Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Творчество В.В. Андреева

Цель:познакомить с творчеством В.В. Андреева Задачи: сформировать представление об истории создания оркестра русских народных инструментов, расширение кругозора.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Открытый урок - концерт,

посвященный 155-летию Василия Васильевича Андреева

Слайд 1 В. В. Андреев

Добрый день уважаемые преподаватели, коллеги, учащиеся и родители!

В этом году исполняется 155 лет со дня рождения Василия Васильевича Андреева. Именно с него началось возрождение домры и балалайки.

Этот урок – концерт мы решили посвятить этой дате.

Сегодня на уроке мы еще раз вспомним некоторые факты из биографии Василия Васильевича Андреева - музыканта, композитора, создателя первого оркестра русских народных инструментов, услышим его произведения. В этом мне помогут учащиеся класса, а также уважаемые концертмейстеры Наталья Викторовна и Елена Владимировна.

Начнем нашу встречу с Вальса В. В. Андреева «Грезы», который исполнит Георгиев Виктор

СЛАЙД 2 Видео Звездное небо

Слайд 3 Родился Андреев1. Великий музыкант-самоучка Василий Васильевич Андреев родился в семье почетного гражданина города Бежецка Тверской губернии, купца Василия Андреевича Андреева и его жены Софьи Михайловны.

Слайд 4 ДОМ ОТЦА

Его отец, Василий Андреевич, был купцом первой гильдии, почетным гражданином Бежецка, попечителем городской больницы. Он владел несколькими тысячами десятин пашни и леса, которые пустил в оборот: разбил на участки и сдавал многочисленным арендаторам.

Мать Софья Михайловна была из обедневшей дворянской семьи и получила хорошее образование. Она прекрасно говорила по-французски, играла на рояле, пела, знала литературу. Ее стараниями в доме была собрана неплохая библиотека. Музыкальные способности проявились у мальчика рано. Под ее наблюдением Василий прилежно играет на фортепиано. С ранних лет он соприкоснулся с фольклорной стихией и на всю жизнь запомнил сотни поговорок и прибауток, частушек, загадок и детских историй.

Слайд 5 ГОРОД БЕЖЕЦК

2. Детские годы мальчик провёл в своем родном Бежецке, в тесном общении с простым народом. Его первые музыкальные впечатления были связаны с музицированием матери. Она любила в часы отдыха напевать под собственный аккомпанемент песни и романсы, а также маленький Василий любил слушать старинные народные песни, которые исполняла на кухне прислуга.

СЛАЙД 6 ТАЛАНТ И ПОКЛОННИК

Повзрослев, мальчик и сам стал принимать участие в деревенских забавах, хороводах и плясках. К 14 годам он уже умел играть на многих народных инструментах и знал все народные песни, которые пелись в округе.

СЛАЙД 7 МАЛЬЧИК С БАЛАЛАЙКОЙ Позже Андреев писал: «…Нет милее для меня песни русской, которую я воспринял непосредственно от народа. В ранней юности запечатлелась она в душе моей»

СЛАЙД 8 КРЕСТЬЯНИН АНТИП И ПАСКИН

Большое значение на музыкальный выбор Андреева оказали знакомство с балалаечником-самородком крестьянином Антипом и с балалаечником-любителем бежецким помещиком Александром Степановичем Паскиным. Вот что рассказывал В.В.Андреев, вспоминая об этом:

«Был тихий июньский вечер. Я сидел на террасе и наслаждался тишиной деревенского вечера. Вдруг совершенно неожиданно услыхал дотоле еще неведомые для меня звуки. Я сорвался с места и подбежал к флигелю, откуда неслись звуки. Передо мной на ступеньках крыльца сидел крестьянин и играл на ...балалайке!... Я уже видел раньше этот инструмент в маленьких лавках на окнах, но никогда еще не слыхал игры на нем. Я был поражен ритмичностью и оригинальностью приема игры и никак не мог постичь, как такой убогий с виду, несовершенный инструмент только с тремя струнами, может давать столько звуков».

Всего несколько дней понадобилось В.В. Андрееву для того, чтобы не только скопировать игру Антипа, но и превзойти его. Неподалеку от села Марьино, куда переехала семья Андреевых, находилось поместье А.С. Паскина. Частые визиты В. В. Андреева к своему соседу не прошли бесследно. У А.С. Паскина он научился многим новым приемам и с успехом выступал на любительских вечерах.

Энтальцев Дмитрий: р. н. п. «Выйду ль я на реченьку»

СЛАЙД 9 ВИДЕО « РЕЧЕНЬКА»

Слайд 10 ПОРТРЕТ КУЛИКОВА С БАЛАЛАЙКОЙ

Послушав помещика, который играл блестяще, виртуозно, Андреев заказал для себя балалайку. С этого момента началась для него огромная, всепоглощающая любовь к замечательному русскому инструменту - балалайке. О своем детстве он писал: «14 лет от роду я играл самоучкой на 12 инструментах, не зная ни одной ноты». В студенческие годы юноша усиленно занимался на скрипке. В этот период у Андреева формируются педагогические понятия о системе занятий. Все это успешно применил впоследствии: скрипичные навыки помогли будущему « отцу русской балалайки»

Сырников Илья « Искорки»

СЛАЙД 11 ВИДЕО «ПАДАЮЩИЕ ЗВЕЗДЫ»

Незамысловатая 3х струнная «игрунья» на протяжении веков была очень любима в деревенском быту, а с 1 половины 19 века, самым распространенным инструментом. Но для людей из богатых семей, она являлась не престижным инструментом. Да и в среде интеллигентов не пользовалась популярностью. Само название «балалайка» ассоциировалось с чем-то несерьезным, не стоящим внимания. Игра на ней считалась пустой забавой.

Лембак Слава «Мазурка №3»

. «Закружились хороводы

Колесом и вкруг, и вспять!

Пробудился дух народный

Русской пляски не унять!»

Во время игры (СЛАЙД 12 , 13, 14, 15, 16, 17)

СЛАЙД 18 « СТАРИННАЯ БАЛАЛАЙКА» Балалайкой называли вздорного человека или любой некачественный, расстроенный музыкальный инструмент – например дребезжащий рояль.Когда Андреев начинал свою деятельность, это проявлялось очень наглядно. Андреев был человеком ярко талантливым в музыкальном отношении, и не мог ограничиваться лишь игрой в унисон.

Фантазия неизбежно побуждала его привносить элементы подголосочности, вторить тому или иному ученику. Позже он начал сочинять свою музыку. Музыка его достаточно колоритна и сочетает в себе классическую четкость формы и необыкновенную мелодичность, искренность и задушевность, присущую народной песне. Ярким примером тому может служить произведение, которое вы сейчас услышите.

Энтальцев Дмитрий «Воспоминания о Гатчине

СЛАЙД 19 ВИДЕО О ГАТЧИНЕ

Концерты Андреева имели большой успех у публики. Число желающих научиться играть на балалайке быстро росло. Но так как ни сам Андреев, ни его ученики не знали нот, приходилось играть «на слух» «с рук» преподавателя. Следовательно, играть нужно было, повторяя его действия – поочередно или вместе с ним.

Сейчас прозвучит произведение В. В. Андреева.

Лебедев Саша «Листок из альбома»

СЛАЙД 20 « ОСЕНЬ»

СЛАЙД 21 УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БАЛАЛАЙКИ

Затем Василий Васильевич Андреев задумал балалайку усовершенствовать. По его указаниям инструментальные мастера произвели изменения в ее конструкции. На новой балалайке Андреев играл, выступал с сольными концертами.

СЛАЙД 22 « КРУЖОК ЛЮБИТЕЛЕЙ ИГРЫ»

В 1887 году, почти 130 лет назад он организовал в Петербурге «Кружок любителей игры на балалайках», а еще через девять лет кружок этот был преобразован в Великорусский оркестр.

СЛАЙД 23 « ВЕЛИКОРУССКИЙ ОРКЕСТР»

Основными инструментами этого оркестра стали балалайки различного размера: пикколо, прима, секунда, альт, бас, контрабас – один из шести видов балалайки, разработанный В. В. Андреевым совместно с Ф. Пасербским и введенный в 1887-1888 годах в балалаечный ансамбль, а несколько позже – в Великорусский оркестр. Через несколько лет Андреев в оркестр прибавил к балалайкам домры – любимые инструменты русских скоморохов.

СЛАЙД 24 СКОМОРОХИ

Скоморохи ходили по селам, городам, устраивали веселые представления, в которых высмеивали пороки и часто затрагивались «сильные мира сего». Это вызывало гнев властей. Начались преследования скоморохов. Их жестоко наказывали, ссылали, а порою и казнили. Вместе с ними преследовали и домру. И она исчезла.

« Домра — инструмент важнейший.

Красивый, с голосом нежнейшим.

Когда ты струн коснешься

В старинный мир перенесешься.

Прозвучит «Вальс – экспромт». Исполняет Чумикова Екатерина

СЛАЙД 25 ДЕВУШКА С ДОМРОЙ

СЛАЙД 26 С. И. НАЛИМОВ

Лишь в самом конце 19 века в Вятской губернии была найдена полуразрушенная домра. Андреев дает инструменту новую жизнь. Конструкция домры была воссоздана мастером краснодеревщиком из села Выльгорт под Сыктывкаром Семеном Ивановичем Налимовым.

СЛАЙД 27

Сейчас музыкальная школа носит его имя. А также на родине мастера проходят конкурсы исполнительства на народных инструментах имени Семена Ивановича Налимова.

СЛАЙД 28

На основе домры Андреев создал целое семейство домр, аналогичное семейству балалаек: басовая домра, альтовая, малая, домра пикколо.

СЛАЙД 29

Примерно тогда же были реконструированы и усовершенствованы исконно русские инструменты: гусли, брелка, свирель, трещетки, бубен.

Вальс «Бабочка»

Исполняет трио в составе:Щепина Валерия, Северюхина Эвелина, Дударь Мария

СЛАЙД 30 ВИДЕОРЯД « БАБОЧКА»

СЛАЙД 31 Н.П. ФОМИН, Б. С. ТРОЯНОВСКИЙ

Благодаря триумфальным гастролям Кружка Любителей игры на балалайках, а затем Великорусского оркестра в странах Европы и США, русские инструменты завоевали популярность далеко за пределами России, проникли во все слои общества.

Большой вклад в развитие национального оркестра внесли — Николай Петрович Фомин, Ф.А. Ниман, В.Т. Насонов, которые помогали ему в создание репертуара.

В исполнении Минеева Александра прозвучит Р.Н.П. в обр. Бориса Сергеевича Трояновского: современника В. В. Андреева « Заиграй, моя волынка» (НА ФОНЕ ПОРТРЕТОВ)

Делу возрождения народных инструментов В.В. Андреев отдал не только все свое состояние, но и всю жизнь.

На этих инструментах обучаются и в музыкальных школах и в ВУЗе, они призваны во всем мире как самобытное явление отечественной культуры.

СЛАЙД 32 ПОХОРОНЫ В. В. АНДРЕЕВА

В ночь с 24 на 25 декабря 1918 г В. В. Андреев после продолжительной болезни умер. Похоронили его на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре (Санкт-Петербург).

СЛАЙД 33

Читает Георгиев Виктор

«Умирая, унесу с собой отрадную надежду, что и моя лепта, принесенная от чистого сердца на алтарь служения родины, не пропадет бесследно …»

В 1923 году Великорусскому оркестру было присвоено имя В.В.Андреева. Насчитывается около 40 произведений В.В.Андреева для балалайки и фортепиано. Благодаря В.В.Андрееву в настоящее время имеется балалайка от контрабаса до пикколо.

(ПОСТАВИТЬ СТУЛЬЯ)

В заключение нашего урока – концерта прозвучит Вальс В. В. Андреева «Звезды блестят»

СЛАЙД 34

в исполнении ансамбля в составе:

Энтальцева Дмитрия

Минеева Александра

Георгиев Виктор

Сырников Илья

Лебедев Александр

Лембак Слава

Мартынюк Федора

СЛАЙДЫ 35, 36, 37, 38, 39, 40.

Вот и подошел к концу наш урок - концерт. Очень коротко мы постарались рассказать вам о творчестве В. В. Андреева. Приобщили к народной музыке, творчеству балалаечника — создателя русского народного оркестра.

СЛАЙД 41(Спасибо за внимание!)

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области