Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Урок литературы в 10 классе по пьесе А.Н Островского "Бесприданница"

- продолжить совершенствование навыков исследовательской работы; - развивать навыки владения активной лексикой, характеризующей нравственно-психологические особенности человеческой личности; - совершенствовать навыки работы с художественным текстом: выделять главное, аргументировать высказывание, делать выводы;

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Предмет: Литература.

Тема урока: Драма безгеройной эпохи (по пьесе А.Н.Островского «Бесприданница»)

Тип урока: урок открытия нового знания.

Прогнозируемые результаты

личностные:

- продолжить совершенствование навыков исследовательской работы;

- развивать навыки владения активной лексикой, характеризующей нравственно-психологические особенности человеческой личности;

- совершенствовать навыки работы с художественным текстом: выделять главное, аргументировать высказывание, делать выводы;

метапредметные:

-учить анализировать и выделять общее; эмоционально вовлечь учащихся в пространство текста на основании сравнения мира их собственных ценностей и духовного мира героев.

- формировать навыки самообразовательной деятельности;

- способствовать развитию личностной и коммуникативной компетентностей.

Задачи урока:

Формы организации учебной деятельности:

- работа в группах;

- индивидуальная работа;

- фронтальная работа;

- самостоятельная работа с опорным конспектом;

- викторина;

Методы и приемы:

- частично-поисковый метод.

Оборудование:

- портрет А.Н.Островского

- текст произведения

- DVD-диск с записью фильма Э.Рязанова «Жестокий романс»

- карточки для самостоятельной работы

I. Оргмомент(сообщение и целей урока)

На слайде вопрос: Почему у пьесы трагический финал (случайность или неизбежность)?

(учитель сообщает о том, что этот вопрос пройдет красной нитью через весь урок, в конце которого учащиеся должны будут на него ответить , подтверждая свою точку зрения доводами и аргументами.)

II. Проверка домашнего задания

Викторина по содержанию.

1. Кто он :“блестящий барин, из судохозяев, лет за 30 , “промотавшийся кутила”, “развратный человек”.(Сергей СергеичПаратов.

2 .Как назывался пароход, владельцем которогоон является? (“Ласточка”)

3. Кто покупает пароход у Паратова? (Купец Вожеватов.)

4. Помните, Вожеватов интересуется, не жаль ли ему продавать свой пароход? Что Паратов ему ответил?

(“Что такое “жаль”, этого я не знаю. У меня,Мокий Пармёныч, ничего заветного нет; найдувыгоду, так все продам, что угодно. А теперь,господа, у меня другие дела и расчеты. Я женюсь надевушке очень богатой, беру в приданое золотыеприиски”.)

5. Откуда господин Паратов столько русских пословиц знает? (“С бурлакамиводился, тетенька, так русскому языку ивыучился”.)

6. Вдова средних лет, принадлежит к“порядочной фамилии”, одевается “изящно, носмело и не по летам”. Женщина “бойкая ипроворная”, достаточно демократичная в общении.Дом всегда полон гостей, не совсемразборчива в выборе тех, кого приглашает к себе. (Харита Игнатьевна Огудалова.)

7. Про нее говорят, что живет не по средствам: открыто всехпринимает , дочери подарки дорогие дарит .Откуда у Хариты Игнатьевны деньги на это?

(Кнуров и Вожеватов дают деньги на подарки.

Вожеватов: “Женихи платятся. Как комупонравилась дочка, тот и раскошеливайся. Потом наприданое возьмет с жениха, а приданого неспрашивай”.)

8. Сколько у Хариты Игнатьевны дочерей? Какова их судьба?

(3 дочери. Младшая дочь – Лариса.Вожеватов: “Старшую увез какой-то горец,кавказский князек. … Женился и уехал, да, говорят,не довез до Кавказа-то, зарезал на дороге отревности. Другая тоже за какого-то иностранцавышла, а он после оказалсясовсем не иностранец, ашулер”.)

9. Вожеватов преподнес Ларисе в подарок ко дню рождения дорогое украшение. Как Огудалова дважды «заработала» на нем?

(Огудалова показала подарокВожеватова Кнурову, заметив, что желала быподарить дочери это украшение, да денег нет,видно, придется отказаться от приглянувшейсявещички. Попавшийся на хитрость Кнуров далденьги на “покупку”.)

10.Согласно авторской ремарке он “очень молодойчеловек”, “один из представителей богатойторговой фирмы”. Кто это ?

(Купец Василий Данилыч Вожеватов.)

11. Василий Данилыч однажды посоветовалКнурову оригинальное средство борьбы снасморком. Какое?

(Вожеватов: “Мне один англичанин говорил, что от насморкахорошо шампанское натощак пить”.)

12. Какой чай подавал Вожеватову вкофейне слуга и почему он за него так дорогоплатил?

(Это было вино, разлитое в чайники.)

13. “Эта женщина созданадля роскоши”, “дорогой бриллиант дорогой иоправы требует.Кто она? (ЛарисаДмитриевна Огудалова.)

14. Ее имя в переводе с греческого означает“чайка”. Кто она? (ЛарисаДмитриевна Огудалова.)

15. Приводит в восторг всех слушателей своимпением. На каком инструменте играет, какойроманс исполняет в пьесе?

(Гитара. “Неискушай меня без нужды”.)

16. Имя жениха Ларисы?

(ЮлийКапитоныч Карандышев.)

17. Каким достоинством обладает Карандашев по словам Ларисы?

(Он обладает одним, но самым дорогим достоинством – “Он любит меня”.)

18. Лариса Дмитриевна Вожеватова фамильярно называет Васей. В чем же состоит эта особенная близость? И чем ее объяснить?

(Вожеватов: “Да в чем моя близость? Лишний стаканчик шампанскогопотихоньку от матери иногда налью, песенку выучу, романы вожу, которые девушкам читать не дают”.Лариса: “Мы с малолетства знакомы, еще маленькими играли вместе – ну, я и привыкла”.)

19. Как Паратов однажды продемонстрировал смелость и даже дерзость с участием Ларисы?(Стрелялв монету, которую держала в руке Лариса.)

20. Как именуют в пьесе провинциального актера и почему?

(Робинзон. Он ехал на каком-то пароходе с купеческим сыном; оба пьяные до последней возможности. Творили они что им только в голову придет, публика все терпела.Наконец, в довершение безобразия придумалидраматическое представление: разделись,разрезал подушку, вывалялись в пуху и начали изображать диких. Тут уж капитан, по требованию пассажиров, и высадил их на пустой остров. Мимо плыл на своем пароходе Паратов. Он подобрал Счастливцева, а купеческого сына не взял, оставил на острове.)

21. Куда Вожеватов обещает взять Ларису?( В Париж на выставку)

22 . Будут ли Карандашева судить за убийство невесты?(Скорее всего нет, так как Лариса в финалеговорит: “Это я сама… Никто не виноват, никто…Это я сама”. А свидетелей убийства не было.)

Подведение итогов.

По результатам викторины обучающимсявыставляются оценки (путем подсчета количества жетонов)

III.Анализ пьесы

Индивидуальная работа(на карточках):

1). Для Ларисы Паратов – это идол, идеал настоящего мужчины, что-то типа «прекрасного принца на белом скакуне». Вы – ее близкая подруга. Помогите ей увидеть настоящую сущность Паратова.( Модель «Снежный ком» )

2). На вопрос Паратова «Позвольте узнать: ваш будущий супруг, конечно, обладает многими достоинствами?» Лариса отвечает: «Нет, одним только… Зато дорогим … Он любит меня». Значит, Лариса может быть с ним счастлива?( Модель «Альтернатива» )

3). Кнуров. Я все думал о Ларисе Дмитриевне. Мне кажется, она теперь находится в таком положении, что нам, близким людям, не только позволительно, но мы даже обязаны принять участие в ее судьбе.Действительно ли «близкие люди» (Кнуров и Вожеватов) переживают за Ларису и искренне хотят ей помочь? Путь к Кнурову – это спасение для Ларисы?( Модель «Спикер»)

Беседа:

1. Обратимся к тексту пьесы А.Н.Островского “Бесприданница”

-С какими словами входит Лариса Огудалова?

(До свидания…Героиня, вместо приветствия, произносит слова прощания).

- Скажите, могли ли вы предполагать, читая впервые текст, что пьеса закончится трагически?

(Нет, Лариса ведет себя спокойно, уверенно, непринужденно… Да, в ее голосе звучат нотки тревоги…)

- Итак, мнения в классе разошлись. Попробуем решить вопрос:

-Роковой выстрел: неизбежность или случайность, или Кто виноват в гибели Ларисы Огудаловой?

(Необходимо проанализировать реплики героев, их поступки, афишу…)

2.Индивидуальные задания ( сообщения учащихся о роли мамы, Паратова, Вожеватова ,Карандышева и др.)

(Мать, Паратов, Карандышев…все виноваты). Работа с цитатами

“Мы не виноваты, наше дело сторона…”

“Никто не виноват, никто…это я сама”.

“В основе драмы – социальная тема: Лариса бедна, она бесприданница, и этим определяется ее трагическая судьба” (Ю.В. Лебедев).

“Источник трагедии Ларисы – роковая страсть…” (Н.А. Добролюбов).

“В слабости героини отражены черты времени, практичного и жестокого…” (И.А. Овчинина).

П.Д. Боборырыкин: «Эта девушка со своими страданиями могла бы привлечь наше внимание, будь она личностью колоритной, крупной, общественно значимой. Увы…ничего этого в ней нет, Лариса говорит банальности, ее рассказ о том, почему она Паратова, «развратника и нахала», считает «героем», просто смешен своей умственной и нравственной «низменностью».

В.Я. Лакшин: «Трудно судить Ларису за эту опустошенность души».

Б.О. Костелянец: «Душевная сила Ларисы в том и сказывается, что, когда ее любовь растаптывают, когда это вызывает в ней гнев, подавленность, малодушие, ожесточение, злобу, она все же способна понять, на что ее обрекают. Она противостоит ситуации, не отдает себя в добычу соблазну».

В.Коровин: «Лариса – героиня психологической драмы лишь поскольку, поскольку действие сосредоточено вокруг нее. Но по своему характеру она лишена цельности».

3. Обсуждение разных точек зрения учащихся.

- За что же благодарит Лариса перед смертью Карандышева? (За то, что избавил ее от страданий, от разочарования в людях и в жизни)

Работа со словом “разочарование”, подбор синонимов к слову. (Разочарование – чувство неудовлетворенности по поводу чего-либо, несбывшегося, неудавшегося, не оправдавшего себя. То же, что и разуверение – потеря веры во что-то, разочарование.)

Чтение монолога Ларисы (4д., 11 явл.) “Я любви искала и не нашла… ее нет на свете, нечего и искать”.

4.Образ Ларисы Огудаловой. Значение имени.

Лариса – значимое имя, как и любое имя у Островского: в переводе с греческого - чайка. Лариса склонна к различным видам искусства, любит все красивое. Женщины с именем Лариса обаятельны, умны, аккуратны, всегда в центре внимания, особенно у мужчин. Такова Лариса у Островского. Мечтательная и артистичная, она не замечает в людях пошлых сторон, видит их глазами героини русского романса и действует в соответствии с ним. Для нее существует только мир чистых страстей, бескорыстной любви, очарования.

5. Характеристика Ларисы (по тексту и учебнику).

Ответы учащихся:

- Вот авторская характеристика, данная посредством ремарки:

«Лариса - молодая девушка, одетая богато, но скромно».

У окружающих она вызывает уважение и восхищение. Кнуров говорит о ней: «Приятно с ней одной почаще видится, без помехи…» Или: «Лариса создана для роскоши…».

- Его мнение разделяет и давний друг Ларисы - Вожеватов: «Барышня хорошенькая, играет на разных инструментах, поет, обращение свободное, оно и тянет». Он рассказывает Кнурову историю любви Ларисы к Паратову: «А уж она его любила, чуть не умерла с горя. Какая чувствительная!»

- Лариса не умела прятать от других свои чувства. Кнуров о ней говорит: «Не глупа, а хитрости в ней нет. К кому расположена, нисколько этого не скрывает».

- В разговоре она открыта и прямолинейна. Всегда имеет свое мнение. Не любит, когда ей указывают. Когда Карандышев ей запрещает петь, она возмущается: «Вы запрещаете? Так я буду петь, господа».

- Торг за Ларису охватывает всех мужчин- героев пьесы. Вокруг нее образуется целый круг претендентов. Но что они ей предлагают? Кнуров и Вожеватый – содержание. Карандышев- положение честной замужней женщины и унылое существованье. Паратов хочет с шиком провести последние дни холостяцкой свободы. Лариса для него просто сильное увлечение. Кто не увлекался? Такова его философия.

- Главное же для Ларисы – любовь. Она полностью доверяет своему избраннику и готова следовать за ним хоть на край света:

«Паратов. Сейчас или никогда.

Лариса. Едем.

Паратов. Как, вы решаетесь ехать за Волгу?

Лариса. Куда вам угодно».

И ни уговоры матери, ни укоры будущего мужа не могут удержать ее от возможность быть рядом с любимым: «Всякие цепи - не помеха! Будем носить их вместе, я разделю с вами эту ношу, большую половину тяжести возьму на себя».

- Лариса поет Паратову на стихи Баратынского «Не искушай меня без нужды». В духе этого романса воспринимает Лариса и характер Паратова, и свои отношения с ним. Для нее существует мир только чистых страстей, бескорыстной любви, очарования. В ее глазах роман с Паратовым - это история о том, как, овеянный тайной и загадкой, роковой обольститель, вопреки мольбам Ларисы искушал ее. (фрагмент из к/ф «Жестокий романс».)

- Но постепенно несоответствия с романтическими представлениями Ларисы и прозаическим миром людей, ее окружающих и ей поклоняющихся, нарастает по мере развитии действия драмы.

- Бросая вызов непостоянству Паратова, Лариса готова выйти замуж за Карандышева. Его она тоже идеализирует. В своем представлении она наделяет его добротой и любящей душой. Но героиня не чувствует уязвлено-самолюбивой, завистливой основы душе Карандышева. Он скорее торжествует победу, нежели любит. Он тешит свое самолюбие, что такая женщина, как Лариса, выбрала его. Но Лариса долго не замечает этого, потому что она вообще не видит в людях ничего пошлого, действуя в соответствии с романсами, живя по их законам.

- Но прозрение наступает. Самое глубокое разочарование для Ларисы – это то, что все люди относятся к ней, как к вещи. «Вещь…да, вещь! Они правы, я вещь, а не человек. Я сейчас убедилась в том, я испытала себя…я вещь!» ей хотелось совсем другого: «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно…»

- В порыве отчаяния Лариса бросает вызов миру наживы: «Ну, уж если быть вещью, так одно утешенье – быть дорогой, очень дорогой».

- Лариса сама не способна на более решительный шаг, но выстрел Карандышева воспринимается ею как благодеяние. Это, наверное, единственный поступок, совершенный не по расчету, единственное проявление живого чувства. Лариса умирает со словами прощения на устах: «Милый мой, какое благодеяние вы для меня сделали! Пистолет сюда, сюда на стол! Это я сама…сама… Ах, какое благодеяние!»

6.Погружение в текст.

-Почему автор даёт героине именно это имя?

-Какие черты характера Ларисы раскрывает прослушанный романс?

-Какой внутренний конфликт присутствует в Ларисе?

-Почему избранником сердца стал именно Паратов?

-Может ли она быть счастлива с Карандышевым?

-Можете ли вы оправдать отъезд Ларисы с купцами на «Ласточку»?

-Как расцениваете решение Ларисы согласиться на предложение Кнурова?

-Можно Ларису назвать романтической героиней?

Лариса – чайка, птица с криком похожим на плач, птица, рвущаяся ввысь от земли. Именно такой предстаёт перед нами героиня. Она доверчива, романтична, её свойственно приписывать людям несуществующие достоинства. Купцы отмечают в ней бесхитростность, неумение жить. Лариса ненавидит тот шум и блеск, который стремится создать вокруг неё мать, но сама всей душой потянулась к такому же шумному и блестящему Паратову. Она не видит в нём подлости, а видит широту души, мужественность, силу и ум. С Карандышевым она не может быть счастлива, т.к. согласилась на брак с ним от отчаяния. В ответ на его упрёки «табором» Лариса ранит его самолюбие откровенными словами, о том что выходит за него замуж от безысходности. Поэтому она пошла за Паратовым, лишь только он позвал.

Согласившись на предложение Кнурова, Лариса выносит себе приговор похуже смерти: «Я – вещь!» Карандышеву она благодарна за то, что он сделал то, на что у неё не хватило духу.

7.Чтение и комментирование заданий по индивидуальным карточкам.

-Почему и пьесе, и в фильме часто возникает образ храма, колокольного звона? Как это связано с финалом пьесы?

-Отчего же плачет чайка?

Итог урока.

Т.о., главными в произведении являются проблемы нравственности: Лариса совершает бесчестный поступок в глазах общества, но предыстория ее полностью оправдывает. Настоящий аморальный поступок – это обмануть Карандышева и выйти замуж без любви. Не лучше поступить в содержанки к купцам. Поэтому Лариса и благодарить ревнивого жениха за свою смерть.

Автор поднимает проблемы долга и чести, покупки человеческой души. Нравственность в обществе показная, для него достаточно просто сохранять видимость приличий, а вот бесчестный торг его избранных членов остается без осуждения и без внимания.

Так же мы видит в произведении проблему поиска смысла жизни. Девушка отчаялась и потеряла смысл во всем, Вожеватов и Кнуров пользуются ей, как яркой игрушкой, которую не страшно даже проспорить. Паратов сообщает, что вскоре женится на другой девушке из-за материальных благ, он предаёт её и меняет любовь на комфорт. Лариса не может понять и перенести полное отсутствие души и безразличие тех, кто её окружает всю жизнь. Все мужчины, которые были рядом с ней, разочаровали героиню, она не чувствовала уважения и отношения, которого она была достойна. Для нее смыслом жизни была любовь, а когда ее не стало, как и уважения, Лариса предпочла смерть.

8.Домашнее задание(на выбор).

1. «…я любви искала и не нашла… ее нет на свете…нечего и искать. Я не нашла любви, так буду искать золота». Может быть, Лариса сама не дает себе отчета в том, что говорит, что ей несет этот выбор, что ожидает ее в будущем? (напишите сочинение).2. Каждый раз убеждаюсь, как Островский современен. Такое ощущение, что на сцене сегодняшний день».(напишите сочинение).

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области