Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Реализация практики инклюзивного образования в ДОУ

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Реализация практики инклюзивного образования в ДОУ.

Детство – это тот период в жизни человека, когда определяется его будущее, то самое время, когда каждый впервые пробует, что-то открывает для себя, экспериментирует и ничего не боится. Чем раньше начинается работа с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья, тем выше его шансы на адаптацию и социализацию в обществе.

Инклюзия способствует формированию у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) положительного отношения к сверстникам и адекватного социального поведения, а также более полной реализации потенциала развития в обучении и воспитании, в свою очередь  помогает развивать у здоровых детей терпимость к физическим и психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству. Дети и в будничной и в праздничной обстановке живут общим коллективом, вместе, не делая различий между теми, кто «может» все, что положено по возрасту, и теми, кто «не все может».

Проблема  воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве требует деликатного и  гибкого подхода, так как известно, что не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно интегрироваться в среду здоровых сверстников.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, и создает условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

Актуальность проблемы организации и содержания инновационной деятельности в современном дошкольном учреждении ни у кого не вызывает сомнения. Инновационные процессы являются закономерностью в развитии дошкольного образования. Работа дошкольного образовательного учреждения в инновационном режиме обусловливает систематическое совершенствование содержания и методов воспитания, обучения, образования дошкольников; повышение квалификации сотрудников, организацию психолого-педагогического просвещения родителей.

На современном этапе концепция интегрированного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Это означает равноправное включение личности, развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной) во все возможные и необходимые сферы жизни социума, достойный социальный статус и самореализацию в обществе. Распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья в образовательных учреждениях является не только современной тенденцией в образовании, но и представляет собой реализацию прав детей на образование.

Эта тема меня заинтересовала, так как процент детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях растет. Детский сад «Рябинушка» среди прочих детей посещают дети с ограниченными возможностями здоровья. А когда ребенок с ОВЗ (сложным диагнозом подозрение на аутизм) стал посещать нашу группу, я поняла, что необходимым условием организации успешного обучения и воспитания такого ребенка является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию.

Специфика организации учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, обусловливает необходимость подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения и группы в частности. Для начала нами были изучены нормативно-правовые акты, гарантирующие право получения детям с ограниченными возможностями здоровья адекватного их возможностям образования.

В нашем детском саду в целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме образовательной программы, коррекции недостатков их физического и (или) психического развития налажено тесное взаимодействие специалистов: учителем-логопедом, педагогом-психологом, музыкальным руководителем, воспитателями.

Разработана индивидуальная образовательная программа в соответствии с нормативно-правовой базой получения образования детьми с овз в ДОУ.

Цель программы: создание оптимальных условий для коррекции познавательной, психологической поддержки, позитивной социализации и индивидуализации, развития личности ребенка с овз.

Задачи: осуществление диагностики, определение путей профилактики и координации психических нарушений ребенка с овз;

Коррекция и развитие всех психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов дошкольника;

Обеспечение условий для социализации ребенка;

Обеспечение информированности родителей по проблеме преодоления трудностей в усвоении обшей образовательной программы. Оптимальное включение семьи в коррекционно-педагогический процесс.

Учитель-логопед – проводит комплекс артикуляционной гимнастики; упражнения на развития длительной воздушной струи; дидактические упражнения на развитие грамматических категорий; упражнения на развитие моторики.

С целью привития коммуникативных навыков, музыкальный руководитель проводит с ребенком индивидуальные этюды на выражение эмоций, игры на расслабление мышц, на развитие пантомимических навыков и мимической выразительности.

С ребенком проводит индивидуальные занятия в «Комнате хорошего настроения» педагог-психолог, (в комнате имеется все необходимое игровое и учебное оборудование).

При проведении  физкультурно-оздоровительной работы  осуществляется индивидуальный подход к ребенку, дозирование нагрузки.

Воспитатели — формируют навыки самообслуживания в процессе выполнения режимных моментов; проводят занятия по изобразительной деятельности и конструированию, развитию предметной и игровой деятельности,  трудовому воспитанию; организуют деятельность детей вне занятий, прогулки.

Каждый специалист не только выполняет свой раздел работы, но и поддерживает тесную связь с коллегами, включает в свои задания материал, рекомендуемый другими специалистами для закрепления их работы.

Наряду со всеми мероприятиями применяется такое направление, как арт-терапия. Подобная терапия относится к педагогической коррекции. Арт-терапия — это лечение искусством, творчеством. (термин ввел А.Хилл). Ее психокоррекционная цель — терапевтическое воздействие при решении внутренних психологических конфликтов, проблем коммуникации и социализации детей с ограниченными возможностями. Применяется такой метод лечения при проблемах эмоционально-личностного развития, в т.ч. аутизме, задержке умственного развития, нарушениях речи, слуха, зрения, двигательных функций.

Особые дети как никто нуждаются в самоутверждении и самовыражении, а творчество им в этом помогает. Применяя двигательные и изобразительные средства, ребенок учится контактировать с окружающим миром. По средствам рисунка он может выразить свои чувства, мысли, выказывать мотивацию поведения, своей деятельности, которые ему так необходимы для дальнейшего развития и приспособления ко всему, что его окружает. Такая система помогает детям повысить познавательную деятельность, развивает концентрирование внимания, способствует развитию сенсорной и двигательной моторики.

Важное значение для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – воспитанниками (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

В работе с семьями воспитатель ставит своими задачами педагогическое просвещение родителей, повышение их педагогической культуры в вопросе инклюзивного образования. Прикасаясь к деликатной сфере семейных проблем, воспитатель главную ставку делает на индивидуальную работу с родителями. Чтобы родители (обычных детей) могли увидеть и понять, что совместное обучение и воспитание детей с разными психофизическими возможностями не только не вредит, а во многом даже приносит пользу. Например, в нашем случае, родители стали замечать в поступках своих детей проявления милосердия, доброты, желания оказать помощь, приводит к более внимательному и заботливому отношению к окружающему миру, формированию активной жизненной позиции, проявлению таких черт характера как доброжелательность, великодушие, человеколюбие.

Ведь только родители особенных детей могут понять, какое это счастье — здоровые дети замечают твоего ребенка и относятся к нему на равных.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области