван сыграть роль в сохранении и передаче национальных традиций подрастающему поколению с самого раннего возраста. Он даст возможность погрузить детей в культуру и традиции своего народа, наших далеких предков.
Яркий и интересный проект позволит показать историческую ценность кукол, откроет возможность использования таких изделий в повседневной жизни для игр и подарков, мотивируя детей к изготовлению кукол своими руками.
Тема проекта | «Берегиня» |
Образовательная область | Познавательное развитие» |
Цель | Формировать интерес к истории и культуре русского народа через образ традиционной русской куклы |
Задачи | Познакомиться с историей тряпичных кукол Ознакомиться с разными видами кукол; Изучить и применить на практике технологии изготовления различных видов тряпичных кукол (закрутка, скрутка) 4. Изготовить своими руками куклу « Колокольчик» |
Сроки реализации | краткосрочный ( 1 месяц) |
Ожидаемые конечные результаты | Познакомится с различными видами русской тряпичной куклы Узнает историю возникновения тряпичной куклы Научится изготавливать различные виды традиционных народных тряпичных кукол методом сворачивания, скручивания, завязывания, пеленания. Умеет разыгрывать с помощью тряпичных кукол различные игровые ситуации. Изготовила своими руками куклу « Колокольчик» |
Паспорт проекта
План работы
I этап: Предварительный этап:
Изучение истории возникновения русской народной куклы.
Подбор методической литературы об истории куклы.
Изучение видов кукол.
Изучение технологии изготовления кукол.
Составление плана работы по изучению и изготовлению народных кукол.
Подбор материалов для изготовления кукол.
Привлечь родителей к сбору информации о народных куклах и изготовлению их.
2 этап практический:
Ознакомление с историей и значением куклы.
Определила, на какие группы делились тряпичные куклы;
Исследовала на практике особенности изготовления тряпичных кукол;
Расспросила бабушек о куклах, в которых они играли в детстве;
Изготовление кукол самостоятельно или с помощью родителей.
Разыгрывать с помощью тряпичных кукол различные игровые ситуации.
3 этап заключительный: Презентация проекта.
Описание работы
В ноябре отмечается замечательный светлый праздник – День Матери. В этот день поздравляют, чествуют, благодарят женщин, у которых есть дети: мам и бабушек. Мама – это самый близкий и родной человек в жизни каждого из нас. К маме мы идем со своими проблемами, обращаемся за советом и только на маму мы можем положиться всегда и во всем. Именно мама делает все для того, чтобы мы были счастливы. Поэтому самым лучшим для неё подарком в этот день будет подарок, сделанный своими руками, тогда он действительно будут подарен от всей души и с любовью.
Воспитатель изготовила и показала нам куклу, из кусочков ткани, Мне понравилась необычная игрушка. Из рассказа воспитателя об этой кукле, я узнала как она называется, ее историю. Но возникало еще много вопросов. Поэтому я решила принять участие в проекте «Берегиня», который поможет узнать историю возникновения тряпичной кукла, для чего она была предназначена, познакомит с другими видами текстильных кукол. И сделать своими руками подарок маме.
Вместе со Светланой Александровной рассмотрели иллюстрации, изучили историю возникновения старинной игрушки. Узнали много интересного об истории костюмов различных народов, познакомились с предметами старины.
Собрали материал о различных видах текстильной куклы. Узнали, что традиционно куклы делятся на три группы: игровые, обрядовые и обереги. Так к обрядовым относится «Масленица», «Параскева-Пятница»; к оберегам – «Любава», «Кувадка», и др.; а среди игровых самая популярная – кукла «Пеленашка», «Зайчик». С одной куклой можно играть, другая имеет магическое значение, участвует в народном обряде. А третья используется как средство общения, постижения ребёнком опыта накопленного поколениями.
Самая распространенная и несложная в изготовлении – куколка Колокольчик. Эта кукла считается оберегом хорошего настроения. Если в доме есть такой оберег, то здесь всегда будет радость и веселье. Веселая и нарядная куколка Колокольчик следит, чтобы в дом приходили хорошие и радостные новости. Эта куколка в разноцветных юбочках вешается дома у входа или межкомнатной двери. И в дом посыплются радостные вести!
Для работы нам потребуется:
Три круга из ткани разного диаметра – юбка.
Квадрат белой ткани – лицо и руки.
Вата – голова.
Красные нитки, декоративные нитки или шнур ( для того чтобы подвесить куколку).
Порядок выполнения:
Делаем из ваты шарик и кладем в центр большого круга. Обвязываем.
Второй и третий круг из ткани также ровно надеваем и закрепляем.
Белый квадрат ткани складываем противоположными углами к центру. Примеряем сложенный лоскут к голове.
Закрепляем белую ткань по шее, формируя голову и руки.
Надеваем косынку и завязываем ее под ручками. Для подвески привязываем тесьму.
Кукла, хорошее настроение и подарок, сделанный самостоятельно для мамы, ГОТОВ !!!!!!!!
Конечный результат
1. Узнала историю куклы, для чего люди изготавливали такие игрушки, какую роль они играли в жизни наших предков.
2. Научилась изготавливать куклы своими руками.
3. Узнала, во что и как играли бабушки и прабабушки и убедились в том, что играть с куклами, изготовленными своими руками очень интересно.
Итог:
Куклы наших предков ничуть не хуже наших современных игрушек, играя в них, наши бабушки выросли хорошими, добрыми и трудолюбивыми людьми.
И хороший подарок для мамы.
Результаты:
Различаю виды русской тряпичной куклы, историю возникновения, традиции создания и применения.
Умею изготавливать различные виды традиционных народных тряпичных кукол методом сворачивания, скручивания, завязывания, пеленания.
Умею изготавливать куклу по традиционной народной технологии.
Научилась разыгрывать с помощью тряпичных кукол различные игровые ситуации
Перспектива:
●Презентация выставки «Кукла - оберег» для всех групп детского сада;
● Показ кукольного спектакля для малышей
● Изучить какие были куклы у коренных народов севера.
Список литературы:
А.К Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»
Р.Кашапов «Практическая психология для родителей или педагогическое взаимодействие». М. «АСТ-ПРЕССКНИГА» 2003г.
С.В. Титов «Добро пожаловать, игра!» «Сфера» М. 2004г.
Артамонова Е.В. «Куклы». – М.: Изд-во ЭКСМО – Пресс, Изд-во ЭКСМО – МАРКЕТ, 2000г.
Гибсон Р. С. «Наши руки не для скуки» - поделки (папье-маше, бумажные цветы). Перевод с английского Л.Я. Гальперштена. – М.: Изд-во РОСМЕН, 1997г.
Грей И. Мягкие игрушки, куклы и марионетки. – М.: Просвещение, 1979г.
Энциклопедия в 2 т. Т. 2 «Подари себе праздник». – М.: Сталкер, 1997г.
Князева Е. И «Мир кукол», Санкт-Петербург 2002г.
Ковычева Е.В. «Кукла в диалоге культур», Ижевск 2003г.
«Российский этнографический музей детям» «Детство- пресс» Санкт-Петербург 2001г.
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» «Детство- пресс» Санкт-Петербург 2006г.
Л.А. Лялина «Народные игры в детском саду» творческий центр «Сфера» М. 2008г.